Урок математики по теме "Отрезок и луч". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: познакомить с новой геометрической фигурой – отрезком, его признаками, учить сравнивать отрезки; отличия от луча.

Задачи.

  1. Познакомиться учащихся с понятием “отрезок”, “луч”.
  2. Научить сравнивать отрезки при помощи циркуля.
  3. Развивать математическую речь, логическое мышление, навыки самоконтроля.
  4. Развивать воображение детей, интерес к предмету.

Ход занятия

1. Игра “Внимание!”

- Сегодня мы начнем наше путешествие, но сначала потренируем наше внимание (по команде учителя начинается игра).

2. Ну, а теперь отправляемся вместе с Точкой путешествовать.

Вышла Точка на прямую и пошла по этой прямой. И мы отправимся вслед за нею.

Рис. 1.

Шла-шла, устала. Остановилась и говорит: “Долго ли я буду еще идти? Скоро ли конец у прямой?”

- Что вы ей ответите ребята? (У прямой нет конца).

Опечалилась Точка: “Как же мне быть? Так и идти без конца?”

Тут явились ножницы. Узнали они, о чем печалилась Точка, щелкнули перед самым Точкиным носом и разрезали прямую с одной и с другой стороны.

Рис.2.

“Как интересно, - воскликнула Точка, - что же из моих прямых получилось?”

Отрезок – часть прямой, ограниченная с двух сторон. А то, что осталось, - лучи, у них конец только с одной стороны.

Рис. 3.

лучи похожи на лучи солнышка.

Рис.4.

3. Практическое задание

А) начертите отрезок в тетради.

Б) на доске отрезки разного цвета.

Рис.5.

- Сколько на рисунке отрезков?

- Какой самый длинный?

- Какие отрезки одинаковой длины?

- Как мы определили, что отрезки одинаковой длины?

На глаз, поэтому могли и ошибиться.

- А что поможет нам определить равные отрезки?

В) Знакомство с циркулем как измерительным прибором.

Учитель объясняет как при помощи циркуля сравнивать отрезки. Под руководством учителя ученики чертят в тетрадках два отрезка (обязательно один короче другого) и сравнивают при помощи циркуля. Затем при помощи циркуля сравнивают карандаш и ручку, ручку и счетную палочку и др. предметы.

4. Физминутка.

5. Логические задачи.

А) коля выше ростом чем Вася, но ниже Сережи. Кто выше Вася или Сережа?

Б) Ира и Лена одинакового роста. Лена выше Оли, а Таня выше Иры. Кто выше Таня или Оля?

В) В семье несколько детей. Один ребенок говорит, что у него есть 1 брат и 1 сестра. Другой ребенок говорит, что у него ни одной сестры. Сколько детей в семье? Сколько мальчиков и сколько девочек?

6. Подведение итогов

- Что такое отрезок?

- Что такое луч?

- Как можно определить длину отрезка?

- Как можно сравнить отрезки?