Первые шаги в работе педагога с детьми

Разделы: Профессия — педагог

Класс: д/с

Ключевые слова: взаимодействия общения дошкольников с педагогами


Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный педагог
Л.Толстой

Во многом воспитатель – это энтузиаст, человек, работающий не для высокой зарплаты, а потому что действительно любит детей и свою профессию. При этом начинающий воспитатель не всегда является молодым специалистом, довольно часто встречаются люди более зрелого возраста, которые решили посвятить свою профессиональную жизнь воспитанию детей.

Однако, не важно является ли воспитатель молодым выпускником вуза, или же переквалифицировался из другой профессии, для каждого начинающего специалиста одной из первых трудностей становится то обстоятельство, каким именно образом необходимо организовать взаимодействие с детьми, чтобы оно было максимально продуктивным для всех его участников и стало началом большого воспитательного пути. В настоящее время общество пропагандирует новую модель отношений воспитателя и ребенка, которая является «субъект - субъектной». Ее важнейшей характеристикой является то, что происходит смена позиции педагога как такового – теперь ему необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника, его потребности, возможности и эмоции, он должен стимулировать активность ребенка, оставляя в стороне свой авторитет. Все эти условия делают из объекта субъект взаимодействия. В связи с этим деятельность воспитателя становится нестандартной, сложной, творческой.

Начинающему специалисту необходимо помнить, что педагогическое творчество является важнейшим элементом педагогического взаимодействия взрослого с ребенком, оно выступает непременным условием продуктивного воспитательного процесса, центральной фигурой которого выступают дети. Воспитатель детского сада – это достаточно трудоемкая профессия, но даже начинающему педагогу необходимо помнить, что самым главным в его деятельности должно стать развитие личности и индивидуальности ребенка. Деятельность воспитателя должна быть разнообразной и непредсказуемой для детей, он должен находить нестандартные способы предоставления образовательных заданий, применять способы стимулирования творческой инициативы воспитанников, их познавательной деятельности. При этом нужно помнить, что дети являют из себя замечательных психологов, которые не любят фальшивых людей, в связи с чем, педагог должен быть с ними искренним и правдивым.

На начальном этапе взаимодействия с детьми необходимо добиться и заслужить их уважение, при этом проявляя его к детям. Нужно быть честным и обязательным с воспитанниками. Слова, сказанные воспитателем не должны расходиться с действиями, которые он осуществляет. Это связано с тем, что дети не станут уважать человека, который сам не верит в то, что говорит. Поскольку ведущим видом деятельности воспитанников дошкольного учреждения является игра, контакт молодого педагога должен быть реализован через игру, поскольку именно через нее реализуются все остальные виды деятельности ребенка как в группе на занятиях, так и на прогулке.

Кроме того, необходимо учитывать, что зачастую дети – дошкольники просто не слышат и не воспринимают общих просьб и рекомендаций взрослого, они понимают только слова, обращенные к каждому конкретному ребенку, поэтому важно называть ребенка по имени, сопровождая свои слова касанием или поглаживанием, например, по голове или по плечу.

Таким образом, каждому начинающему педагогу важно помнить, что уважение и вежливость ребенка воспитываются только уважением и вежливостью взрослого.

Список использованной литературы

  1. Веракса, А.Н., Гуторова, М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов.- 2-е изд., испр . / А.Н.Веракса, М.Ф.Гуторова. - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  2. Волков, Б.С. Учим общаться детей раннего возраста / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - M.: Сфера, 2013. - 128 c.
  3. Данилина, Т.А., Зедгенидзе, В.Я., Степина, Н.М. В мире детских эмоций / Т.А.Данилина, В.Я.Зедгенидзе, Н.М.Степина. - М., 2006.
  4. Курбан, С.Ф. Методические рекомендации воспитателям, направленные на организацию гуманных взаимоотношений между детьми  // Минский городской методический портал // Дошкольное образование
  5. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования / Р.В.Овчарова. - М.: Сфера, 2000.