Внеклассное мероприятие по литературному чтению "Хорошая книга – лучший друг". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 4


Цель: прививать детям чувство любви к книгам.

Задачи:

  • Формировать чувство ритма, умения подбирать рифму.
  • Развивать литературный вкус; расширять кругозор учащихся.
  • Развивать память, мышление, творческие способности.
  • Воспитывать бережное отношение к книге.

Оформление: на доске размещены пословицы о книге «Книга для ума, что теплый дождик для всходов зерна», выставка книг, мультимедийное устройство.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель: Наше мероприятие сегодня посвящено нашему другу – книге. Нужно ли читать книги, или можно обойтись и без них? Давайте порассуждаем на эту тему.

Ученик 1:

Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!

Ученик 2:

Книга нам про все расскажет,
Книга нам все покажет:
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьется.
Где тепло, а где мороз
Листья все смахнул с берез,
Если книгу прочитаешь,
Знаний множество получишь,
Лучше Родину узнаешь
И сильней ее полюбишь.

Учитель: Великий русский писатель Максим Горький писал: «Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное... Я люблю книги: каждая из них кажется мне чудом». [1]

Ученик.

Сколько звезд в небесах,
Сколько цвету в лесах,
Сколько капель в Днепре –
Столько книг на земле!
Есть – с ладошку одни,
Есть большие тома.
Проживают они
Вместе с нами в домах.

Учитель. А сейчас отгадайте, о чем ребята будут загадывать загадки.

Ученик 1.

Без языка, а обо всем рассказывает,
Без головы, а все знает,
Без ног, а везде бывает. (Книга.)

Ученик 2.

Белое поле, черное семя,
Кто его сеет, тот разумеет. (Письмо.)

Ученик 3.

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком
Разговаривает с нами
Терпеливым языком. (Книга.)

Ученик 4.

С подругами и сестрами
Она приходит к нам,
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам. (Газета.)

Ученик 5.

Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней. (Книга.)

Учитель: Посмотрите, ребята, на нашу выставку книг: все они разные: большие и маленькие, красочные и не очень, есть книжки-театр, есть книжки фигурные, книжки-раскладушки. У каждого из вас есть любимые книги. А какие книги вы прочитали в последнее время? Кто их написал? О чем они? (Дети по одному выходят к доске, показывают свою любимую книгу, называют автора, и коротко рассказывают, почему эта книга им так нравится, и почему посоветовал бы своему другу ее прочитать).

Ученик 1. «Кто много читает, тот много и знает», – гласит народная пословица. И это так. Книги рассказывают нам о нашей Родине, о ее людях, о том, что нас окружает.

Ученик 2. Книга — наш помощник в труде. Рабочий читает литературу о технике, чтобы лучше управлять станком, земледелец – учебник агрономии, чтобы собрать хороший урожай, врач штудирует работы по медицине, чтобы лучше лечить, учитель читает труды по педагогике, чтобы лучше учить и воспитывать детей.

Ученик 3. Мы читаем книги, чтобы стать грамотными людьми. Книги помогут нам выбрать профессию, когда мы станем взрослыми.

Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книга друзьями заходит в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Ученик 4.

Ты друг мой верный, книга,
Ты, книга, помогаешь
Учиться, строить, жить.
Зовешь любить Отчизну,
Хорошим другом быть.

Учитель. А какие книги написаны для любознательных детей? (Энциклопедии, словари, серия книг «Все обо всем», «Я познаю мир» и др.)

Учитель. А сейчас конкурс для любознательных детей. В русском языке очень много пословиц. Пословица советует, предупреждает, поучает, наставляет. Люди с уважением относятся к пословицам и часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной. Много существует пословиц и о книгах. Давайте их вспомним. [1]

Проводится игра «Собери пословицу».

На доске в левом столбике написаны начало пословиц, в правом – окончание пословиц. Дети должна соединить по смыслу эти части.

– А какие правила нужно соблюдать, общаясь с книгой?

Ученик 5. Чтобы знать и понимать все то, что в книге сказано, надо читать вдумчиво, не спеша, не пропуская страницы.

Ученик 6. А еще книги надо беречь!

Входит ученик, изображающий Книжку, и обращается с просьбой к учащимся.

Книжка. Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Не пишите на мне ни пером, ни карандашом – это так некрасиво.
Если ваше чтение закончилось в определенном месте, вложите меж страниц закладку, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть.
В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу, потому что сырая погода мне вредна. Помогите мне остаться свежей и чистой, а я помогу вам быть счастливыми и умными.[1] Послушайте, какой я путь прошла прежде, чем прийти к вам. Ребята рассказывают историю рождения книги на фоне показа слайдов или презентации.

Ученик 1.

Пока книга сделается книгой,
Огромный путь она пройти должна.
И сколько знаний требуется разных,
Труда, забот, чтоб родилась она.

Ученик 2.

Пока бумагу сделают, ребята,
Приложится большой, тяжелый труд.
Писатель на бумаге пишет книгу,
Потом ее в редакцию несут.

Ученик 3.

За книгой – столько дней рабочих,
Ночей бессонных, помыслов живых...
Писателям я очень благодарен,
За труд упорный уважаю их.

Ученик 4.

Вот рукопись готова. И редактор
Прочтет ее. Потом отдаст в печать...
За каждое словечко в этой книге
Перед народом нужно отвечать!

Ученик 5.

Проворная печатная машина
И день, и ночь печатает листы...
Но ведь листы – они еще не книга,
Ее такой читать не станешь ты!

Ученик 6.

Ее подклеить нужно и обрезать,
В хороший переплет переплести,
Упаковать, на поезде отправить
И по всей стране их развезти.

Ученик 7.

ЗАПОМНИ:
Трудились твой отец и мать,
Тебе бы надо уважать
Труды их и заботы,
Беречь и книжку, и тетрадь,
Не мять, не пачкать, не трепать
Страницы, переплеты. [1]

Инсценировка стихотворения Ильина «Две книжки».

Один ребенок с шапочкой-маской на голове или с плакатом на груди изображает книгу красиво оформленную, чистую, другой – рваную, растрепанную книгу, третий – автор.

Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
– Ну, как твои делишки?
– Одна спросила у другой?
– Ох, милая, мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки... Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей...Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда летать мне в облаках!
А у тебя целы бока?
– Твои мне незнакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на «отлично»!
– Ну, мой на тройках едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе.

В басне нет загадки: «Расскажут напрямик
И книжки и тетрадки, какой ты ученик».

Учитель. Какую книгу приятнее всего держать в руках? (Чистую, аккуратную.)

Ученик 1. Нужно помнить о том, что в библиотеку нужно сдавать в срок и при этом обернуть ее в обложку.

Ученик 2.

И ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернете,
В опрятном, неизмазанном
И чистом переплете.

Учитель. Ребята, кто пишет книги? (Писатели, поэты).

Учитель. А сейчас мы попробуем быть поэтами. Для этого мы разделимся на 3 команды. Я вам предлагаю веселую английскую игру. Я вам говорю две строчки из четверостишия, а вы к ним сочиняете еще две строчки, чтобы получилось четверостишие. Приведу пример такой игры с другими учениками. Вот какую рифму они написали к двум строчкам из стихотворений Мориса Карема:

На лодке по реке
Катался кот – вот.
Примерный вариант :
Увидел вдалеке,
Как ловит рыбу кот.
Из-за куста к нему плывет
Большущий бегемот. [1]

А теперь задание для вас.

Первое двустишие:

Зашвырнула буря в сад
Трех невиданных слонят.
……………………………
……………………………

Второе двустишие:

Жил мальчик вблизи Фермопил,
Который так громко вопил.
……………………………..
……………………………..

Дети коллективно подбирают 2 строчки, чтобы получилось четверостишье. Затем озвучивают получившиеся стихи.

Учитель. Итак, вы дописали четверостишия, прослушали разные варианты продолжения историй. Легко ли подобрать рифму? (Трудно)
– Как вы думаете, кому легче составлять рифмы: людям начитанным или нет? (Начитанным, грамотным, любознательным, тем, кто много знает).
– От чего зависит ваш словарный запас? Что помогает человеку увеличить его? (Общение с людьми, чтение книг, слушание радио и т. д.)

Учитель. Скажите, чему же учат книги? Верно, книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, о товариществе. Они помогают нам овладеть богатствами науки, техники и культуры, книги обогащают наш ум. Народная мудрость гласит: «умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает», а много знает всегда тот, кто много читает.

Ученик 1. Книги помогают преодолеть трудности, стать смелыми, вежливыми, ловкими. Читая книги, важно думать над их содержанием.

Учитель. Теперь вы, ребята, знаете, что над книгой трудятся сотни людей. Каждая книга – результат большого коллективного труда и этот труд надо беречь. Я думаю, что с сегодняшнего дня вы еще больше полюбите чтение, еще бережнее будете относиться к книгам.

Ученик 2. Обязуемся:

Ученик 3. Бережно относиться к книгам, не рвать их и не трепать.

Ученик 4. Сохранить учебники так, чтобы по ним могли заниматься другие ребята.

Ученик 5. Активно участвовать в трудовой операции «Живи, Книга» (своевременно производить ремонт книг).[1]

Ученик 1.

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг,
Мы время отлично проводим вдвоем.
И наш разговор потихоньку ведем.
Я слышу тебя, я иду за тобой.
Я к морю спускаюсь и вижу прибой.

Ученик 2.

С тобой дорога моя далека –
В любую страну и в любые века.
Ты мне отвечаешь на каждый вопрос:
Как Пешков Алеша учился и рос,
Какие он первые книжки читал,
Что в жизни он видел,
Как Горьким он стал.

Ученик 3.

Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков,
Про тайны земли и движенье планет...
С тобой ничего непонятного нет,
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.

Все (хором).

Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей Я жить не могу!

Учитель. Перечитывая даже знакомые книги, мы можем «открывать» для себя что-то новое. Сейчас вы встретитесь с хорошо известными героями русской народной сказки. Ребята вам покажут старую сказку, но на новый лад. Оказывается, сказочные герои, как и вы, ребята, умеют заботиться о своем здоровье, и сейчас они покажут, почему это важно.

(Подготовленные учащиеся показывают театрализацию сказки «Репка» на новый лад.)

Р Е П К А (авт. Ю.Кушак)

Автор.

Возле дома огород.
Бабка с внучкой у ворот
Жучка – хвост колечком,
Дремлет под крылечком.
На крыльцо выходит дед,
Он в большой тулуп одет.
Из открытого окна деду музыка слышна.
«На зарядку, на зарядку становись!»

Дед.

У меня здоровье крепкое.
Посажу-ка лучше репку я.

Автор.

Лопату берет,
Идет в огород.

Бабка.

И у бабки без зарядки,
Слава богу, все в порядке!

Автор.

Рот разевает,
Сладко зевает.

Внучка.

Клонит бедную ко сну!
С понедельника начну.

Автор.

На лавку садится –
Заплетает косицу.

Выходят Жучка и кошка.

Жучка. Поиграем лучше в прятки!

Кошка. Обойдемся без зарядки.

Автор.

Жучка за кошкой,
Кошка – в окошко.
Выходит мышка
В спортивных штанишках,
Майка на теле,
В лапках гантели.

Мышка.

Раз и два! И три-четыре!
Стану всех сильнее в мире!
Буду в цирке выступать –
Бегемота поднимать!

Автор.

Бегает, прыгает,
Лапками дрыгает.

Дед. Ох, умаялся с утра...

Уходит.

Бабка. Да и мне на печь пора.

Уходит и садится на лавочку. Звучит музыка.
Слышны слова: «На зарядку, на зарядку становись!»

Автор.

На крылечке снова дед.
Видит репу в огороде
И себе не верит вроде.
Встал он возле репки –
Репка выше кепки.
Из открытого окна
Та же музыка слышна.
Дед. Эх, бульдозер бы сюда,
Без него – совсем беда!

Автор.

Тянет, потянет –
Вытянуть не может.

Дед. Где ты, бабка?

Бабка.

Я сейчас!
Ай да репка удалась!

Автор.

Бабка за дедку,
Дедка за репку.
Тянут – потянут –
Вытянуть не могут.

Дед.

Как тянуть? С какого боку?
Выйди, внучка, на подмогу!

Автор.

Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку.
Тянут-потянут –
Вытянуть не могут.

Внучка.

Ломит спину, ноют ручки!
Нет, не справиться без Жучки.

Автор.

Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку.
Тянут-потянут –
Вытянуть не могут.

Жучка.

Разбудить придется кошку.
Пусть потрудится немножко!

Автор.

Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку.
Тянут-потянут –
Вытянуть не могут.

Бабка. Мышку кликнуть бы на двор.

Кошка.

Мышку звать? Какой позор!
Мы пока и сами,
Кажется, с усами.

Автор.

Тут из норки мышка – прыг,
Ухватилась за турник.

Мышка.

Чем топтать без толку грядку –
Становитесь на зарядку.
Чтоб за дело браться,
Надо сил набраться!

Автор.

Все выходят по порядку,
Дружно делают зарядку.

Дед и бабка.

Влево-вправо, влево-вправо, –
Получается на славу!

Мышка.

Встали! Выдохнуть, вдохнуть!
А теперь пора тянуть!

Автор.                                                                       

Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку.
Тянут-потянут –
Тянут-потянут, вытянули репку!

Праздник заканчивается песней «Сказочная страна».

1. Внеклассные мероприятия: 4 класс / Авт.-сост.: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая, Л.П.Барылкина, Т.И.Цыбина. – 3-е изд. Перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2008.
2. Как создается книга? Картинки поисковой системы Яндекс.

Приложение 1