Научная экспедиция как эффективная форма развития школьников в условиях сельской школы

Разделы: Внеклассная работа


В рамках российской программы работы с одаренными детьми (олимпиады, конференции, конкурсы и соревнования) существует еще одна из форм их развития как научная экспедиция школьников. Она направлена на приобщение учащихся к научным занятиям и приучения детей методам разных наук.

В условиях нашей школы научные экспедиции представлены как вид летнего занятия детей. Особенностью работы сельской школы в этом направлении является то, что нет ранжирования детей по уровню их способностей и знаний, т.е. нет разделения на «одаренные». В научную экспедицию привлекаются дети данного возраста с учетом их интересов и согласия родителей.

Наше село является уникальной по своей природе. Здесь добывают бурый уголь, уникальный минерал цеолит. Территория Кемпендяйского наслега находится на минеральных водных источниках. На лечебных грязях работает санаторий. Уже пятое столетье идет добыча соли. < /p>

Целью научных экспедиций является создание системы раннего приобщения учащихся к наукам и их методам, к сбору и анализу научных материалов.

Задачи экспедиции:

  1. Выявить интересы учащихся к наукам
  2. Определить направления научных исследований учащимися по задачам ученых
  3. Собрать научные факты и материалы на основе интереса к методам наук и их особенностям
  4. Научить методам анализа: классификации, синтезу, фотографировании. анкетированию и интервьюриванию и др
  5. Создать условия для выявления одарённых детей путём привлечения их к участию в исследовательской работе

В Кемпендяйской школе при поддержке энтузиастов (Местникова Т.И., Авксентьева З.А.) существует система приобщения детей к наукам через организацию научных экспедиций. За последние три года учащиеся Кемпндяйской СОШ ежегодно участвуют в научных экспедициях разного направления.

Научная экспедиция-2015

  1. Партнеры научной экспедиции: Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, лаборатория геометеорологии Института естественных наук. Климатология, метеорология.
  2. Маршрут экспедиции: Кемпендяй – озеро Малый Рассол – озеро Большой Рассол – озеро Мохсоголлоох - озеро Туус Куөль – гора Таас-Туус.
  3. Участники: 6 учащихся Кемпендяйской СОШ: Крылова Инна, 8 кл., Прокопьев Асколон, 7 кл., Иванов Валера, 9 кл., Прокопьев Кирилл , 4 кл., Семенова Света, Сымытова Василина, 6 кл.
  4. Руководитель: Местникова Татьяна Ивановна, педагог дополнительного образования, сельский библиотекарь.
  5. Продолжительность экспедиции: 10 дней, в т.ч. в Кемпендяе – 5 дней.
  6. Работа со СМИ: НВК новости, статья, газета «Кэскил».

Научная экспедиция-2016 «По следам И.К. Данилова и Г.Е. Бессонова, I экспедиция школьников, 1946 года»

  1. Партнеры научной экспедиции: Геммолог Федорова Людмила Васильевна, сотрудник Государственного хранилища «Сокровищница Якутии», оператор-редактор съемки местности ТРЦ, Институт прикладной экологии Севера СО РАН.
  2. Маршрут экспедиции: Кемпендяй – гора Таас-Туус.
  3. Участники: 1 учащийся Кемпендяйской СОШ: Прокопьев Кирилл, 5 кл.
  4. Руководитель: Местникова Татьяна Ивановна, педагог дополнительного образования, сельский библиотекарь.
  5. Продолжительность экспедиции: 10 дней, в т.ч. в Кемпендяе – 5 дней.
  6. Работа со СМИ: НВК новости, статья, республиканская газета «Кэскил», районная газета «Сунтаар сонуннара».

Научная экспедиция-2017 «По следам Р.К.Маака в Кемпендяе», 24-28 июня 2017 г.

  1. Партнеры научной экспедиции: Якутское отделение Российского географического общества (РГО), Якутское отделение Российского общества «Знание», Школы Вилюйского, Верхневилюйского, Нюрбинского, Сунтарского улусов, музеи

Авторы республиканского проекта «По следам Р.К.Маака в Вилюйском регионе» - Верхневилюйский республиканский лицей им. М.А.Алексеева (рук. Захарова С.П.).

  1. Маршрут экспедиции по Вилюйскому региону: Лекечен – Хампа - Сыдыбыл (Вилюйский улус), Кэнтик - Хоро - Оҥхой (Верхневилюйский улус), г. Нюрба – Кангалас – Нюрбачан (Нюрбинский улус), Эльгяй – Кюкяй- Сунтар – Тойбохой - Крестях – Кемпендяй (Сунтарский улус).
  2. Маршруты в Кемпендяе: Кырбый Уйата – Сользавод – ООПТ озеро Мохсоголлоох – озеро Туус –Күөл - Дамба – Карьер угольный – Уоттаах Хайа – Үөннээх Хайа – озеро Сордонноох – Тымтайдаах – Дамба.
  3. Продолжительность экспедиции: 20 дней, в т.ч. в Кемпендяе – 5 дней.
  4. Протяженность маршрута: 2562 км (по спидометру автобуса).

Ричард Карлович Маак, (1825-1886), географ, ботаник, исследователь Сибири и Дальнего Востока. В 1854 году Р.К.Маак по командировке К.К. Венцеля прибыл в Кемпендяй. Странствовал до январских морозов 1855 года. Описал Багинское месторождение соли и бурого угля. За эти работы награжден орденом Владимира IVстепени. В 2017 году Российское географическое общество (РГО) отмечает выход научного труда Р.К. Маака «Вилюйский округ Якутской области», изданного по материалам экспедиции в Вилюйском регионе в 1854-1855 гг.

Для подготовки участников к научной экспедиции проведен в апреле 2017 года обучающий семинар. Учащиеся разных школ Вилюйского региона был на лекциях по орнитологии (Габышев В.Ю. Весенний пролет птиц в долине средней Лены, Шемяков Е.В., птицы Якутии), озероведению (Жирков, к.геогр.н., СВФУ), туризм (Халдеев Айдын Васильевич), климатологии, метеорологии (Петрова А.Н., зав.кафедрой лаборатории геометеорологии ИЕН СВФУ), экологии (Николаев П.Н., член общественной палаты комиссии по экологии, член общества «Знание», к.п.н., географ, Ноговицын В.П., к.п.н), истории (Яковлев А.И., к.и.н., доцент кафедры истории России . Изучение новых (современных) якутов 70-80 лет), геологии Павлов А.Г., к.г-м.н., геолог, Гипотезы о возникновении Земли, метод шлихтовании, Филиппов В. Р., геолог, к.г-м.н СВФУ), медицины-физики (Мамаева С.Н., комплексное исследование морфологии клеток), географии Данилов Ю.Г., к.г.н., заведующий кафедры физической географии СВФУ. Географические исследования Вилюйского региона), энтомологии (Попов А.А., к.б.н., научный сотрудник института биологии криолитозоны СО РАН). Это общение учащихся и ученых было очень плодотворным для дальнейшей работы в экспедиции. Учащиеся получили задания от ученых для уточнения темы исследования и изучения конкретных методов.

Партнерами по организации научной экспедиции по Вилюйскому региону стали автор идеи Захарова С.П., Республиканский Верхневилюйский лицей им. М.А. Алексеева, Васильева А.В., Нюрбинская СОШ №2, Капустина М.А., Нюрбинская СОШ №2, Алексеев А.А., Сунтарский лицей-интернат, Прокопьева Е.И., Вилюйский улус, Яковлева И.Н., Вилюйский улус, Авксентьева З.А., Федорова Н.И., Федорова И.П., Кемпендяйская СОШ Сунтарского улуса.

Общий охват экспедиции «По следам Р.К. Маака в Вилюйском регионе»: 8 ученых, 8 партнеров, 18 учащихся из других улусов и 20 учащихся Кемпендяйской СОШ, всего 54 человек.

Основные итоги научной экспедиции:

  1. Организация научной экспедиции учащихся совместно учеными СВФУ им. М.К. Аммосова и Якутского научного центра по 4 улусам Вилюйского региона явилась попыткой приобщения учащихся к науке и ее методам, сбор научных материалов с помощью учащихся и их сравнительный анализ с работой Р.К. Маака
  2. Осуществлены экспедиционные выходы на маршруты согласно утвержденному плану МЧС: Сользавод, озеро «Мохсоголлох», озеро «Туус-Кюель», Кемпендяйский угольный разрез, Гора «Уоттаах Хайа», Гора «Уеннээх Хайа», озеро Сордонноох, Тымтайдаах
  3. Проведены измерения основных характеристик озер «Туус-Кюель» и «Мохсоголлох» (ООПТ)
  4. Проведено шлихтование реки Кемпендяй на разных местах
  5. Собраны нами фактические материалы по энтомологии: более 40 видов насекомых, 8 чешуекрылых (бабочки), 5 новых видов живности озера Сордонноох.
  6. Собран гербарий растений Кемпендяя: общее количество растений в гербарие – более 100 видов
  7. Собрана коллекция минералов и сделана их классификация
  8. Произведен забор крови для анализа состояния здоровья населения Вилюйского региона и комплексное исследование морфологии клеток. 45 человек
  9. Учащиеся на практике реализовали методы научного исследования: метод наблюдений, сбора фактического материала по энтомологии, шлихтования в геологии, метеорологических наблюдений, методы фиксации фактов: интервью, фотографирование, анкетирование и обсуждения фактов и научных данных, коллективной интеллектуальной деятельности

Очень важным является в работе по развитию детей рефлексия, в данном случае, рефлексия научной экспедиции. Она представлена в виде следующих работ:

  1. Работа со СМИ: статьи для газеты республиканской газете «Кэскил», районной «Сунтаар сонуннара». Выпущена газета «ИНФО… Сонуннар…» для населения села.
  2. 22 сентября 2017 г. проведен отчет научной экспедиции школьников «По тропам Р.К. Маака в Кемпендяе» перед населением и общественностью СП. «Кемпендяйский наслег».
  3. Проведена презентация книги «Дневники наблюдений участников научной экспедиции «По следам Р.К. Маака»
  4. Участие участников экспедиции с докладами в республиканских конференциях «Дойдум барахсан», «Шаг в будущее», конкурсе «Я – исследователь».

По собранным материалам научной экспедиции всего написано 15 докладов (в школе всего 78 учащихся). Результатом научной экспедиции являются высокие показатели участия участников в конференциях. Один доклад получил приглашение для участия во Всероссийском конкурсе «Я – исследователь» в г. Сочи.

Таким образом, во-первых, научная экспедиция, организованная в сельской школе, способствовала общению учащихся с учеными и другими участниками экспедиции. Дети приобрели опыт общения профессионалов, расширился их кругозор и видение мира. Мы на опыте свое трехлетней работы пришли к выводу, научная экспедиция это уникальная, инновационная и эффективная форма работы с учащимися в летний период.

Во-вторых, научная экспедиция является основой краеведения в условиях сельской школы и способствует профориентации (это выявлено по результатам анкетирования участников экспедиции).

В-третьих, научная организация реальна только при установлении партнерства в образовании и может быть формой работы по развитию учащихся только при поддержке руководителей образования на разных уровнях.