Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


“Я не боюсь еще раз и раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”.
В.А. Сухомлинский

Одним из ведущих направлений современного образования с учетом введения ФГОС II поколения является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, это, прежде всего поддержание и развитие психофизического состояния, оптимальной работоспособности и социальной активности ребенка в учебном заведении и дома. Согласно данному документу основными компонентами здоровьясбережения являются доброжелательное отношение учителя на уроке, его терпение, вера в силы и способности обучающегося. Создание и поддержка благоприятного психологического микроклимата во время учебного процесса и во внеурочное время является самым важным аспектом деятельности учителя. Ситуация успеха влияет не только на настроение школьника, но и на качество обучения и дальнейшую судьбу ребенка. Именно использование педагогом в своей работе здоровьесберегающих технологий способствует достижению положительных изменений в состоянии здоровья детей.

Предмет “Иностранный язык” является трудным предметом. Современный урок иностранного языка отличается высокой интенсивностью и требует от обучающегося концентрации внимания и напряжения. Снижение трудоспособности ученика на уроках иностранного языка связано с большим объемом упражнений, направленных на отработку всех аспектов языка. Здесь учителю необходимо акцентировать особое внимание на построение урока. Во избежание проблем, связанных с переутомлением учащихся, учитель должен учитывать динамику внимания учеников, время, необходимое на выполнение того или иного задания, рациональное чередование различных видов деятельности, которые способствуют развитию мышления, процессу восприятия информации, ее запоминанию и, конечно же, отдыху учащихся.

Планируя урок, учитель должен помнить о различных видах релаксации, которые помогают снять напряжение, предоставить учащимся отдых, вызвать положительные эмоции, что, несомненно, способствует улучшению восприятия полученной информации. Среди них можно выделить физминутки, песни, игры.

Физические упражнения способствуют активному отдыху учащихся на уроке, переносят их внимание с одного вида деятельности на другой, развивают память, внимание, повышают их работоспособность. Физкультминутки представлены в виде рифмовок, считалок, небольших стихотворений. Музыкальное сопровождение физминуток делает их насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние учащихся. Например:

I fly like a bird, I swim like a fish,
I leap like a kangaroo.
I trot like a horse, I run like a hare,
I climb like a snake, I skip like a girl,
I hop like a frog and then
I clap my hands high, I clap my hands low
And begin it all over again.

Практически на каждом уроке иностранного языка, особенно в начальной школе, где в полном объеме применяются все необходимые средства, способствующие сохранению и укреплению здоровья, дети поют песни. Данный вид деятельности – один из наиболее эффективных способов, который помогает воздействовать на чувства и эмоции учащихся. Дети, как правило, исполняют музыкальные композиции хором, зачастую сопровождая текст песни движениями. Песни способствуют расслабиться детям, сделать небольшую паузу в учебной деятельности. Песни также способствуют развитию творческих способностей учащихся, отработке лексико-грамматического материала. Приведем пример песни из учебника Round-up 1. [5]

We are running, we are jumping
Yes, we are!
We are flying, we are driving a car
We are reading, we are writing
We are playing, we are fighting
We are running, we are jumping
Yes, we are!
We are cooking, we are cleaning
Yes, we are!
We are singing, we are playing the guitar
We are dancing, we are walking
We are sitting, we are talking
We are cooking, we are cleaning
Yes, we are!

Одним из важнейших форм релаксации является игра, наиболее доступный и интересный для учащихся вид деятельности. Игра дает возможность отработать языковой материал, а вместе с этим учащиеся испытывают такие чувства как радость, удовольствие, развивается их память, внимание, повышается их самооценка и мотивация к изучению данного предмета. Процесс использования интересного материала и игровых приемов обучения с целью стимулирования и мотивации к изучению иностранного языка, а также поддержания и укрепления здоровья учащихся широко представлен в научных работах многих отечественных ученых: С.С. Полат, И.Л. Бим, Е.И. Пассов и др.

Игровые технологии способствуют созданию положительной атмосферы на уроке, способны превратить учебный процесс в захватывающее мероприятие, полное приключений. Релаксационная функция игр способствует снятию эмоционального напряжения, которое оказывает нагрузку на нервную систему при усиленном обучении иностранному языку.

Рассмотрим примеры использования игр, направленных на отдых учащихся, вызывающих положительные эмоции и удовольствие.

Слышу  - не слышу

Преподаватель называет слова, например со звуками [?] и [?]. Если произносится первый звук, дети поднимают руку, если второй - хлопают в ладоши. Игра направлена на развитие фонематического слуха.

Буквы рассыпались

Пишется слово крупными буквами, затем разрезается. Дети должны собрать его. “Ребята, у меня было слово, но оно рассыпалось. Помогите мне собрать”. Выигрывает тот, кто быстрее соберет.

Угадай, кто пришел

К доске выходит один ученик, ему завязываются глаза. Другие дети из класса по очереди к нему подходят и здороваются, спрашивают как дела, знакомятся или отрабатывают другие лексические темы. Водящий должен узнать, кто с ним разговаривает сейчас по голосу. [6]

Ролевые игры на уроках иностранного языка – наиболее успешный способ обучения с точки зрения усвоения информации и с учетом здоровьясбережения учащихся. Принимая участие в ролевой игре, дети забывают о психологическом дискомфорте. Ученики принимают на себя роли другого человека. Они исполняют социальные, межличностные, психологические роли. Благодаря данному приему дети учатся общению, способности понимать чувства других людей, решать их проблемы. Приведем примеры ролевых игр. [7]

Read the job advertisement. Decide who will be the applicant and who will be the interviewing board. Read your role card and get ready for the interview. The students who have gone thought the interview become observant. Exchange your opinions about questions/answers. Avoid being judgmental. Be positive and friendly.

You are invited to take part in a TV show called “Do you believe in...?” The show will start in 10 minutes. Take a role card and get ready to play your role. Take part in the show; try to be as active as possible. Vote on the question in the programme – Do you believe in supernatural phenomena?

You are going to take part in the International Student Science Conference. In turn, you will be a speaker, a participant, an interpreter, and some of you may wish to be the Chair.

Таким образом, игровой прием помогает учащимся овладеть иностранным языком в занимательной мере, развитию памяти, внимания, смекалки и, несомненно, поддержать интерес к изучению данного предмета.

В обучении иностранному языку широко используются ИКТ. С помощью огромного разнообразия мультимедийных программ осуществляется целый ряд методических, дидактических, педагогических и психологических задач. Компьютерные технологии делают процесс обучения увлекательным и способствуют развитию творческого потенциала учащихся. Наглядное представление материала, возможность изменить темп и формы его подачи, все это способствует релаксации учащихся на уроке. Разные формы и методы работы, используемые учителем в учебном процессе, не вызывают зрительного утомления, а следовательно, не являются причиной функционального нарушения органов зрения. Необходимо отметить, что мультимедийные презентации, представленные на уроке, вызывают у учащихся большой интерес к предмету, снижают утомляемость учащихся. Например, во всех классах можно провести соревнование по морскому бою, используя программу “Seabattle”. Благодаря этой программе ученики демонстрируют огромное удовольствие, разрушая корабли соперников. В этот момент не только отрабатывается лексико-грамматический материал, но и предоставляется возможность детям чуть-чуть отдохнуть. Следующие программы могут быть использованы учителями в своей работе: ‘Welcome to Muzzy”, “The BBC Language Courses for Children”, “New Opportunities Russian Edition”, “Лунтик изучает английский язык”, интерактивный курс “Round-up”, “Way Ahead” и многие другие программы. Уроки с использованием ИКТ доказывают значимость использования здоровьесберегающей технологии.

В данной работе необходимо уделить особое внимание вопросу дифференцированного обучения, являющимся важным психолого-педагогическим принципом, который учитывает индивидуальность каждого ребенка. Учитель распределяет на уроке учебный материал с учетом уровня обученности ребенка, используя карточки с индивидуальными заданиями, различные разговорные ситуации при обучении диалогической и монологической речи, выполнение разноуровневых грамматических упражнений, в свою очередь предоставляет возможность сильным ученикам улучшить знания по предмету, повысить уровень их мотивации. Слабоуспевающие ученики теряют чувство дискомфорта на уроке, преодолевая боязнь получить плохую оценку. Данная технология предоставляет возможность работать с трудными детьми, помогать слабым учащимся.

Итак, использование здоровьесберегающих технологий на уроке иностранного языка является необходимым условием в современной действительности. Их применение в учебном процессе сказывается на микроклимате урока, повышает мотивацию, снижает трудности, сводит к минимуму учебный стресс, т.е. позволяет добиться положительных результатов в состоянии здоровья учащихся.

Список использованной литературы.

  1. Абрамова И.А. Игры на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе //2004. №1.
  2. Бродкина Г.В., Зубарева И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002.
  3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. 2-е изд. – М., 2005.
  4. Смирнов А.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М., 2002.
  5. Evans V., Dooley J. New Round-Up 1. - Pearson Longman, 2011.
  6. http://azenglish.ru/angliyskie-igryi/
  7. http://engblog.ru/roleplay