Ролевые игры на уроках химии как один из эффективных методов формирования ключевых компетенций учащихся

Разделы: Химия


Каждый человек сталкивается со множеством веществ, одни из которых пагубно влияют на здоровье, а без других жизнь практически невозможна, поэтому крайне важно иметь представления о химическом составе окружающих нас вещей и потребляемых продуктов, уметь грамотно использовать их и критически оценивать рекламную информацию.

Задача учителя химии заключаются в том, чтобы сформировать у учащихся сознание необходимости заботиться о своем здоровье, изучать окружающие нас вещества и правильно применять их в повседневной жизни.

Изучение окружающих нас веществ может быть доступно при использовании компетентностного подхода.

Существует много способов реализации компетентностного подхода. Один из них- использование игровых технологий. Игровую деятельность школьников в процессе учения дидакты оценивают следующим образом:

“ Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни, поэтому она имеет генетическую связь со всеми видами деятельности человека. Особое место занимают игры сюжетно-ролевые, ибо отражают существо отношений в обществе...”[1]

Продуктивную деятельность учащихся позволяют организовать уроки в форме ролевой игры, так как способствуют самостоятельному применению учащимися учебных знаний и умений в условиях, приближенных к жизненным ситуациям. Уроки, организованные в форме ролевых игр открывают перед школьниками новые горизонты для дальнейших самостоятельных поисков, способствуют развитию потребности в творческой деятельности.

В качестве примера предлагаю методическую разработку урока химии в 10 классе в форме научного совещания

Цели:

  • Образовательная: расширение и систематизация на межпредметном уровне знаний учащихся о жирах, как о важнейших биоорганических соединениях и продуктах питания.
  • Развивающая: развитие мотивации изучения предмета в процессе применения имеющихся знаний и умений в новых ситуациях при решении межпредметных и следственных связей.
  • Воспитательная: формирование убеждения о необходимости бережного отношения в собственному организму.

Планируемые результаты

В области предметных результатов:

Знать: состав жиров, классификацию жиров, химические и физические свойства жиров растительного и животного происхождения, области применения жиров.

Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни при выборе таких продуктов питания как жиры, критически оценивать рекламную информацию, анализировать достоверность данных из средств массовой информации.

В области метапредметных результатов:

Уметь: находить, перерабатывать и использовать информацию для решения учебных задач, формулировать проблемы и определять способов их решения; владеть различными формами устных и публичных выступлений, оценивать разные точки зрения.

Ход урока его содержание

I. Открытие совещания.

Открывает научное заседание учитель (председатель совещания), разъясняет большое значение жиров в жизни человека. Создается проблемная ситуация “Жиры это зло или благо”. Предлагает заслушать и обсудить сообщения по теме.

Составляется повестка дня научного совещания. По намеченным вопросам выступают заранее подготовленные учащиеся. До этого по желанию распределяются роли специалистов-участников научного совещания. Учащиеся готовят выступления, слайды презентации, разрабатывают собственные краткие инструкции.

II. Выступления участников совещания

Учащийся 1 (врач-диетолог) выступает с сообщением

“Как часто следует употреблять продукты, содержащие жиры”

До выступления предлагает выполнить практическую работу №1.

Практическая работа №1

“Определение массы тела”

Инструкция к выполнению практической работы №1.

Для контроля массы тела удобно использовать индекс Брока. Определите должную массу тела по формуле:

M тела должна (кг) = [рост/в см - 100] ± 5кг

Сделайте вывод: ваша масса соответствует параметрам индекса Брока, превышает значение должной массы или меньше значения должной массы.

Учащийся 2 (технолог ОАО “Молочный комбинат”).

Тема его выступления “Сливочное масло”

Учащийся 3 (Директор ОАО “Чишминское”.)

Тема его выступления “Подсолнечное масло”.

Учащиеся выполняют лабораторный опыт №1

Лабораторный опыт №1

“Определение масла в семенах подсолнечника”

Инструкция к выполнению лабораторного опыта №1

Возьмите несколько семян подсолнечника, положите на фильтрованную бумагу, прикройте их вторым листом и нажмите на них пестиком. Что наблюдаете? Сделайте вывод.

Учащийся 4 (руководитель лаборатории растительных жиров НИИ жиров)

Тема “Оливковое масло-эталон пищевых жиров”.

Учащийся 5 (директор НИИ питания)

Тема “Как правильно использовать жиры”.

Учащийся 6 (технолог торгового дома “Пышка)

Тема “Маргарин – союзник здоровья”.

Учащиеся выполняют лабораторный опыт №2

“Как отличить маргарин от натурального сливочного масла”.

Инструкция к выполнению работы.

В одну пробирку поместить кусочек сливочного масла, в другую - кусочек маргарина, добавьте горячую воду, содержимое встряхните.В каждую пробирку прилейте раствор пермагната калия (KMnO4). Что наблюдаете? Сделайте вывод.

Учащийся №7 (руководитель лаборатории жировых эмульсионных систем НИИ жиров)

Тема “Что нужно знать о майонезе ?”

Учащийся№8 (врач-педиатр) выступает по теме “Рыбий жир”.

Учащийся №9 (главный санитарный врач РБ)

Тема “Экологические способы мытья посуды от жира”.

Подведение итогов работы совещания и оценивание работ учащихся.

Образовательным продуктом данного совещания является составление памятки “Практические советы по использованию и применению пищевых жиров”, которая состоит из инструкций, составленных учащимися.

Урок имеет практическую направленность, потому что были использованы известные вещества и названы области их применения. Подобные ролевые игры способствуют формированию ключевых компетенций учащихся, что является основной задачей обучения в современной школе

Литература

1. Газман О.С., Харитонова Н.Е. “Воспитательные возможности коллективной игры” Учительская газета. -1985.-13 июля.

2. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. “Химия: Учебник для 10 класса (профильный уровень)” Под ред. проф. Н.Е. Кузнецовой.-М.:Вентана-Граф, 2006, стр.241.

3. Шалашова М.М. “ Компетентный подход: проблемы и перспективы”, Химия в школе №3, 2012, с.4.