Интегрированный урок (история + английский язык) "Тегеранская конференция 1943 г. и ее значение"

Разделы: История и обществознание, Иностранные языки


Класс: 9

Тип урока: интегрированный урок

Цель: показать значимость союзнических отношений стран антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны для достижения победы над Германией; погружение учащихся в языковую атмосферу проведенной в Тегеране конференции.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить учащихся с участниками, содержанием и основными решениями Тегеранской конференции.
    Даты Имена Понятия
    28 ноября – 1 декабря 1943г. У. Черчилль

    Ф. Рузвельт

    И.В. Сталин

    Конференция

    Декларация

  • Воспитательная: воспитание толерантного отношения к вкладу стран-участниц антигитлеровской коалиции в борьбе с нацистской Германией.
  • Развивающая:
    • Развитие навыков работы с документами;
    • Развитие навыков аудирования, устной речи, диалогической речи на английском языке;
    • Развитие навыков работы в интернете;
    • Развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование урока: ПК с выходом в интернет, мультимедийный проектор, раздаточный материал (Приложение № 1, Приложение 1а, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5), компьютерная презентация (Приложение №6), видеоролик на английском языке “Тегеранская конференция”.

Ход урока

I. Вводно-мотивационная часть (2 минуты).

Учитель истории, учитель английского языка: Приветствие учащихся на русском и английском языке.

Проверка готовности к уроку.

Учитель истории:

Ребята, в течение предыдущих 4-х уроков мы с вами знакомились с событиями Второй мировой войны. Сегодня на уроке мы продолжим изучение этой темы. Вы сможете оценить вклад союзников СССР в разгром нацистской Германии через знакомство с содержанием и решениями дипломатической конференции, состоявшейся в Тегеране в 1943 году. Чтобы вы лучше смогли почувствовать атмосферу тех важных переговоров, мы решили погрузить вас в ту языковую среду, в которой они проходили. Итак, тема нашего сегодняшнего урока: “Тегеранская конференция 1943 года и ее значение”. Главное, что вы должны запомнить на сегодняшнем уроке – какие решения были приняты на Тегеранской конференции и каково ее значение в истории Второй мировой войны. Обратите внимание на схемы-опоры (Приложение №5), лежащие у вас на столе. Вы должны будете по ходу урока, слушая объяснение учителя и выполняя предложенные задания, заполнять их недостающей информацией. У вас есть вопросы? Тогда начнем.

II. Изучение нового материала с поэтапным закреплением (34 минуты)

Учитель истории: Итак, на прошлом уроке вы узнали о том, что коренной перелом во Второй мировой войне был достигнут благодаря усилиям всех стран антигитлеровской коалиции. Победы советского народа в Сталинградской и Курской битве были поддержаны победами англичан и американцев в сражении у Эль-Аламейна и битве за атолл Мидуэй. Однако победы советских войск были гораздо масштабнее и громче, чем победы наших союзников.

После Курской дуги Сталин произнес, казалось бы, малопримечательные слова: “Мы сделаем это сами!”, - имея ввиду разгром Германии. Именно тогда западная машина зашевелилась, и Франклин Рузвельт предложил начать переговоры о координации дальнейших военных действий СССР, США и Великобритании, дабы не остаться в стороне от победы над Гитлером.

Таким образом, Тегеранская конференция была своеобразным актом признания силы и нерушимости советского народа.

Встреча стран антигитлеровской коалиции в Тегеране стала событием грандиозным и эпохальным, самым ожидаемым и в то же время самым загадочным, окутанным аурой секретности.

Американские историки до сих пор считают Тегеранскую конференцию высшим проявлением дипломатического искусства. В Советском Союзе даже был снят многосерийный фильм, посвященный этим событиям и получивший одноименное название “Тегеран - 43”; музыку из этой киноленты вы сегодня сможете услышать.

Давайте посмотрим, а как же все начиналось?

Учитель английского языка (речь учителя не дублируется на русском языке): From the 28th of November till the 1st of December in 1943 in the capital of Iran Tehran there was a conferencing between the leaders of three countries: Great Britain, the USA and the USSR. The representatives of military staffs also took place there. The questions of future tactics of war actions and after war peace regulation were discussed there.

(С 28 ноября по 1 декабря 1943 года в столице Ирана Тегеране состоялась конференция глав трех держав: Великобритании, США и СССР. В конференции также приняли участие военные советники и представители военных штабов. На встрече обсуждались вопросы тактики будущих военных действий и создания системы послевоенного мирного урегулирования.)

Pre-listening activity:

Now you are going to watch on-line video about this conferencing. Your task is to answer the following questions:

  1. What leaders were there at Tehran conferencing?
  2. What gift was given to the Soviet people?
  3. For what did the Russians receive such a present?

Look at your sheets of paper. Here you should write the answers to the questions. You will have 3 minutes. Is everything clear for you? (Сейчас вам предстоит просмотреть он-лайн видео о Тегеранской конференции. После этого вы должны будете ответить на следующие вопросы:

  1. Назовите фамилии глав государств, участвовавших в конференции.
  2. Какой подарок был сделан советским людям на конференции?
  3. За какие заслуги этот подарок был вручен советскому народу?

Посмотрите на бланки, которые лежат перед вами. После просмотра видео вы должны будете в них письменно ответить на вопросы. У вас будет 4 минуты.

(На усмотрение учителя учащимся даются задания с разным уровнем сложности: см. Приложение № 1 и Приложение 1а)

Video on-line. (2,5 min.)

Post-listening. (проверка самостоятельной работы учащихся)

(Примерные ответы обучающихся:

  1. The President of the United States ROOSEVELT, the Prime Minister of Great Britain CHURCHILL, and the Premier of the Soviet Union STALIN were at that conferencing.
  2. A sword was given as a gift to the Soviet people.
  3. Our people were given this gift for their heroic victory at Stalingrad).

Учитель истории: Ребята, вы только что узнали, кто принимал участие в Тегеранской конференции. Запишите в соответствующий блок схемы-опоры глав делегаций участников Тегеранской конференции и названия государств, которые они представляют. На эту работу у вас 1 минута.

Учитель истории: В Тегеране состоялась первая встреча “Большой Тройки”, на которой решались судьбы миллионов людей, будущее мира. В столице Ирана были созданы максимально благоприятные условия для успешного проведения этих переговоров. Предпринимались беспрецедентные меры безопасности, т.к. стало известно о том, что руководство Третьего рейха поручило начальнику секретной службы Отто Скорцени организовать покушение на Сталина, Черчилля и Рузвельта. К счастью, замыслы Гитлера вовремя были раскрыты, все немецкие агенты в Тегеране (а их было около 400) были арестованы. Тем не менее, в целях безопасности в иранской столице президент США остановился не в собственном посольстве, а в советском, которое находилось напротив британского. Между посольствами создали брезентовый коридор, чтобы перемещения лидеров не были видны извне. Созданный таким образом дипломатический комплекс окружили тремя кольцами пехоты и танков. На три дня конференции город был полностью блокирован войсками и спецслужбами. В Тегеране приостановили деятельность всех СМИ, отключили телефон, телеграф и радиосвязь. Даже семьи советских дипломатов были временно “эвакуированы” из зоны предстоящих переговоров.

В течение конференции было проведено 4 заседания глав государств и 1 совещание военных представителей. На первом заседании конференции глав правительств США, Великобритании и СССР была обозначена цель созыва конференции. Фрагмент этой встречи вы сможете увидеть сейчас в инсценировке, которую покажут ваши одноклассники.

Проблемное задание: Какую цель ставили перед собой лидеры СССР, США и Великобритании, встречаясь в Тегеране?

Инсценировка встречи глав “Большой Тройки” на первом заседании Тегеранской конференции с синхронным переводом. В инсценировке участвуют 6 обучающихся, которые исполняют следующие роли: Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль, Иосиф Виссарионович Сталин, 3 переводчика (текст сценки в Приложении 4).

Проверка выполнения проблемного задания.

Учитель истории: Ребята, сейчас вы узнаете о том, какие вопросы обсуждались на Тегеранской конференции. По ходу моего рассказа вы должны будете заполнить блок “Обсуждаемые вопросы” в вашей схеме-опоре.

Главное место в работе Тегеранской конференции заняло согласование планов военных действий союзников. Поскольку все участники хорошо понимали, что основная тяжесть войны легла на советский народ, одним из центральных был вопрос об открытии второго фронта в Европе с целью рассредоточения сил Германии на двух направлениях. Было договорено, что второй фронт будет открыт на севере Франции в мае 1944.

На конференции также обсуждался вопрос о будущем Германии. Рузвельт и Сталин высказались в пользу раздробления Германии на мелкие государства с тем, чтобы исключить возрождение германского экспансионизма. Окончательного решения по этому вопросу, однако, принято не было.

Болезненным на конференции и спорным для советско-британских отношений был вопрос о Польше. У. Черчилль высказал мысль о том, что Польшу необходимо сохранить в качестве сильного независимого государства, поэтому существенное сокращение территории этой страны было бы нежелательным. Однако Сталин твердо обозначил, что восточная советско-польская граница должна проходить по линии, установленной в сентябре 1939, а это значило отторжение у Польши украинских и белорусских земель. Черчилль пошел на компромисс, понимая, что Сталин не уступит: он высказал мысль о том, что Польша после победы над Гитлером сможет получить часть германской территории, что послужит для нее своеобразной компенсацией.

На конференции была сделана заявка на то, что послевоенный мир будет управляться четырьмя державами (СССР, США, Англия, Франция), действующими под эгидой новой международной организации. Речь шла о создании ООН.

В заключении Сталин дал обещание о вступлении СССР в войну против Японии после поражения Германии.

Вывод: Итак, на Тегеранской конференции обсуждались 4 главных вопроса:

  1. об открытии второго фронта;
  2. о будущем Германии;
  3. об установлении советско-польской границы;
  4. о послевоенном устройстве мира и создании ООН.

Результатом работы конференции стало подписание ряда документов. Ирина Вячеславовна сейчас вас познакомит с одним из них.

Учитель английского языка:

At Tehran conferencing the Declaration of three nations was signed. Now you are going to study this document. You will work in groups of five. In your sheets of paper № 2 you are given the Russian variant of this document. Every group has its extract of the Declaration of three nations. You are to make up the English translation of this document (sheets of paper № 3). You have 3 minutes. (На тегеранской конференции была принята Декларация трех держав. С содержанием этого международного документа вы сейчас познакомитесь самостоятельно. Вы будете работать в группах из пяти человек. Каждая группа получает свой отрывок Декларации трех держав. В Приложении № 2 содержится русский вариант данного документа. В ходе работы вам необходимо из отдельных частей составить английский аналог этого текста, содержащийся в Приложении № 3. На выполнение задания у вас есть 3 минуты.)

And now let’s join all the parts of this Declaration together.

One representative from each group is welcomed to the blackboard. Please stand up according to the number of your group. Now read your extract in English. (А теперь давайте соединим воедино части Декларации. Мы приглашаем по одному представителю от группы к доске. Встаньте рядом друг с другом в соответствии с номером вашей группы. А теперь прочитайте составленный вами фрагмент на английском языке.)

К доске выходят по одному представителю от каждой группы и зачитывают “собранный” из отдельных фраз текст.

Учитель истории: Декларация трех держав, с текстом которой вы сейчас познакомились, была не единственным документом, подписанным на Тегеранской конференции. Сейчас вам предстоит, используя возможности интернета, ответить на вопрос: Какие еще соглашения были приняты на встрече “Большой Тройки” в Тегеране.

Инструкция: Вы будете работать в парах. Вам необходимо пройти к компьютерам и войти на сайт электронной библиотеки Адрес сайта вы можете видеть на экране (электронная библиотека: www.hist.msu.ru/ER/Etext/War_Conf/tehran10.htm). Вы должны будете найти информацию о военных решениях, принятых на Тегеранской конференции и кратко выписать эти решения в схему-опору. На работу вам отводится 5 минут.

Проверка самостоятельной работы учащихся.

(Примерные ответы учащихся:

Военные решения Тегеранской конференции:

1. Оказание помощи партизанам в Югославии снабжением и снаряжением в возможно большем размере;

2. Открытие второго фронта состоится в мае 1944 года на юге Франции;

3. Решение о согласовании действий военных штабов трех держав в отношении предстоящих операций в Европе.

Документы, подписанные на конференции:

Декларация трех держав об Иране).

Учитель истории: Итак, значение Тегеранской конференции трудно переоценить: она положила начало тесному сотрудничеству стран “Большой тройки”, показала возможность военного и политического сотрудничества государств с различным общественным строем в решении международных проблем. Были согласованы планы военных действий против Германии, что позволило вести координированную борьбу против такого сильного противника, как Гитлер и одержать победу в этой борьбе.

В память об этой значимой встрече стран “Большой Тройки” по проекту израильского скульптора Ф. Майслера в 2008 сооружён памятник. Открыт памятник был 11 мая 2008 года писателем и учредителем фонда “Долги наши” Эдвардом Радзинским. Копии этого памятника будут преподнесены руководителям США и Великобритании как память о событиях Второй мировой войны. Это событие еще раз свидетельствует о важности дипломатического сотрудничества стран антигитлеровской коалиции для достижения общей победы над нацистской Германией.

III. Закрепление. (4 минуты)

Учитель истории: Ребята, в течение урока вы заполняли схему-опору “Тегеранская конференция”. Давайте проверим результаты вашей работы.

Посмотрите на заполненный вариант схемы на экране и сверьте с ним ваши записи, при необходимости сделайте дополнения.

Ребята представляют свои вариант заполнения схемы, а затем сверяют свои записи с образцом на экране.

Учитель английского языка: Now try to tell us about the importance of the Tehran conferencing in English. (А теперь попробуйте на английском языке рассказать о значении Тегеранской конференции.)

Говорят о значении Тегеранской конференции на английском языке.

IV. Домашнее задание. (2 минуты)

Учитель истории: Ребята, дома вы продолжите работу по данной теме. Запишите домашнее задание:

  1. составить короткое сообщение о последующих конференциях стран антигитлеровской коалиции;
  2. индивидуальное задание для 5 учащихся: найти тексты статей о Тегеранской конференции, опубликованных в 1943г.;
  3. составить перевод схемы-опоры на английском языке.

IV. Рефлексия, подведение итогов урока на русском и английском языках. (3 минуты)