Исторически сложилось так, что нравственная и эстетическая сферы культуры неразрывно связаны друг с другом, в первую очередь тем, что представляют область духовной культуры. Поэтому развитие нравственной и эстетической сфер происходит путем длительных и качественных изменений личности в ходе ее социализации.
В основе понимания сущности нравственно-эстетических ориентаций лежат две основополагающие категории – «нравственность» и «эстетика». Мы считаем, что целесообразно дать определение данным понятиям, и рассмотреть, как раскрываются понятия «нравственное воспитание» и «эстетическое воспитание» в различной научной литературе, раскрыть их взаимосвязь, так как именно в процессе воспитания у учащихся формируются нравственно-эстетические ориентации.
Нравственность – в широком смысле – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.
Нравственность – в узком смысле – совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу [16].
В философском энциклопедическом словаре «нравственность» определена как один из особо важных и существенных факторов общественной жизни. Она заключается в согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, действиями и стремлениями сограждан, с их интересами и достоинством, с интересами и достоинством всего общества [55].
В.И. Даль считал, что нравственный – противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но составляющий с ним общее духовное начало. К умственному относится истина и ложь, к нравственному – добро и зло» [62, с. 236].
В «Кратком словаре по философии» нравственность отождествляется с понятием морали и объясняется как особая форма общественного сознания, которая выражена в правилах поведения, сложившихся в соответствии с убеждениями и представлениями людей о чести и совести, добре и зле, порядочности и справедливости и др., обеспечиваемых силой общественного мнения [55].
У Д.Н. Ушакова нравственность – 1) совокупность норм, определяющих поведение человека; 2) само поведение человека; 3) моральные свойства [52].
В словаре Ожегова даётся следующее толкование этого понятия: «нравственность ― внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» [39, с. 414].
С.Л. Рубинштейн считает, что именно развитие нравственных качеств составляет основу поведения. В младшем школьном возрасте ребенок познаёт сущность нравственных категорий и учится оценивать поступки и действия окружающих.
В словаре по этике есть следующее определение: «нравственность – это форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Нравственность выступает в роли определенного (обще-социального) закона, регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни – в труде и быту, в политике и науке, в семье и общественных местах» [42, с. 256].
Эти определения дают основание считать, что «нравственность» – это одна из категорий культуры. Руководствуясь своими понятиями о нравственности, человек обеспечивает разные качества существования общества, а общество, в свою очередь, формирует нравственную систему ее индивидов. Мы рассматриваем нравственность как совокупность общих принципов поведения людей по отношению к себе, к другим людям, к обществу. Формирование нравственности подрастающего поколения осуществляется через воспитание.
В педагогическом словаре нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения [14].
По мнению И.П. Подласова, нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [42]. Нравственное воспитание – это двусторонний процесс, который заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, а именно, в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и в поведении [9].
Нравственное воспитание подрастающего поколения – это задача основных институтов социализации: семьи, школы, учреждений профессионального образования и т.д.
Количество социальных институтов, принимающих участие в нравственном воспитании ребенка, варьируется в зависимости от возраста. Огромное значение в нравственном воспитании личности ребенка имеет единство нравственных требований всех институтов социализации.
При этом важно воздействовать на личность в рамках единой системы нравственных ценностей, соблюдать преемственность цели и задач.
В нашей работе мы остановимся на таком социальном институте, как школа, где нравственное воспитание личности ребенка – одна из основных задач.
Нравственное воспитание в школе предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как достоинство, долг, совесть, честь.
В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственности закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [50, с. 29].
Следовательно, нравственного воспитания – это совокупность педагогических воздействий, обеспечивающих развитие нравственных качеств личности, основанных на системе нравственных ценностей того социокультурного пространства, в котором данная личность существует. Результатом нравственного воспитания может стать осознание норм, определяющих поведение личности и отношение ее к окружающей действительности, к другим людям и к себе.
Обобщив особенности нравственной сферы личности, обратимся к особенностям сферы эстетической, для того, чтобы выявить общее основание двух данных сфер духовной культуры.
Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» – чувствующий, чувственный. В толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее определение: Эстетика – философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии [39].
В кратком словаре по эстетике: «Эстетика – наука, изучающая природу, основные законы развития и функционирования эстетического в природе, обществе, в материальном и духовном производстве, в образе жизни, общении людей, формы эстетического сознания (чувство, восприятие, потребность, вкусы, оценки, идеалы, категории), основные закономерности возникновения, развития и места в жизни общества искусства как высшей формы проявления эстетического. Составной частью эстетики является теория эстетического воспитания» [49, с. 401].
В том же словаре эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [21, c. 81].
Ю.С. Любимова дает следующее определение: «Эстетическое воспитание – целенаправленная система действенного формирования человека, способного с позиций общественно-эстетического идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное в жизни и искусстве, способного жить и творить «по законам красоты» [25, с. 60].
И это крайне важно, потому что оно нацеливает всю систему эстетико-воспитательной работы на формирование эстетически активной, творческой, а не пассивной, созерцательной личности.
Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. В активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического, видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко [41].
Н.И. Киященко придерживается той же точки зрения. В своих работах он говорит, что успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания» [17, с. 29].
Нельзя не признать, что эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе, а разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, организованности, настойчивости.
Поэтому наиболее удачно, на наш взгляд, цель эстетического воспитания обозначил М.М. Рукавицын. Он полагает, что конечная цель эстетического воспитания – гармоничная личность, всесторонне развитый человек: образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства [45].
Ученые дают множество толкований понятия «эстетическое воспитание», но мы опираемся на трактовку К. Маркса. «Эстетическое воспитание ― целенаправленный процесс формирования творчески активной личности школьника, который способен воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в искусстве и жизни, жить и творить по законам красоты» [29, с.309].
Эстетическое воспитание, нельзя рассматривать отдельно от нравственного воспитания, потому что этические и эстетические представления связаны как с положительными, так и с отрицательными переживаниями человека. Кроме этого, нравственное и эстетическое ― это ценностные отношения, которые предполагают восприятие и оценку предметов и явлений с позиций добра и красоты.
По мнению О.В. Лармина, целью нравственно-эстетического воспитания является формирование сознания и деятельности людей в духе высоких, непрерывно творчески развивающихся нравственных и эстетических идеалов. В начальной школе ими могут служить персонажи русских народных сказок, былин, песен.
В общем смысле, идеал рассматривается как абстрактное представление о совершенном человеке, который обладает самыми лучшими нравственными качествами, а также является звеном, связывающим цели и ценности воспитания.
Таким образом, рассматривая нравственную и эстетическую сферу личности, можно сделать вывод, что нравственно-эстетическое воспитание – это единый процесс, в котором обе сферы связаны общим основанием – целью развития духовной сферы личности, ее гуманизации и социализации.
Вопросы нравственно-эстетического воспитания нашли отражение в работах ученых и методистов З.Ю. Дмитриевой, И.И. Загорецкой, М.С. Каган, Л.В. Калининой, Е.В. Карпухиной, Л.В. Котенко, А.Ю. Никитченковой, Д.В. Ревякиной, Е.Я. Сироткиной, Н.А. Стефаненко, Г.И. Тарасовой, А.В. Тутолмина и др., которые сформулировали сущность и содержание нравственно-эстетического воспитания личности; предложили модели, методы, приемы, направленные на нравственно-эстетическое воспитание. С педагогической точки зрения важно обратить внимание на замечание этих исследователей: «нравственное и эстетическое воспитание – трудоемкий процесс формирования и развития ценностей, взглядов, идеалов личности; вкусов подрастающего поколения» [14, с. 15].
И.А. Фархшатова определяет нравственно-эстетическое воспитание как процесс целенаправленного взаимодействие воспитателей и воспитанников, в котором создаются условия для самовоспитания, развития способности воспринимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, совершенствовать окружающий мир на основе гуманистических идеалов, общечеловеческих ценностей и норм морального поведения [54].
По мнению О.В. Лармина, главной целью нравственно-эстетического воспитания является формирование сознания и деятельности людей в духе высоких, непрерывно развивающихся нравственных и эстетических идеалов, что является неотъемлемыми составными элементами духовной культуры.
Общеобразовательная школа ставит перед собой следующие задачи по нравственно-эстетическому воспитанию учащихся:
– формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;
– ориентацию в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
– выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
– развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
– развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
– формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности;
– формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой [51].
Через воспитание осуществляется формирование нравственно-эстетических ориентаций. В психологическом словаре ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Т.Б. Сандабкина в своей статье «Психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений младших школьников» (Вестник Бурятского Государственного Университета, 2019. № 15. с. 151–155) раскрывает конечный результат воспитания: «обобщенный образ о добре, зле, любви, красоте, понимание и проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживание чувствам других людей» [47, с.151].
Мы не можем не признать, что для младшего школьника – это сложный выбор определенной системы общечеловеческих, мировоззренческих ценностей и этических норм, сопровождающийся переживаниями совести.
Как отмечено в исследованиях (А.В. Зосимовский, А.В. Петровский, Т.Б. Сандабкина и др.), в младшем школьном возрасте важно развитие когнитивных способностей (формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль), формирование желания совершать добрые поступки для людей, которые не входят в его ближний круг.
Определяя понятия «эстетические ориентации» как прочувствованные и пережитые детьми образы, связанные с красотой и выразительностью окружающего мира и побуждающие ребенка к выстраиванию с ним гармоничных, упорядоченных, целесообразных взаимоотношений» мы опираемся на исследования П.М. Якобсона [61, с. 34].
Е.С. Галанжина углубила и расширила понимание «нравственно-эстетических ориентаций» как «образы, отражающие нормы и принципы поведения людей по отношению к обществу и другим людям, образы человеческих ценностей и добродетелей, воплощенных в категориях «добро» и «зло», «прекрасное» и «безобразное»» [9, с. 6].
А.В. Тутолмин в своей работе выделил показатели сформированности нравственно-эстетических ориентаций. Он представил следующие показатели: адекватность, осознанность, полнота, действенность, прочность, однако они не вполне приемлемы для определения нравственно-эстетических представлений у детей младшего школьного возраста [51].
В поиске объективного инструментария мы обратились к исследованиям О.П. Котикова и В.Г. Кухаронак. В эстетической воспитанности личности они выделяют следующие сущностные объекты: развитие эмоциональной сферы личности, передача учащимся необходимых художественных знаний и развитие их творческого потенциала [20].
Ю.С. Любимова в своей работе выделяет такие критерии сформированности эстетических ориентаций у младших школьников: когнитивный (эстетические представления и знания, учащихся в области искусства); эмоционально-побудительный (эстетическая направленность личности, интересы, склонности, предпочтения); деятельностный (практические умения и навыки эстетико-предметной деятельности, проявление творческой активности) [25].
На основании исследований авторов, можно выделить следующие основные показатели сформированности нравственно-эстетических ориентаций у младших школьников: когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный.
Раскрыв сущность и определив показатели сформированности нравственно-эстетических ориентаций у младших школьников, можем сделать вывод, что нравственные и эстетические ценности неразрывно связаны, поэтому их необходимо рассматривать в совокупности. Нравственно-эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических и нравственных ориентаций у младших школьников, но и всей личности в целом.
Другими словами, нравственно-эстетическое воспитание школьников можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать не только его поступки, но и эстетическое восприятие окружающего мира, видеть прекрасное в человеке и его поступках.
В результате такого воспитания ребенок начинает действовать не только для того, чтобы заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
Итак, обобщая теоретические подходы к пониманию смысла «нравственно-эстетические ценности», мы выделяем эмоционально-нравственную готовность человека понимать нравственные нормы как эстетически ценное проявление человека в делах и поступках.
Библиографический список
1. Галанжина Е.С. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников. Курск: РОСИ, 2010. 264 с.
2. Киященко Н.И. Эстетическая культура. М.: Знание, 2016. 201 с..
3. Котикова О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей; педагогическое внешкольное учреждение. Научно-методический центр учебной книги и средств обучения. Минск: Універсітэцкае, 2013. 192 с.
4. Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя / под ред. Е.А. Аконьшина, В.Р. Аронова, М.Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 2013. 224 с.
5. Любимова Ю.С. Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей нач. кл. Минск: Пачатковая школа, 2008. 114 с.
6. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. Об эстетике и эстетическом воспитании: Сборник. М.: Политиздат, 1988. 293 с.
7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 4 издание. М., 2006, 944 с.
8. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.
9. Сандабкина Т.Б. Психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений младших школьников // Вестник Бурятского государственного университета, 2013. № 15. С. 151–154.
10. Сухомлинский В.А. Собрание сочинений: Учебное пособие. М.: Логос, 1999. 400 с.
11. Тутолмин А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2003. 212 с.
12. Фархшатова И.А. Нравственно-эстетическое воспитание подростков в учреждении дополнительного образования: дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2003. 163 с.
13. Философский энциклопедический словарь. / гл. редакция: Л.Ф.Ильичѐв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалѐв, В.Г.Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.
14. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Знание, 1976. 96 с.
Электронные ресурсы
15. Толковый словарь живого великого русского языка В.И.Даля. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http//href="http://www.dict.t-/">www.dict.t-mm.ru/dal/n/nr.html