Урок этики «Моя семья»

Разделы: Начальная школа


Цели: формировать у детей позиции признания семьи как ценности; воспитание уважения к членам семьи и одноклассникам.

Задачи:

  • привить любовь к семье, родному дому;
  • формирование положительного отношения, уважения к семьям   одноклассников;
  • сплочение классного коллектива, коллектива учащихся;
  • изучение семей учащихся;

Ход занятия

1. Приветствие. Постановка задачи.

- Ребята, подумайте и попробуйте ответить на вопрос: что тебе дороже всего в твоем доме?

(Это задание может быть письменным на листочках. Учитель должен помочь детям в выборе. И если дети не дадут нужный ответ, то подсказать)

- Хорошее, спокойное настроение, не правда ли?

Ведь плохо, когда дома тоскливо и уныло, когда в нем царят беспорядок и неразбериха, когда члены семьи сердятся и кричат друг на друга.

2. Решение проблемной ситуации.

- Так что надо сделать, чтобы создать в семье атмосферу дружбы и доброжелательности? Послушайте историю о двух братьях, а потом вы ответите на мой вопрос.

Возвращаясь с уроков, Гена вытащил из почтового ящика газеты и прямо в прихожей, не раздеваясь, развернул, чтобы посмотреть программу телевидения. Двухклассное образование не позволило ему это сделать быстро, и Миша выхватил эту газету у брата.

- Годится! – он жизнерадостно хлопнул Гену по затылку. – В девятнадцать тридцать – “В мире животных”. Лесси, джамп! Лесси, джамп!

Веселая спаниелька Лесси не очень поняла английскую команду, но на всякий случай запрыгала вокруг мальчишек, взмахивая ушами.

- Ну, я пошел в баскет играть! – и Миша исчез.

Гена наскоро поглотал холодный борщ, разделил с Лесси котлету и помчался на поиски старшего брата. Лесси, чьи мечты о прогулке рухнули, жалобно заскулила.

Ровно в двадцать минут восьмого грязные и красные, перекидывая друг другу баскетбольный мяч, братья ворвались в квартиру и ринулись включать телевизор.

Мама убирала со стола в кухне немытую посуду. Она молча взяла сыновей за руки отвела в ванную комнату.

- Ма! Давай скорей ужинать. Сейчас “В мире животных” будет.

- Ужинать? Хлеба-то не купили. Миша, сбегай-ка в булочную!

- Миша, Миша! Всегда Миша...Что я рыжий. Пусть Генка идет!

- Хитренький! Сегодня твоя очередь!

- А твоя очередь была мыть посуду. Ты помыл? Помыл?

- Ты вчера тоже не мыл! А я за тебя ведро вынес!

- Ничего не за меня! Это я за тебя с Лесськой в понедельник гулял!

- В понедельник была твоя очередь, потому что в ту пятницу тебя кружок, и я...

Хлопнула дверь... Когда мама вернулась с хлебом, братья уже в своих расчетах добрались до позапрошлого месяца. На экране уже кружились в воздушном танце аисты, прыгали обезьянки, грозно рычал тигр.

Мать подала картошку.

- В мундирах, - капризно протянул младший. – Лучше бы пюре.

- Или жареную. С колбасой!

Быстро управившись с ужином, Миша коротко бросил: “Морской закон”, - и захватил кресло – предмет непрекращающейся войны. Но стоило ему на минутку подойти к телефону, как Генка, вопя про барыню, которая “встала, место потеряла”, прочно угвоздился там, схватившись для верности за подлокотники. Это ему не очень помогло. Миша умело разжал его пальцы и энергично стал извлекать брата из кресла. Тщательно рассчитав силу голоса, чтобы было слышно на кухне, братишка заныл: “Ты чего бьёшься? Я к тебе лезу? Ой-ой-ой!!!”

Как он и предполагал, мама вошла в комнату. Но разбирать, кто прав, кто виноват, не стала. Она, не говоря ни слова, повернула рычажок телевизора. Лесси как раз в это время спасала от волка строптивую лошадь.

- Ма, ты чего, ма! Включи! – дружно закричали братья, вмиг забыв раздоры.

Но мама усталым движением поднесла к вискам белые от муки руки. И заплакала. Плохой был вечер. И плохо кончился.

А ведь могло быть и так.

Возвращаясь с уроков, Гена вытащил из почтового ящика газеты и прямо в прихожей, не раздеваясь, развернул, чтобы посмотреть программу телевидения. Двухклассное образование не позволило ему это сделать быстро, и Миша нетерпеливо спросил:

- Ну, что там, товарищ профессор?

- “В мире животных”. В девятнадцать часов тридцать минут, - доложил Генка старшему брату. Потом вспомнил “профессора” и запоздало парировал:

- От академика слышу.

- НО-но... Разговорчики в строю... Значит так. Слушай мою команду. Бери ложку, бери хлеб и, сам понимаешь, грей воду, посуду вымоешь... И не кисни: не надо! Я сейчас в булочную, а потом подмету.

- А я? – с надеждой спросил Гена. – Гулять?

- Ох ты и шустрый растешь, Геннадий Васильевич! Ладно, знай мою доброту. Гулять! Но только с Лесси!

Ровно в восемнадцать тридцать, грязные и раскрасневшиеся мальчики прибежали домой. Они добросовестно умылись. Мама явно задерживалась.

- Картошки что ли сварить? – подумал вслух Миша.

Мама пришла в семь.

Услышав щелчок замка, ребята выбежали в коридор, и Миша скомандовал:

- Взвод! Равняйсь! Смирно!

Взвод, то есть Гена, выровнялся и застыл.

- Разрешите доложить: посуда вымыта, пол подметен, картошка сварена, собака “погулена”, двоек нет.

Они весело поужинали, быстренько вымыли посуду. И, когда на экране закружились в воздушном танце аисты, маму усадили в кресло, укрыли пледом.

Потом пришел отец. Славный был вечер. И кончился он спокойно и хорошо.

- Зачем нужна семья? Какую роль играет каждый член семьи?

- Так что можете сделать вы, чтобы в семье было хорошее настроение? (быть чутким, внимательным, заботливым)

- Да у вас есть свои обязанности дома?

- Поднимите руки те ребята, где в семье живет бабушка или дедушка. Поделитесь, как заботитесь о них вы.

- А сейчас мы проведем проверочные испытания. Если вы можете ответить на них “да”, ставьте плюс, если нет, то минус.

  1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на улице или внезапно уйти из дома, сообщаешь ли ты об этом родным? (запиской, по телефону, через товарища)
  2. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки и дедушки, братьев и сестер?
  3. Что хочешь купить та, наверное, знаешь (коньки, мяч, игру). А известно ли тебе, какая вещь срочно нужна маме, отцу, братику или сестренке?
  4. Бывает ли, что, кроме маминого поручения, ты выполняешь еще какую-нибудь работу (например, тебе поручили протереть пол в прихожей, а ты еще и обувь вымыл)?
  5. Мама угощает тебя апельсином, конфетой, пирожным. А ты всегда проверяешь, досталось ли угощение взрослым?
  6. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?
  7. Подаешь ли ты руку или пальто маме при чужих людях или стесняешься?

(Правильные ответы + + + + + - - -)

Если ваши ответы не совпали, значит подумайте, что надо сделать.

И еще одно задание.

Давайте вместе подумаем, какой небольшой сюрприз можно приготовить для мамы или бабушки, папы или дедушки?

(Предложения детей)

Только не забудьте посмотреть, какие будут глаза у мамы, папы, бабушки. А на следующем уроке вы поделитесь своими результатами.

Печенье
В. Осеева

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

- Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

- Ровно? – спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

- Ровно. Бабушка , налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.

- Угу! – отозвался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку хлеба.

Вопросы:

  1. Выскажите свое мнение о поступках ребят?
  2. Что чувствовали взрослые – мама и бабушка?
  3. Как нужно было мальчикам поступить, чтобы всем было радостно?
  4. Расскажите, как вы поступаете в таких случаях?
  5. Вспомните, что вы читали о справедливости и несправедливости

- Я хотела бы вас спросить: А как вы думаете, можем ли мы наш класс назвать семьёй?

(Да. Потому что, мы пол дня бываем в школе, в своём классе, в одной дружной семье, а наша мама – это ВЫ, наша учительница.)  

- Конечно, можем. Ведь школа это наш дом, а класс – это семья. И я думаю, что в этом доме, в этой семье мы будем жить дружно, весело, всегда друг другу помогать.

3. Итог урока.

- Почему люди живут семьями? Помогает ли это им избежать опасности? Какие?

- Кто самый старший в вашей семье? Кто самый младший? Чем эти члены семьи отличаются от других?

- Что означает фамилия вашей семьи? Может, знаете происхождение вашей семьи?

- Почему в народе говорят: “Береги честь фамилии”? (слово “фамилия” в переводе с немецкого языка означает “семья”)

- Поддержка и помощь в семье сохраняют здоровье ее членов.