«Климатические пояса Земли. География материков и океанов». 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Цель урока: Познакомить учащихся с основными климатическими поясами, показать зависимость климата от типа воздушных масс.  Познакомить учащихся с переходными климатическими поясами, объяснить сезонные перемещения воздушных масс в переходных климатических поясах.

Ход урока

Сегодня в нашем городе утром наблюдалась температура +8 (конкретная t данного места).

А есть ли на Земле места, где сегодня, наблюдалась такая же температура, как у нас? Нам известно, что количество солнечного тепла уменьшается от экватора к полюсам. Следовательно, сходные температуры будут наблюдаться вдоль одной и той же широты, то есть климатические условия будут меняться полосами, на определённых широтах располагаются определённые климатические пояса. На Земле климатологи выделяют 4 типа основных климатических поясов.

Основные климатические пояса соответствуют распространению четырёх типов воздушных масс, которые формируются в определённых широтах.

Задание 1

Приняв ближний к ученику край парты за экватор, а дальний за полюс, создать импровизированный тренажёр (для северного полушария, в котором мы живём).

А) распределить широты от экватора к полюсу;
Б) поместить символы воздушных масс в нужные широты.

Карточки для тренажёра заранее изготавливает учитель по одному комплекту на каждую парту.

Задание 2

Ученики в процессе беседы под руководством учителя заполняют таблицу: «Свойства воздушных масс»

Тип воздушной массы температура давление влажность
ЭВМ Тёплые пониженное Много осадков
ТВМ Тёплые
Летом – жаркие
повышенное Сухие
ВМУШ Летом – тёплые
Зимой – холодные
пониженное Значительное количество осадков
АВМ (АнВМ) Холодные повышенное Сухие

Задание 3

Закрепление свойств воздушных масс. Пользуясь карточками-символами, обозначающими воздушные массы, учащиеся участвуют в сигнальном опросе. Учитель задаёт вопрос, даёт время на его обдумывание. По сигналу учителя (например на счет : раз, два, три!) все ученики одновременно поднимают карточку, обозначающую правильный ответ. Карточки для разных типов воздушных масс желательно изготовить из разноцветного картона, чтобы учителю было легче реагировать на неправильные ответы.

Возможные вопросы:

  1. ВМ, формирующиеся в области наиболее низкого давления (ЭВМ);
  2. ВМ, температура которых сильно различается по сезонам (ВМУШ);
  3. Сухие и жаркие воздушные массы (ТВМ);
  4. ВМ, влажность и температура которых не меняется в течении года (ЭВМ);
  5. Холодные температуры в течение года (АВМ или АнВМ)
  6. Эти ВМ приносят за год значительное количество осадков, но распределение по сезонам –неравномерное (ВМУШ).

Задание 4

Разместить на тренажёре (на парте) названия основных климатических поясов, соответствующих названиям воздушных масс.

Задание 5

Разместить на тренажёре (на парте) названия переходных климатических поясов, в названии которых присутствует частица «суб», что означает «под», (находящийся рядом, под основным).

Такое положение ВМ характерно для весны и осени, когда оба полушария равномерно освещены солнцем. 

Объяснение учителя о смене воздушных масс по сезонам в переходных поясах.

Наклон земной оси к плоскости орбиты Земли приводит к неравномерному освещению северного и южного полушарий нашей планеты в течении года.

22 июня Солнце находится в зените над северным тропиком, следовательно, лучше освещено северное полушарие и все воздушные массы смещаются в северном направлении.

Тогда в каждый переходной климатический пояс придёт воздушная масса из соседнего основного пояса.

22 декабря Солнце находится в зените над южным тропиком, следовательно, лучше освещено южное полушарие и все воздушные массы смещаются в южном направлении.

Тогда в каждый переходной климатический пояс придёт воздушная масса из соседнего основного пояса.

Следовательно, в каждом переходном климатическом поясе поочерёдно действует одна из воздушных масс соседних с ним основных климатических поясов.

Правило, которое следует записать в тетрадь и выучить:

Летом в переходной климатический пояс придёт воздушная масса из соседнего основного пояса со стороны экватора (Экватор = тепло = лето).

Зимой в переходной климатический пояс придёт воздушная масса из соседнего основного пояса со стороны полюса (Полюс = холод = зима).

Задание 6

Показать на тренажёре перемещение воздушных масс в субэкваториальный пояс летом северного полушария.

Задание 7

Показать на тренажёре перемещение воздушных масс в субэкваториальный пояс зимой северного полушария.

Такие тренировочные упражнения можно повторить со всеми типами переходных климатических поясов. На следующем уроке закрепление материала начинается с работы с тренажёром.

Такая форма работы возможна и при изучении климата отдельных материков, если в этом возникнет необходимость.

Приложение