Урок русского языка по теме «Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных». 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: проектор, репродукция картины И.И.Шишкина “Зима”, карточки с заданиями для работы по группам, учебник Львова С.И., Львов В.В. Русский язык 7 класс, Москва “Мнемозина”, 2013.

Цель: различение причастий и прилагательных на -ный.

Задачи.

  1. Повторить правила написания Н и НН в суффиксах прилагательных, научиться различать причастия и отглагольные прилагательные по совокупности их отличительных признаков.
  2. Научиться использовать полученные знания в работе с различными текстами. формировать культуру общения, умение работать в группе, умение планировать свою деятельность
  3. Формировать умение работать в группе, умение планировать свою деятельность.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Разгадайте ребус:

ка
у

- Как называется наука, изучающая язык?

- Какой раздел лингвистики изучает части речи?

2. Актуализация знаний. Повторение правописания суффиксов прилагательных и причастий.

Образуйте от выделенных существительных прилагательные. Запишите получившиеся словосочетания, обозначая в прилагательных суффиксы.

Ложка из серебра-…, сироп из клюквы - …, шляпа из соломы - …, ручка из дерева – …, чашка из глины - …, статуэтка из олова - …, замок из песка- …, дом из камня - …. (Правило написания н и нн в суффиксах прилагательных)

Комментированное письмо

Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами.

(Н и нн в суффиксах причастий).

3. Постановка учебной задачи. Работа в парах по карточкам. Объяснить написание н и нн в суффиксах слов.

Лимонный, обеденный, разбросанный, кожаный, копченый, тыквенный, квашеный, стеклянный, окруженный, жареный.

- Правописание каких слов не смогли объяснить?

Постановка детьми цели урока: “Узнать в суффиксах каких слов, кроме изученных, пишется одна н?”

Составление плана.

  1. Наблюдение за словами с суффиксами н и нн.
  2. Сравнение слов.
  3. Вывод.

4. Реализация построенного проекта по группам.

1 группа.

От какого глагола образовано слово? Определите вил глагола. Сделайте вывод.

Решенный, вареная, заколоченный, вязаный, скошенный, крашеный, купленный.

2 группа. Обозначьте разницу в выделенных словах.

ломаная линия – сломанная игрушка

путаный рассказ – запутанная история

крашеная доска – раскрашенная картинка

топленое молоко – растопленное масло

3 группа. Выделите суффикс.

печеный картофель – печенный в золе картофель

вяленая рыба – вяленная на солнце рыба

стриженые волосы – коротко стриженные волосы

квашеная капуста – квашенная мамой капуста

4 группа. Выделите суффиксы.

Маринованные огурцы, асфальтированная улица, тренированные мышцы, комбинированное платье.

Вывод каждой группы, составление таблицы.

-н- -нн-
если причастия образованы от приставочных глаголов:

покрашенный пол, просмотренный фильм

если прилагательные образованы от глаголов несовершенного вида (не имеющих приставок, кроме не-):

 белёный дом (белить),вареный картофель

если причастия образованы от бесприставочных глаголов совершенного вида:

брошенный (бросить), купленный (купить)

в кратких страдательных причастиях:

 задача решена, книга прочитана

если причастия имеют при себе зависимое слово:

недавно кошенный луг, крашенная маляром крыша

если прилагательные не имеют при себе зависимого слова:

крашеный пол (но: крашенный масляной краской пол)

если причастия образованы от глаголов с суффиксами -ова-, -ева-, -ирова-:

маринованный (мариновать), асфальтированный (асфальтировать)

 Отглагольные прилагательные пишутся с одним -н:

варёный, печёный, жареный, пареный, раненый, кипячёный, сушёный, вяленый, копчёный, мочёный, солёный, топлёный

Обращение к учебнику с.67, знакомство с термином “отглагольные прилагательные”, со словами-исключениями.

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Работа по учебнику, выполнение упражнения №169.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Посмотрите на экран. Репродукция картины И.И.Шишкина “Зима”

Зима – прекрасное и очень красивое время года. О зиме писали и писатели, и поэты. Зиму изображали на своих полотнах очень многие художники. Перед вами картина И.И. Шишкина “Зима”.  

- Какие стихотворные строки вы могли бы вспомнить? Кто автор? 

- Ваша задача – составить и записать текст (5-6 предложений) по этой картине. И в ваших сочинениях должны быть непременно причастия и прилагательные с -н- и -нн-.

 Чтение 2-3 работ. Оценка товарищами.

7. Включение в систему знаний. Заполнить таблицу примерами. Работа в парах.

  -н- -нн-
Имя прилагательное    
Отглагольное прилагательное    
Причастие    

8. Рефлексия.

- Какую цель вы ставили себе перед уроком?

- Получили ли вы ответ на поставленный вопрос?

Самооценка учащихся.

Использованная литература

1.Дейкина А.Д., Пахнова Т.М., Универсальные учебные материалы. Русский язык. М.: Вербум-М, 2008.

2.Ларионова Л.Г., Сборник упражнений по орфографии. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2001.

3. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык 7 класс, Москва “Мнемозина”, 2013.

4. http://www.openclass.ru/

5. http://www.yaklass.ru/