Урок обучения грамоте "Алфавит. Упражнения в чтении и письме"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: обучение грамоте


Цели:

  • формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слогов и слов;
  • формируем умение запоминать название и последовательность букв русского алфавита;
  • формируем умение классифицировать предметы;
  • формируем умение анализировать текст.

Формируемые УУД (технология оценивания учебных успехов):

Познавательные:

  • формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  • формируем умение представлять информацию в виде схемы;
  • формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
  • формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
  • формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
  • формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
  • формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные:

  • формируем умение слушать и понимать других;
  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • формируем умение работать в паре.

Оборудование: компьютер, проектор, рисунки животных на доске и в конвертах для работы в парах.

Ход урока

1. Орг. момент. Психологический настрой на урок.

– Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь. Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают головки руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (Учитель ходит и гладит по головкам детей.) С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки, тянутся вверх). Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики). И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки). Цветок хорошеет (дети улыбаются друг другу). Он тянется к свету, к солнцу (заканчивается музыка).

– Ребята, как цветы, тянутся к весенним лучам солнца, так и человек тянется к знаниям. Он хочет узнать много нового, интересного. Так и мы сегодня узнаем много нового и интересного.

Прочитайте стихотворение, записанное на доске.

Птицы

Ах, как много в мире птиц:
Попугаев и синиц,
Зимородков и клестов,
Пеликанов и дроздов.

Есть сороки, воробьи,
Есть фламинго, соловьи.
Голуби, кукушки,
Пеночки-простушки.

Ворона, сокол и сова
Днем в дупле сидит она
Дятел по стволу стучит,
В поле перепел кричит.

Знаешь, их так много есть!
Нам их всех не перечесть!
Радуют нас пением
И буйным оперением!

2. Актуализация знаний.

– О ком говориться в стихотворении?

– Прочитайте слова с мягким знаком.

– Какую роль он играет в этих словах?

– А какая буква похожа на мягкий знак? Чем?

– Когда в слове пишется твёрдый знак? Приведите примеры слов.

– Сегодня утром, когда я пришла в класс, на столе увидела телеграмму. Какая птичка мне её прислала, вы можете узнать, просмотрев этот сюжет. (Cюжет про тётушку Сову).

Давайте прочитаем телеграмму.

Дорогие ребята, на уроках обучения грамоте, день за днём, шаг за шагом вы узнавали буквы, учились читать, и теперь все буквы вам знакомы. Надеюсь было очень интересно! Осталась одна очень важная страничка букваря, открыв её, вы можете узнать тему урока, и справиться с заданиями, которые я вам приготовила. Номер страницы 158.
С уважением тётушка Сова.

Откройте «Букварь» на с. 158.

– Что вы видите?

– Подсчитайте, сколько всего букв.

– Сколько из них букв гласных звуков?

– Какая подсказка для этого есть на картинке? (Красный цвет.)

– Сколько букв согласных звуков?

– Что вам подсказало? (Буквы синего цвета.)

– Сколько букв, не обозначающих звуков?

Дети их называют.

– Как окрашены они?

– Почему?

– Давайте назовём правильно все буквы в нужном порядке.

– В каком порядке выстроены буквы?

– Почему буквы стоят в таком порядке? (Надо знать определён­ный порядок букв, чтобы ими пользоваться: располагать какие-то названия, слова. Так удобнее и легче для поиска.)

– Кто знает, как называется расположение букв в установленном порядке? (Азбука, алфавит.)

3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

– Определите тему урока. Назовите её.

– Ребята, а что вы хотели бы узнать на уроке об алфавите? Какая будет цель нашего урока?

– Составьте план урока.

– Что же такое алфавит? Дети высказывают свои предположения. Учитель обобщает и делает вывод. (Алфавит – это последовательность букв русского языка.)

Слово алфавит пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая «вита», получилось слово «алфавит». Вот так и живут слова-близнецы: русское слово «азбука» (по названиям первых букв аз и буки) и греческое слово «алфавит».

– Как вы думаете, зачем нужно знать алфавит?

В своей телеграмме Сова писала о заданиях, которые она нам приготовила. Давайте попробуем с ними справиться.

Задание 1.

Перед вами на экране животные (енот, белка, лев, слон, медведь). Запишите их названия в прописи на странице 42 в алфавитном порядке. А теперь поменяйтесь прописями с соседом по парте, и проверьте его работу. Оцените её.

Задание 2.

Ребята, посещая библиотеку, вы заметили, что библиотекари быстро находят ту или иную книгу. Почему? (книги расположены на полке в алфавитном порядке)

Мнение детей.

– Сейчас, вы будете исполнять роль библиотекаря. Работать будете в паре со своими соседями по парте. Вам нужно поставить книги в алфавитном порядке (у детей на парте карточки с фамилиями авторов: Маршак С., Бианки В., Пушкин А., Чуковский. К.)

– Карточки с фамилиями авторов правильно разложите.

Проверка у доски.

– Так зачем, нам нужно знать алфавит? (Алфавит встречается в жизни людей. Алфавит используется в библиотеках.)

Алфавитный порядок наблюдается в различных словарях ( показ словарей).

– Тётушка Сова приглашает нас немного отдохнуть. В гости к нам пришли цыплята, которые танцуют, повторяйте за ними.

4. Применение нового знания.

Задание 3.

Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Третий лишний». Найди лишнюю букву. Назови её. Объясни, почему она лишняя.

  • Н И А
  • Я Ё Э
  • Р Б О

Задание 4.

А сейчас, предлагаю потренироваться в определении места букв в алфавите.

– Назовите 3-ю букву с начала алфавита. ( В).

– 3-ю букву с конца. (Э).

– Назовите самую последнюю букву в алфавите. ( Я).

– А самая первая буква алфавита? (А)

Задание 5.

Игра «Что пропало?»

Класс делится на пары. На доске записан алфавит с пропуском букв. Надо вставить пропущенные буквы и прочитать весь алфавит хором без ошибки.

А Б Д Е К Г Д Е З К
Л М И С Ц М Р У Ф
Ч Ш Щ Ш Э Я

А теперь прочитайте стихотворение.

Тайны грамоты хранит
Наш приятель Алфавит.
Мы по Букварю шагали,
Дружно буквы изучали.
И секреты, что узнали,
Мы вам рассказали.

– Ребята, совсем скоро мы попрощаемся с Букварём. Над темой «Алфавит» мы продолжим работать на следующем уроке. Как вы думаете, тётушка Сова осталась довольна выполнением заданий, которые она нам прислала?

А сейчас мы это проверим. Посмотрим её видео-обращение.

5. Итог урока.

– Что нового вы сегодня узнали на уроке?

– Ребята, какие виды заданий выполняли?

– Оцените свою работу.

– Что у вас получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Вы замечательно работали, были прилежными учениками. Вы дружно работали в парах. Молодцы! На этом наш урок подошёл к концу.