Внеклассное мероприятие по физике и химии "Калейдоскоп естествознания"

Разделы: Физика, Химия, Внеклассная работа


Цель: развитие интереса школьников к предметам естественнонаучного цикла; повышение уровня мотивации учебной деятельности; создание условий способствующих проявлению знаний и умений в нестандартных игровых ситуациях.

Оборудование: видеопроектор, компьютер.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Введение. Организационный момент

2. Проведение мероприятия.

Первый тур «Интеллектуальный»

Команды отвечают на вопросы. Участник, который первым дал правильный ответ на вопрос, получает 1 балл. При подведении итогов конкурса два игрока набравшие меньшее количество баллов выбывают из игры.

Второй тур «Лидер»

В третьем туре – 4 категории, различаемые по цветам. Белым цветом обозначена нейтральная категория, за правильный ответ на вопросы которой игрок получает 1 балл. Участник, правильно отвечающий на вопрос своей категории, получает 2 балла, на вопрос чужой категории – 3 балла. В финал выходят два участника, набравшие большее количества баллов.

Третий тур «Экспериментальный». Постановка опыта и его научное объяснение. Правильный ответ оценивается в пять баллов.

Подведение итогов. Победитель определяется по результатам всех конкурсов.

Вопросы первого тура «Интеллектуальный»: (Приложение 1)

Вопрос 1. Недостаток какого химического элемента приводит к кариесу?
Ответ: Фтора.
Вопрос 2. Какие химические элементы названы в честь частей света?
Ответ: Европий, америций.
Вопрос 3. Какие химические элементы названы в честь стран?
Ответ: Германий, франций, рутений, полоний и т.д.
Вопрос 4. В желудке здорового человека, всегда находится кислота, а при недостатке её употребляют как лекарство. Как она называется?
Ответ: НСl – соляная кислота.
Вопрос 5. Какназывается химический элемент в зашифрованном слове: ерсробе?
Ответ: Серебро.
Вопрос 6. Первоначально он был открыт на Солнце, а потом на Земле. Какой это химический элемент?
Вопрос 7. Почему на мониторе компьютера много пыли? Какое физическое явление в основе этого?
Ответ: Электризация.
Вопрос 8.Что мешает человеку, распасться на отдельные молекулы и исчезнуть?
Ответ: Молекулы в телах взаимно притягиваются.
Вопрос 9. В каком состоянии в организме человека быстрее движутся молекулы: в здоровом теле человека или простуженном?
Ответ: Температура тела выше, если человек болен, поэтому молекулы движутся быстрее.
Вопрос 10. Какое физическое явление лежит в основе приготовления солений, варений?
Ответ: Диффузия.

Вопросы второго тура «Лидер»

1. Ученый, который изобрел термометр?(Ломоносов)

2. Он бежит по проводам,
Он бывает тут и там.
Свет зажег, нагрел утюг
… кто наш лучший друг? (Электрический ток)

3. Какой прибор определяет влажность воздуха? (Психрометр)

4. Вязкость жидкости измеряется? (Вискозиметром)

5. Если при проведении реакции выделяется теплота, то это? (Экзотермическая реакция)

6. Если в атом он попал –
То считай, почти пропал …
Он с утра и до утра
Носится вокруг ядра. (Электрон)

7. Это чудо – минерал
В море вице – адмирал.
Главный повар в ресторане
И палач на свежей ране. (Хлорид натрия)

8.Чем измеряют напряжение электрического тока? (Вольтметром)

9. Чему равно атмосферное давление можно определить с помощью? (Барометра)

10. Законы электролиза открыл… (Фарадей)

Третий тур: «Экспериментальный»

В слабый раствор соляной кислоты, опускают сырое яйцо. Оно сначала тонет, затем всплывает, поднявшись до верха, опять тонет, то есть самопроизвольно ныряет в воду. Поясните ответ. (Т.к. плотность яйца несколько больше плотности соляной кислоты, то яйцо вначале тонет (по закону Архимеда). Однако на поверхности яйца начинается химическая реакция между скорлупой и соляной кислотой. В результате реакции образуется углекислый газ, пузырьки которого пристают к скорлупе и поднимают яйцо вверх. На поверхности воды пузырьки срываются и уходят в воздух, а яйцо снова погружается на дно, затем всё повторяется. Так яйцо ныряет, пока не растворится скорлупа).