Классный час «Совесть – регулятор поведения»

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • дать определение слову “совесть”;
  • показать место совести в иерархии человеческих ценностей;
  • определить значение темы совести в литературе.

 Оборудование и оформление:

  • Плакат “Совесть – регулятор поведения”;
  • Выставка книг:
    • М. Е. Салтыков – Щедрин. Сказка “Пропала совесть”;
    • Ф. М. Достоевский. Роман “преступление и наказание”
    • А. М. Горький. Пьеса “На дне”
    • В. М. Шукшин. Рассказы: “Дядя Ермолай”, “Охота жить”, “Чудик”
  • Стихи: Б. Окуджавы, А. Яшина;
  • Песня: А. Дольский “Где ты, совесть?”

Предварительная подготовка

1. Работа со справочной литературой (значение слова “совесть”)

2. Пословицы и поговорки о совести, стыде, чести.

3. Подбор стихов, песен о совести, стыде, чести.

4. Анкетирование.

5. Чтение художественных произведений на тему чести, совести.

6. Написание сценария.

7. Подготовка презентации.

1. Вступительная часть.

- приветствие;

- вступительное слово преподавателя.

Презентация.

2. Основная часть

Ведущий 1

Крошка сын
К отцу пришёл,
И спросила кроха:
Что такое хорошо
И что такое плохо?

В.2

Иными словами мальчик спрашивает отца: как жить в обществе, какие поступки совершать, как относиться к людям?

В.3. Как объяснить это мальчику?

В.4

Существует система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, она включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и др.

В. 1. А кто следит за соблюдением этих норм и правил?

В.2.

В отличие от норм права, где за соблюдением норм закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну. От старшего поколения к младшему. Их можно встретить народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах

В. 3.

Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.

В. 4

Тема нашего разговора: СОВЕСТЬ - РЕГУЛЯТОР ПОВЕДЕНИЯ (экран)

Ведущий 1. Что такое СОВЕСТЬ?

Ведущий 2. Мы попробовали изобразить совесть в виде символа. (Экран)

Ведущий 3. Подобрали русские пословицы о совести, стыде и чести – главных нравственных категориях.

Ведущий 4.

СОВЕСТЬ – наш внутренний судья

СОВЕСТЬ – это когтистый зверь, скребущий сердце

В ком стыд, в том и СОВЕСТЬ и др.

В. 1

В Интернете мы нашли определение слова СОВЕСТЬ:

- СОВЕСТЬ – это потребность личности нести ответственность за свои действия.

- СОВЕСТЬ – это выражение способности осуществлять нравственный самоконтроль, производить самооценку совершаемых поступков.

- СОВЕСТЬ – это внутренняя работа ума и сердца, это внутренний голос человека.

- Совесть помогает человеку определить, делает он добро или зло.

В. 2

Нравственной личностью человек становится лишь тогда, когда в душе его навсегда поселились СОВЕСТЬ, СТЫД, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и ДОЛГ.

В. 3.

Об этом пишут в стихах:

Александр Яшин

В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество,
Верность,
Братство.
И есть ещё:
Совесть, честь.

Булат Окуджава

Совесть, благородство и достоинство –
Вот оно святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь.
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может и не станешь победителем,
Но зато умрёшь как человек.
Совесть, благородство и достоинство...

В.4.

Мы решили узнать, испытывают ли студенты нашей группы муки совести (результаты анкетирования):

Из 23 опрошенных “да” сказали 23 человека

Иногда – 1 человек

Нет – 5 человек

В. 1.

А что испытывает человек, в котором заговорила СОВЕСТЬ? Ответы в анкетах:

  • Чувство вины;
  • Не могу спать4
  • Чувство дискомфорта;
  • Хочется извиниться перед кем-нибудь
  • Чувство стыда;
  • Не могу найти себе место;
  • Мне стыдно, на душе какой-то камень;
  • Неудобство;
  • Очень нехорошее ощущение.

В. 2.

Какова природа СОВЕСТИ?

Когда Бог сотворил человека, то вдохнул в него нечто божественное, как бы некоторую особенную способность, содержащую в себе, подобно искре огня, теплоту и свет, чтобы она освещала ум его и показывала ему различие между добром и злом. Она называется СОВЕСТЬЮ, которая есть закон естества. (святой Дорофей)

Требование СОВЕСТИ – это то, что на христианском языке называется волей Бога. Исполнение воли Бога - главное дело человека.

В. 3. О чём сигнализирует СОВЕСТЬ?

СОВЕСТЬ сигнализирует о нарушениях в нашем организме, подобно тому, как это делает боль. Только боль символизирует о нарушениях физиологических. А совесть – о нарушениях этических. Сходство усиливается тем, захлёстывает иногда и физическую сферу – колотится сердце, краснеют щёки. Моральный ожог напоминает физический. Как боль полезна нашему физическому организму тем, что предупреждает об опасности, так и СОВЕСТЬ. Притупление или отсутствие болевых ощущений грозит организму гибелью. СОВЕСТЬ живёт в нашей душе только на питательной почве стыдливости, стыда. Бесстыдство – это опасный порок души. Бесстыжему человеку вначале безразлично, что о нём думают люди, а потом доходит и до того, что безразлична собственная судьба. Наглость, подлость, предательство – каждый из этих пороков – дитя бесстыдства и пустоты души

В. 4. Чего, по- вашему, стоит стыдиться? (результаты анкеты)

  • Неблаговидных поступков -15 чел.
  • Невежества -12 чел.
  • Бездушного отношения к окружающим – 12 чел.
  • Неряшливого вида – 9 чел.
  • Своей внешности – 3 чел.
  • Поношенной, но аккуратной одежды – 1 чел.
  • Социального положения родителей – 1 чел.
  • Чего-то ещё: вредных привычек, грубости, сквернословия, тупости.

В. 1 Стыдно врать людям. .А должен ли человек быть честным перед самим собой?

В. 2 Чтение ситуации

Как поступите вы?

Ответы:

  • Никому ничего не скажете – 19 чел.
  • Обязательно скажете;
  • Если скажете, то :
  • непременно при все группе1 чел.
  • Наедине одному преподавателю – 2 чел.

В.2 Тема совести в литературе.

1.М. Е. Салтыков-Щедрин “Пропала совесть” (экран)

2.Ф. м. Достоевский “Преступление и наказание” (экран)

3. А. М. Горький “На дне” (инсценировка)

4. В. М. Шукшин Рассказы: “Дядя Ермолай”, “Охота жить”,  “Чудик”

3. Выводное знание:

Совесть делает нас людьми. Без совести нет сожаления, без сожаления нет морали, без морали нет ограничений, без ограничений нет закона, без закона общество развалится.

Рефлексия

Обоснуйте правильность своего выбора:

  • В мире нет ни ДОБРА, ни СОВЕСТИ.
  • А есть ли в мире ДОБРО и СОВЕСТЬ?
  • Нет, всё – таки в мире есть ДОБРО и СОВЕСТЬ.
  • В мире есть ДОБРО и СОВЕСТЬ.
  • ДОБРО и СОВЕСТЬ правят миром!