Урок информатики по теме «Модели и моделирование». 6-й класс, базовый уровнь

Разделы: Информатика

Класс: 6


Оглавление

Пояснительная записка

Преамбула к уроку

Технологическая карта урока

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Пояснительная записка

Целью курсовой работы является разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС на основе реализации системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход – технологическая основа Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, который ориентирован на развитие у учащихся способов выполнения различных видов деятельности, что позволяет учащимся видеть различные ситуации в поле возможных собственных действий по ее преобразованию, делая учащихся более свободными при выполнении действий в новых ситуациях.

Основными принципами обучения являются:

  • Приоритет деятельности учащихся перед трансляцией знаний.
  • Создание учениками собственных материальных продуктов деятельности.
  • Открытая коммуникация, понимаемая и как возможность демонстрации учащимися продуктов образовательной деятельности, так и совместная деятельность по созданию этих продуктов.
  • Индивидуальность образовательной траектории, понимаемая как возможность использования вариативных информационных источников и технологических инструментов.

Задачей учителя в рамках урока является создание учебной ситуации как системы внешних условий, побуждающих учащихся к их преобразованиям, к деятельности. Результатом учебной деятельности должен стать учебный продукт, например: описание объекта, которое представлено в виде таблицы, схемы, карты, выводы, представленные в письменной форме, по результатам просмотра экспериментов по изучению свойств объектов, составление классификаций, сопоставление и сравнение объектов. Информационным продуктом может быть презентация, блог, текстовый документ, гипертекстовый документ, отражающий результаты индивидуальной или коллективной информационно-поисковой деятельности школьников. Творческим продуктом является эссе, в котором представлен собственный взгляд на научную проблему и способ ее разрешения. При решении задач социального характера ? создание простейших моделей (описательных, функциональных) объектов и процессов в виде изображений, чертежей, анимационных объектов и др., например, технических устройств, социальных объектов (зимний сад, виртуальный дом и др.).

Этапами организации учебной деятельности должны быть следующие:

  • Знакомство с предлагаемой учебной ситуацией и ориентировка в ней.
  • Выполнение действий с объектами (исследование, преобразование), адекватные целям разрешения ситуации.
  • Фиксация результатов в виде знаковой модели.
  • Представление результатов группе, их оценка.

Таким образом, системно-деятельностный подход требует представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности, обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи, выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.

Основной результат нового подхода к обучению – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.

В разработанном мною уроке достижение результатов обучения планируется за счет использования приемов проблемно-диалогической образовательной технологии и технологии развития критического мышления.

Обучение в диалоге – образовательная технология, которая решает задачи приобретения учащимися глубоких знаний по учебным предметам на основе организации различных видов коммуникативного взаимодействия.

Технология обучения в диалоге создает условия обучения свободно, тактично вступать в диалог, последовательно и четко излагать свои мысли, толерантно отстаивать свою точку зрения, слушать собеседника и вслушиваться в его доводы.
Проблемно-диалогический урок имеет следующую структуру:

1) создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками;

2) актуализация учениками своих знаний на основе новых знаний;

3) поиск решения проблемы учениками;

4) выражение решения;

5) применение знаний учениками.

Цель такого урока - обучить самостоятельному решению проблем, средство - открытие знаний вместе с детьми. Какие универсальные учебные действия прежде всего развивает проблемный диалог? Организационные – умение решать проблемы; коммуникативные – вести диалог с другими людьми; интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы, анализировать полученные результаты, оценивать свою деятельность в ходе урока.

Цель технологии развития критического мышления ? развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения работать с информацией, анализировать различные аспекты проблемы, то есть, позволяющих учиться самостоятельно.

Работа в рамках данной технологии позволяет осуществить рефлексивное взаимодействие и на этапе совместной постановки цели, и на этапе совместной деятельности, и на этапе осмысления результатов деятельности. Таким образом, урок выстраивается как совместная целенаправленная деятельность учителя и ученика. Это обеспечивает условие для развития личности ученика.

Для организации групповой работы мною выбран прием решения проблемы “Денотатный граф”. Денотатный граф ? способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия темы ? модель. К нему из текста подбираются глаголы, связывающие ключевое понятие и его существенные признаки, обозначающие действия. К глаголам подбираются характеристики, выраженные прилагательными или другими частями речи. Образуется сочетание: ключевое слово, глагол, другая часть речи, характеризующая основные признаки ключевого понятия (граф может дробиться и разветвляться по мере чтения учебника).

При работе с денотатным графом ученик получает возможность научиться следующим универсальным учебным действиям:

  • Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное.
  • В процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Этот прием многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, помогает овладеть умением учиться самостоятельно.

Преамбула к уроку

Урок разработан мной в рамках системно-деятельностного подхода и учитывает требования, предъявляемые к современному уроку ФГОС.

Урок разработан для подачи материала на базовом уровне в 6 классе при учебном плане 2 часа в неделю (70 учебных часов в год).

Для проведения урока необходим раздаточный материал (приложения №1-№4), демонстрационное оборудование для показа учебной презентации, учебник “Информатика. Учебник для 6 класса” авторов Л.Л. Босовой и А.Ю. Босовой (см. список литературы).

Технологическая карта урока “Модели и моделирование”

Цели урока: предметные:

  • формировать представления о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
  • формировать представления о моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
  • продемонстрировать вклад информатики в формирование современной научной картины мира;

метапредметные:

  • формировать способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;
  • формировать навыки сотрудничества со сверстниками
  • критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

личностные:

  • вырабатывать ответственное отношение к труду;
  • осознавать необходимость критического осмысления результатов своей деятельности.

Таблица

Список литературы

    1. Асмолов А.Г. и др “Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя” ? М, Просвещение, 2014.
    2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. “ Информатика. Учебник для 6 класса” ? М, Бином, Лаборатория знаний, 2013.
    3. Ермолаева М.Г. “Современный урок: анализ тенденции возможности” ? СПб, КАРО, 2011.
    4. Муштавинская И.В. и др. “Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС” ? СПб, КАРО, 2014.

Электронные ресурсы:

  1. www.school-collection.spb.ru
  2. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor6/posters/6-9-1-modeli.jpg
  3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009db-1000-4ddd-dfe7-460047fe08b1/00.swf
  4. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/707de005-32ba-45bc-ba85-b562adc729de/93.swf
  5. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/782d97dc-3be7-41b7-a4c6-
    1c60fcaf4f21/%5BPH10_01-001%5D_%5BPK_03%5D.swf
  6. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/03a4baaa-284b-4e9a-9303-58cd9e83f2a1/7_194.swf

Приложение 1

Выбери модели среди объектов:

фото скелет муляж яблока река
бассейн автомобиль кукла кодовый замок
ручка мультфильм схема метро ежедневник
выкройка фартука песня часы паспорт

Приложение 2

Укажи модели для решения задачи:

Натурная модель Информационная модель
1. Родители хотят объяснить своему ребенку, что такое самолет
   
2. Пассажир хочет выбрать место в салоне самолета

 

 
3. Будущего пилота необходимо научить управлять самолетом

 

 
4. Инженер-конструктор представляет новую по конструкции модель самолета
   

Приложение 3

Приложение 4