Занятие по внеурочной деятельность "Письма и открытки" для учащихся 2 класса

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 2

Ключевые слова: письма, открытки, почта, голубиная почта, голубь


Цели:
  • Образовательная — познакомить с историей возникновения писем и открыток, с материалами, на которых писали письма в прошлом, с правилами написания писем, с интересными фактами из жизни голубей.
  • Развивающая — научить сравнивать и находить взаимосвязи между миром животных и человека, способствовать развитию наблюдательности, творческих и коммуникативных способностей.
  • Воспитательная — показать значение переписки в жизни людей, развить умение работать в паре, группе, прививать любовь к животным.

Задачи:

  1. Познакомить с интересными фактами из жизни голубей.
  2. Провести взаимосвязи между деятельностью человека и животных.
  3. Познакомить с историей возникновения писем и открыток, с материалами, которые используются и использовались в прошлом, для их изготовления.
  4. Познакомить со способами доставки писем.
  5. Познакомить со значением слов «кардмейкинг» и «филателист».
  6. Научить изготавливать конверт, составлять письмо.

Перечень универсальных учебных действий (УУД):

Личностные

  1. Смыслообразование (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом).

Регулятивные

  1. Целеполагание.
  2. Планирование.
  3. Прогнозирование.
  4. Выполнение действий по алгоритму.
  5. Контроль.
  6. Коррекция (внесение дополнений в план и способ действия).
  7. Оценка.
  8. Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результатов деятельности.

Познавательные

  1. Ориентирование в своей системе знаний, отличие нового от уже известного с помощью учителя.
  2. Анализ (выделение признаков), синтез (составление целого из частей), сравнение, обобщение.
  3. Проведение аналогий, выявление закономерностей, выводы.
  4. Установление причинно-следственных связей.
  5. Подведение под понятие.
  6. Самостоятельная постановка цели, формулирование проблемы и создание алгоритма деятельности.

Коммуникативные

  1. Умение слушать и вступать в диалог.
  2. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
  3. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
  4. Умение договариваться (кооперация) и умение использовать ресурсы другого.
  5. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Ход занятия

I. Организационный момент. Приветственное слово.

Мы – умные!
Мы – дружные!
В нашем классе учимся!
Всё у нас получится.

II. Актуализация опорных знаний (1-2 минуты).

Учитель читает загадку:

Летит почта скорая,
Почта сизопёрая
И приносит вести
Вёрст за сто, за двести.
(голубь)

– Какие слова в загадке помогли назвать эту птицу?

– Совершенно верно! Предположите, какая будет тема занятия, о чём мы сегодня будем говорить?

– Это голубь-почтальон! Он доставил важное письмо. Сегодня я расскажу вам о его профессии.

– Давайте прочитаем тему урока.

– Какую цель поставим на уроке? (Сегодня на уроке будем знакомиться с историей возникновения писем и открыток, а я вам в этом помогу)

III. Изучение нового материала.

1. О голубях и письмах (4 минуты)

– Сначала познакомьтесь с родственниками голубя.

А) Самый распространенный в нашей стране – сизый голубь. Сизый, это значит с серо-синим отливом. Вы прекрасно его знаете. В любой день его можно увидеть на городских улицах. Сизый голубь стал родоначальником всех пород домашних голубей. Всего в мире насчитывается около 300 видов диких голубей и 800 домашних.

Б) Голуби, обитающие в дикой природе, выглядят не так, как привычные городские. Знакомьтесь, это белогрудый голубь – житель Восточной Азии и Гималаев.

В) Клинту́х – близкий родственник сизого голубя, живёт в парках и лесах Европы, Западной Сибири, а также в Африке.

Г) А мадагаскарский синий голубь – обитатель тропических лесов.

Д) Чёрный голубь – островной вид голубей, обитает преимущественно в Японии. Там он объявлен памятником природы.

Е) Венценосный голубь населяет Новую Гвинею и близлежащие острова. Правда, красивый?

Ж) Крапчатый голубь – африканский вид голубей. Его перья красно-коричневого цвета с треугольными белыми пятнами.

– Видите, ребята, как много на свете разных голубей. А скажите, кто-нибудь догадался, почему именно голубь помогает нам изучить тему «Письма и открытки»?

– Правильно, потому что голуби с давних времён служили человеку почтальонами. А вы знаете, когда было написано первое письмо?

– Точно на такой вопрос очень сложно ответить. А сейчас давайте подумаем, какими способами люди доставляли почту в разные времена? Кто знает?

– У вас на партах лежит листочек с текстом, прочитайте и узнайте, какими способами раньше доставляли почту. (Парная работа)

В разные времена почту доставляли по-разному. Существовала, к примеру, бутылочная почта. Письмо запечатывали в бутылку и бросали в океан.

Была распространена ещё «перекладная почта». Чтобы отправить письмо перекладной почтой, путешественника спрашивали, куда он держит путь, и просили передать письмо.

С появлением транспорта почту стали перевозить на автомобилях, поездах, пароходах, самолётах.

– Сейчас люди тоже пишут друг другу обычные письма, но чаще используют электронную почту.

– Ребята, мы уже говорили, что раньше именно голуби служили человеку почтальонами, они могли переносить письма на большие расстояния. Такая почта была надёжней бутылочной и быстрее перекладной. А как же люди додумались сделать птиц своими вестниками? Давайте спросим у самого голубя.

2. Голуби и их ноша (2 минуты)

(Говорит голубь)

– Давным-давно люди заметили, что мы, голуби, любим гнездиться под крышами храмов. Вероятно, по этой причине нас в древности почитали как священных птиц. Трудно сказать, кто первым догадался использовать нас как почтальонов. Это было больше 5 тысяч лет назад на территории современного Ирака, где тогда жил древний народ – шумеры. Мы, голуби, прекрасно ориентируемся в пространстве. Мы можем вернуться домой, откуда угодно. Как же мы находим дорогу, спросите вы? На этот вопрос не могут ответить даже учёные. Одни считают, что мы ориентируемся по солнцу. Вторые – что используем магнитное поле земли. Третьи – что нам помогает обоняние. Это большая загадка. Но чтобы доставлять почту и находить дорогу домой, нам нужна специальная тренировка. Тренировать молодых голубей начинают с коротких расстояний, затем расстояние увеличивают и меняют направления. Послание осторожно прикрепляют нам к лапке или к спинке, чтобы оно не мешало в полёте.

Очень важную роль сыграли почтовые голуби в Великой Отечественной войне. С их помощью было передано около 15 тысяч донесений. За эти заслуги нам поставлены памятники во Франции и Англии.

– И сегодня, когда современные армии имеют передовые технологии для передачи сообщений, продолжается обучение почтовых голубей. Их используют в ситуациях, когда применение других средств связи невозможно!

– Современная «ноша» голубей» – это послание, записанное на бумажном или электронном носителе. Раньше, когда бумага была очень дорога, а электронные носители ещё не изобрели, люди письма писали на других материалах. Ребята, вы знаете, на чём раньше люди писали письма?

3. Письма из прошлого (4 минуты)

– Издавна люди писали письма на самых доступных и удобных материалах. В древней Руси, например, писали на берёсте.

– А вот в Египте берёз нет, там использовали папирус. Это материал, похожий на бумагу, сделан из тростника—папируса. Ещё были глиняные и восковые таблички. Позже появился пергамент. Это специально обработанная кожа животных. Лишь затем стали делать

бумагу.

4. Отдыхайка (3 минуты)

5. Внешний вид письма (3 минуты)

– Ребята, вспомните, как сейчас отправляют письма?

– Правильно. Они упакованы в конверт, на котором написан адрес. На конверте наклеены почтовые марки. А зачем нужны марки на конверте?

– Чтобы ваше письмо пришло в любой уголок Земли, на нём должна быть марка. Это плата за его доставку. Иногда красивые или редкие марки покупают не потому, что нужно отправить письмо. Их коллекционируют. А вы знаете, как называются люди, которые коллекционируют почтовые марки? Это филателисты.

– А как вы думаете, ребята, зачем писать письма?

– Кто-нибудь пишет письма вам или вашим родителям?

– А вы сами когда-нибудь писали письма?

6. Практическая работа «Письмо» (5 мин.)

– Ребята, я вам предлагаю научиться составлять письмо. Вам нужно составить из предложений письмо. Для этого расположите предложения в логическом порядке. (Работа в группах)

Здравствуй, Катя!
Я была очень рада получить от тебя письмо.
У меня много новостей: я научилась плавать, на день рождения мне подарили попугая и скоро у меня начнутся каникулы.
Как у тебя дела? Где проведёшь каникулы.
До свидания! Твоя подруга Таня.

– Давайте проверим, как вы восстановили письмо.

– Сначала надо поздороваться, поблагодарить за написанное письмо, поделиться своими новостями, затем спросить о том, какие новости есть у друга и обязательно письмо надо подписать.

– Молодцы! Вы отлично справились и с этим заданием.

7. Практическая работа «Конверт» (5 мин)

– А теперь давайте изготовим конверт для нашего письма.

8. Открытки и кардмейкинг (5 минут)

– А ведь мы с вами ещё не побеседовали о самой яркой, самой красочной составляющей культуры письма—об открытке (или открытом письме с картинкой).

– Посмотрите, каким красивым бывает оперение у разных голубей. Такими же яркими и красивыми бывают открытки. Ребята, вы знаете, для чего они нужны?

– Открытки отправляют по почте к какому-нибудь празднику или дарят друг другу в качестве дополнения к подарку.

– Обычай дарить яркие карточки с поздравлениями пришёл к нам из Англии, где примерно 600 лет назад выпустили первую открытку. В начале 19 века большим успехом стали пользоваться поздравительные карточки, посвящённые различным праздникам.

– В России открытки появились лишь в конце 19 века. Их изготавливали из шёлка и плотной бумаги. Некоторые открытки были декорированы кружевом.

– Позднее, уже в 20 веке, было выпущено великое множество карточек-поздравлений. Такие открытки продавались в любом киоске и стоили недорого, но они потеряли свою оригинальность.

– Сейчас мода на оригинальные открытки постепенно возвращается. Всё больше людей увлечены кардмейкингом.

– Ребята, вы что-нибудь слышали про кардмейкинг?

– Кардмейкинг, от английских слов card – открытка, и make – делать, – это изготовление открыток своими руками.

– Если вы хотите, попробуйте сделать открытку своими руками дома: используйте обои, ткань, кружево, пайетки и др. подручные материалы.

9. Заключение:

(Говорит голубь)

– Вот такой интересной может быть почта! Пишите друг другу письма, ведь получать их очень приятно! До свидания, ребята!

IV. Подведение итогов (2—3 минуты).

– Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале занятия?

– Что нового вы узнали?

– Что запомнилось больше всего?

– У вас на столах лежат пёрышки. С их помощью оцените свою работу. Если вам было сегодня всё понятно и интересно, поднимите пёрышко голубого цвета. Если понятно, но трудно – жёлтого. А совсем ничего не понятно и занятие прошло неинтересно – белого.

– Спасибо всем за работу.