О патриотическом воспитании студентов-медиков

Разделы: Патриотическое воспитание

Ключевые слова: патриотическое воспитание


Любовь к Родине – это один из нравственных ориентиров, в которых нуждается современное российское общество. Годы перестройки отмечены громадными потрясениями, которые неизбежно должны были отразиться на всех сторонах российского общества. Общество стремилось к коренным переменам, но при этом легкомысленно и неразборчиво отметали все разумное, что содержало в себе недавнее прошлое нашей страны. Это привело к тому, что была утрачена часть достижений этого прошлого, и в наши дни мы собираем горький урожай чрезмерного перестроечного рвения. Здесь уместно вспомнить Ж.Жореса, который говорил, что «из прошлого надо уметь брать огонь, а не пепел».

Это в полной мере может относиться и к такой важной государственной проблеме, как патриотическое воспитание студенческой молодежи. Сегодня молодые люди заражены нигилизмом, поэтому воспитание у них патриотизма требует бережного и конструктивного (без замалчиваний и крайностей) изучения всех этапов отечественной истории, постижения причин и сути противоречивого развития нашей страны (Максимова В.Е., 1995), в том числе – через преподавание конкретных медицинских предметов. Патофизиология – часть культуры человечества (Калинкин М.Н., 1998), а отечественная патофизиология – часть интеллектуального достояния нации. В.И.Даль считал, что «патриот – это любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник, а патриотической значит отчизненный, отечественный, полный любви к отчизне». Хотелось бы в этой фразе подчеркнуть слово «полный». Слово патриот греческого происхождения и переводится буквально как земляк или соотечественник. В словаре иностранных слов приводится двоякое толкование слова патриот: 1) человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, и 2) человек, преданный какому-либо делу, глубоко привязанный к чему-либо. Мы являемся свидетелями ощутимого процесса смены поколений, в том числе и среди преподавателей высших учебных заведений. При этом молодые преподаватели, не имея большого жизненного опыта своих учителей, практически не готовы должным образом проводить воспитательную работу среди студенческой молодежи. В настоящее время стройного и продуманного плана патриотического воспитания молодежи в медицинских вузах практически нет. Старая система с ее недостатками и положительными сторонами уже разрушена, а новая только зарождается и находится, по существу, в утробном состоянии. Большую роль в работе по патриотическому воспитанию студентов-медиков всегда играли кафедры военной и экстремальной медицины, а также такие предметы, как военно-полевая терапия и военно-полевая хирургия. В новых социальных условиях повышается роль патриотического воспитания через остальные предметы гуманитарного, медико-биологического и клинического циклов.

Патриотическое воспитание не сводится только к воспитанию любви к родному языку, к краю, к национальной культуре. Это и воспитание высокого чувства гражданского долга, ответственности перед Родиной. Ф.М.Достоевский писал: «Нет выше идеи, как пожертвовать своей жизнью, отстаивая своих братьев и свое отечество, или даже просто отстаивая интересы своего отечества». С борьбой за овладение врачебной специальностью связан тот профессионализм, который отличает настоящего специалиста как патриота. «Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство – силою его патриотизма», − говорил Н.Г.Чернышевский. С нашей точки зрения, патриотизм интеллектуала связан адекватной оценкой интеллектуального вклада Родины в копилку человечества. Хотя система здравоохранения в каждой стране действует в рамках национального законодательства, тем не менее – вопреки ходульному тезису доктора Й.Геббельса об арийской и неарийской науке - не существует национальной медицины, как нет национальной физики, химии и математики. Если мы считаем медицину наукой, то обязаны согласиться с ее международной сутью. В любом конце мира врач, ежедневно измеряя пациентам кровяное давление, пользуется стетоскопом, придуманным французом Лаэннеком, аппаратом, предложенным итальянцем Рива-Роччи и выслушивает тоны, значение которых первым оценил русский Коротков. Задачи воспитания студенческой молодежи в духе патриотизма невозможно отделить от преподавания медицинской профессии, тем более в условиях прекращения деятельности кафедр военной медицины в большинстве вузов. Патриотическое воспитание, как воспитание вообще, начинается в детстве, составляя один из важнейших факторов формирования личности человека. Большой мастер сатиры и большой знаток человеческой души Аркадий Аверченко говорил: «Желуди-то одинаковы, но когда вырастут из них молодые дубки – из одного дубка делают кафедру для ученого, другой идет на рамку для портрета любимой девушки, а из третьего дубка смастерят такую виселицу, что любо-дорого…».

Патриотическое воспитание не будет эффективным, если допускать попытки извратить историю, принизить, оболгать славные дела наших пращуров. Знание истории развития нашей цивилизации порождает чувство гордости за славные деяния предков, а понимание негативного опыта помогает извлечению полезных уроков. Изучение истории России как неотъемлемой части мирового сообщества способствует пониманию объективной роли Отечества в мировом общественном процессе Преподавая медицину в классическом университете, мы убедились в благотворном влиянии глубокого изучения такого, казалось бы, непрофильного предмета, как история на умы студентов-медиков. Задача воспитания патриотизма через предмет, на наш взгляд, не сводится к подчеркиванию приоритета тех или иных отечественных ученых в описании медицинских явлений и разработке медицинских методов. Главное не в том, что одесский врач Розенблюм предложил метод пиротерапии на десятилетия раньше, чем это сделал датчанин Вагнер-Яурегг, удостоенный за пиротерапию Нобелевской премии. Главное в другом. Патриотизм, особенно – в эпоху глобализации – это в значительной мере приверженность определенным культурно-этническим традициям. В медицинской науке традиции воплощаются в рамках преемственных научных школ. Поэтому для истинного патриотизма медика-профессионала крайне важно, чтобы он осознавал, к какой научно-профессиональной школе принадлежит он сам и его учителя. Немыслимо преподавание патофизиологии «без авторства». Профессор консерватории никогда не зачтет свой предмет студенту, который недурно сыграл мелодию «Танца маленьких лебедей», но не помнит ее автора. Точно так же и в нашем предмете важна не только сводка фактов, но и история идей – а это, прежде всего, история научных школ, как часть истории культуры. В течение длительного периода научные школы в нашем Отечестве под-вергались гонениям, а то и просто разрушались. Главной причиной этого были социально-политические ограничения, не позволявшие учителям приглашать тех учеников, которых они хотели видеть своими наследника-ми. Места талантливой, но анкетно неподходящей молодежи по необходимости занимали комсомольские и профсоюзные выдвиженцы с благополучными анкетами. И хотя среди них были и очень способные люди, год за годом в тенденции это вело к выхолащиванию научной преемственности, гром грянул в последние десятилетия ХХ столетия, когда заменить корифеев оказалось некому, и специалисты с ограниченным духовно-интеллектуальным потенциалом в силу фактора времени оказались на ключевых позициях. В национальной культуре и существовании российской цивилизации произошел общий откат.

В нашем понимании, патриотизм в профессиональном образовании медика начинается с осознания духовного единства с учителями, преемственности труда и идей применительно к отечественным научным школам.

И порой неопубликованные в учебниках «байки» о воззрениях и деяниях учителя, которые преподаватель доносит на лекциях до нового поколения учеников, значат больше, чем сухие факты или громкие слова. Естественно, это предполагает достаточно глубокие предметные знания, а главное – патриотическую воспитанность самих воспитателей, их приверженность научной школе. Каждый преподаватель как старший наставник сам должен быть примером служения Родине. Недаром французский просветитель XVIII века Ш.Монтескье писал: «… лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». В патриотическом воспитании через предмет необходимо, прежде всего, видеть возможность пробуждения у студентов любви к благородной профессии врача, к русской медицинской науке. Воспитанию этих качеств во многом помогает изучение истории медицины и ее славных традиций, обращение к примерам из жизни выдающихся российских медиков. Патриотизм не имеет ничего общего с ксенофобией – это бережное отношение к общечеловеческой культуре, создаваемой трудом всего народа. Важной составляющей патриотического воспитания студентов в большом многонациональном вузе является привитие интернационализма. Преподаватель, проявляя внимание и уважение к культурно-этническим традициям, носителями которых являются его ученики-выходцы из разных стран, донося до них достижения научно-профессиональной школы, к которой принадлежит сам, содействует дружбе народов и благу своего Отечества.