Урок технологии «Пиление древесины». 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Задачи урока:

Образовательная: способствовать формированию понятия о пилении древесины, познакомить с конструкцией и назначением пил, обучить приемам качественного и безопасного продольного, поперечного, косого пиления.

Развивающая: способствовать формированию развитию самостоятельности учащихся.

Воспитательная: способствовать формированию развития трудовых качеств личности.

Планируемые результаты (УДД).

Предметные: учащиеся знакомятся с видами ножовок.

Метапредметные (УДД).

Регулятивные: преобразовать практическую задачу в познавательную.

Коммуникативные: умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем.

Познавательные: извлечение необходимой информации из беседы, рассказа.

Личностные: умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания

1. Беседа по вопросам: "Для чего выполняют разметку? Каково назначение базовой линии, поверхности?".

2. Выполнение практических заданий: "На выданных заготовках определить, каким измерительным инструментом выполнена разметка".

І. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).

Беседа с учениками.

- Кто такой столяр?

- Какие инструменты применяются для обработки древесины?

Создаем проблему, предлагая отгадать загадку, назвать столярный инструмент

Зубы имею,
А зубной боли не знаю.

ІІ. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Каким инструментом можно разделить заготовку на части и что для этого надо сделать?

- Подумайте и ответьте, какие опорные слова мы получили? Пила, пиление.

Затем учитель предлагает сформулировать тему.

Запись в тетрадях темы урока.

- Какие цели мы поставим перед собой, чтобы изучить новый материал?

Учащиеся выдвигают цели урока.

Проблемное изложение нового знания

- Прежде чем приступить к практической работе, что нам нужно узнать?

(Виды пил и их назначение; форму зубьев пил, развод и заточку; виды пиления; правила безопасности при пилении).

Приступим к уроку получения новых знаний!

Просмотр презентации. Учебник 5 класса, стр. 36.

Проговаривание во время презентации новых слов (пиление, пропил, лучковая пила, ножовка, курковка, лобзик, зубья, стусло, развод).

Пробное действие 1

- Что будет дальше?

- Для чего вы получите пробное действие?

(Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения)

Задание: определить по конструктивным особенностям назначение пилы и ее возможности. (Учащиеся работают в группах, делают выводы)

ІІІ. Выявление места и причины затруднения.

Через 5 минут;

- У кого нет результата?

- Кто смог выполнить задание?

- Какими правилами вы пользовались?

- Что делать?

- В каком месте вы испытали затруднение?

- Почему?

ІV. Построения выхода из затруднения.

- Какую цель поставили перед собой на уроке?

(Определять виды пил и их назначение).

- Как будем открывать новые знания?

(Будем выполнять практическую работу с основой на эталон или инструкционную карту).

- Вспомним правила работы в группе?

V. Реализация построенного проекта.

Учащиеся работают с инструкционной картой № 1 и пользуются учебником, определяют виды пил и их назначение.

Физкультминутка

VІ. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Давайте обобщим сделанные выводы.

- Назовите группы ручных столярных пил?

- Что является режущей частью пилы?

- Дайте определение пропила?

- Чем пилы отличаются друг от друга? (по конструкции, форме зубьев)

Пробное действие 2

Задание: определение пил для продольного, поперечного и смешанного пиления. Развод и заточка. (Учащиеся работают в группах, делают выводы)

Реализация построенного проекта.

Учащиеся работают с инструкционной картой № 2 и пользуются учебником, определяют вид пилы по форме зубьев, развод и заточку пилы.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Как расположены зубья пилы для продольного, поперечного и смешанного пиления.

- Для чего разводят зубья?

- Пилу с какими зубьями применяют для более чистого пропила?

VІІ. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практическая работа “Выпиливание заготовок”

Цель: освоение приемов пиления

Оборудование: продольные и поперечные пилы, заготовки из древесных материалов, стусло.

Задание:

1. Подготовить рабочее место для пиления.

2. Подобрать нужные пилы.

3. Выпилить заготовку по разметке с припуском на последующую обработку. (Шаблон)

VІІІ. Включение в систему знаний и повторения

- Какие инструменты и приспособления применяют для пиления?

- По каким признакам различают пилы?

- Как происходит пиление?

- Назовите отличие продольного пиления от поперечного и косого.

- Почему нельзя пилить по линии разметки?

- Назовите правила безопасности при пилении.

ІХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Подведение итогов урока.

- Какое новое знание вы сегодня открыли?

Научились…..

Познакомились …..

- Как вы открыли новое знание?

- Оцените свою работу на уроке

Домашнее задание.

1. Подготовить сообщение история первой пилы.

2. Ответить на вопрос, почему для пиления влажной древесины развод зубьев должен быть больше, чем для пиления сухой?

Инструкционная карта 1. Приложение

Инструкционная карта 2. Приложение

Презентация