Внеклассное мероприятие по технологии

Разделы: Внеклассная работа


Цель мероприятия: приобщение учащихся к русским народным ремёслам.

Задачи:

  • развивать познавательный, коммуникативный, нравственный, эстетический потенциал учащихся;
  • воспитывать личностные качества в ученике, знающего, уважающего историю и традиции своего народа;
  • создавать условия для сотрудничества, общения, сотворчества учащихся и педагога;
  • развивать смекалку, находчивость, быстроту мышления;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать познавательный интерес учащихся к русским народным ремеслам.

Подготовка к мероприятию:

1. Разработка программы мероприятия.
2. Сбор экспонатов для выставки и оформления класса или зала.
3. Подготовка ведущих к проведению праздника (бабушка Варвара и её внучки: Маша, Катя).
4. Подбор литературы и музыкального сопровождения.
5. Сбор материалов, инструментов, сувениров, вещей для содержимого сундука.
6. Приготовление карточек с конкурсными заданиями и желтых картонных кругов «блинчиков» для подсчета баллов.
7. Приготовление грамот и сувениров для награждения.
8. Оформление класса или зала.
9. Домашнее задание командам:
– подготовить сообщения по народным ремёслам (вышивание, прядение, ткачество, вязание) с презентациями;
– подобрать частушки и по возможности выучить;
– повторить пословицы о труде и народных ремёслах.

План проведения мероприятия:

1. Встреча двух параллельных или 5-6 классов на мероприятии по народным ремёслам.
2. Встреча гостей с ведущими: бабушкой Варварой и её внучками.
3. Проведение мероприятия:
– рассказ ведущих о правилах проведении игры;
– выбор жюри;
– проведение конкурсов: пословиц, загадок, частушек, сообщений про народные ремёсла и др.
– подведение итогов;
– награждение участвующих грамотами и призами в конце игры;
– чаепитие с блинами.

Оборудование:

стол, скамейки, сундук;
–народные русские костюмы для ведущих;
– самовар, чайная посуда, большая тарелка с блинами, 2 тарелки под жетоны «блинчики»;
– оформление предметами русских народных ремесел: домотканые половики, скатерть, рушники, вышитые изделия, ажурные шали и др.
– использование ИКТ для музыкального сопровождения и для воспроизведения презентаций.

Оформление:

– Классная комната оформлена в виде горницы, в которой собрались учащиеся.
– Украшена вышивками, ажурными шалями и яркими рушниками, самоткаными половиками, поделками.
– На полочках и на столе деревянная глиняная утварь.
– В середине комнаты расписной сундук.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: бабушка Варвара
– Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные! Приглашаю вас в гости.

Ведущие: Маша
– Добро пожаловать на наши посиделки! Посиделки – это сборище крестьянской молодежи осенними и зимними вечерами под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней, забав и песен.

Ведущий: бабушка Варвара

– Ну вот и в моей горнице собрался народ. Очень хорошо! Вас ждет много шуток да веселых прибауток! Собрались мы позабавиться да потешиться, пошутить! Да главное – ума-разума со дна зацепить! В этой красивой горнице живу я ни одна, а с моими внучками, Катей и Машей. Мы долго ждали этой встречи, готовили подарки и блины, и накрывали на столы.

Ведущий: Катя
– Ох, что-то наши гости загрустили, а ну-ка , девчата, давайте играть.

(Катя и Маша устраивают конкурс по народным ремёслам. А бабушка пытается им помочь в проведении игры и предлагает внучкам в помощь волшебный сундук с ремёслами. Маша предлагает придумать названия командам «деревенькам», в которых проживают ученицы того и другого класса. А бабушка сообщила, что все заработанные баллы будут в виде «блинов», кругов из жёлтого картона, которые будут выкладываться на тарелки, стоящие на столе прямо своей деревни. Тут же представляет жюри)

Ведущий: Маша. (Маша пробует открыть, но не получается и обращается за помощью к бабушке Варваре)
– Дорогая, бабушка, помоги открыть нам сундук!

Ведущий:бабушка Варвара
– Чтобы сундучок открыть надо два испытания пройти.

1 задание: На листе бумаги написать названия всех народных ремёсел, которые вы знаете.

2 задание: На столе лежат предметы народного быта. Вы должны сказать их название и определить назначение.

Ведущий: бабушка Варвара
– Молодцы девчонки! Отлично справились.

Ведущий: Катя
– И сундук открыли даже?

(Открывают сундук, а там разные вещи, которые сделаны мастерами народных ремёсел, разные материалы, инструменты, приспособления для ремесла. Ведущие предлагают послушать загадку, отгадка которой лежит в сундуке, Кроме этого девчата должны пояснить, для чего нужны эти материалы и инструменты)

Ведущий: Маша
– Ах, сколько здесь красивых вещей! Сколько инструментов! Вы наверно хотите узнать, что в этом сундуке?

Ведущий: Катя
– Я буду загадывать загадки, отгадки которых лежат в сундуке.

Ведущие по-очереди загадывают загадки:

1) Маленький кругленький, а хвост не поймаешь (клубок)
2) Приспособление для натягивания ткани для вышивания (пяльцы)
3) Им укололась и уснула принцесса из сказки Шарля Перро «Спящая красавица» (веретено)
4) На пальце одном ведерко вверх дном (наперсток)
5) Весь мир одевает, а сама нагишом (иголка)
6) Искусство росписи по ткани (батик)
7)Мелкие стеклянные цветные бусинки – зёрнышки со сквозными отверстиями (бисер)
8) Их плетут на коклюшках (кружево)
9)Я вам не хвастая скажу:
10) Я всех друзей омоложу.
Идут ко мне унылые,
С морщинами, со складками,
Уходят очень милыми,
Весёлыми и гладкими.(утюг)
11) Сорт тонких кручёных ниток для вышивания (мулине)
12) Старинное приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью (прялка).

Ведущий: бабушка Варвара

Вот иголка в пляс пустилась,
С нею нитка закружилась,
До чего же пляшет прытко,
А за ней вприпрыжку нитка!
Целый час их танец длился,
Танец славный получился!

– Я сейчас проверю, как вы умеете пришивать пуговицу. Какая деревня лучше справится?

(Выносит две рубашки своих внучек и просит о помощи. От каждой команды по 2 человека. В это время Маша и Катя предлагают следующий конкурс)

Ведущие: Катя и Маша

– Пока девчонки трудятся, демонстрируют своё мастерство, мы с вами вспомним пословицы.

Ведущий: Маша
– Этот конкурс мы назвали…

Ведущий: Катя
– «Преданья старины глубокой»

Конкурс пословиц «Преданья старины глубокой» (по-очереди Катя и Маша зачитываю пословицы, а девочки должны закончить)

Длинная нитка, ленивая швея
За всякое дело берись умело
Штопай дыру, пока не велика
Каков мастер, такого и дело
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Поспешишь – людей насмешишь
Делу время – потехе час:
Весенний день год кормит;
Что посеешь, то и пожнешь;
Трудиться всегда пригодится;
Будешь трудиться – будет у тебя
И хлеб, и молоко водиться;
Взялся за гуж, не говори, что не дюж;
Дерево смотрят в плодах, а человека в делах;
Дело мастера боится;
Есть терпенье будет и уменье;
Кто мало говорит, тот больше делает;
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня;
Труд человека кормит, а лень портит;
Не учись безделью, а учись рукоделию;
С лодырем поведешься, горя наберешься;
Любишь кататься, люби и саночки возить;
Кто не работает, то не ест;

Ведущий: бабушка Варвара
– Отгадайте, гости дорогие, загадку:

– Чем боле я верчусь, тем боле я толстею, какая это честь? Отечество мне лес. (Веретено)
– Какое же народное ремесло не обходится без веретена? (Прядение)
Какая же команда «деревня» приготовила сообщение о ручном прядении?

(Бабушка Варвара предлагает одной из команд сделать сообщение о ручном прядении, которое было домашним заданием , с небольшой презентацией)

Примерное выступление:

Ручное прядение известно давно. Оно было распространено среди всех народов земного шара, за исключением Крайнего Севера, где носили меховые одежды.
Первыми орудиями прядильного производства были ручные гребни для расчесывания волокон и ручные веретена для их скручивания. Нитки пряли из льняных волокон, а для теплой одежды — из овечьей шерсти.
Труд был тяжел. Славянских детей начинали приучать к работам с 5-7 лет. Прялка была неразлучной спутницей женщины. И она была не только орудием производства, но и произведением искусства.
В XV веке была изобретена самопрялка с рогулькой, что позволило одновременно скручивать и наматывать пряжу. С XVIII веке развивается машинное прядение. Сегодня широко известны электрические прялки.
Но в нашей местности до сих пор отдается предпочтение обыкновенной, изготовленной своими руками, прялке.

(Девочки демонстрируют разные виды веретен и расписные прялки)

Ведущий: Маша
– А сейчас мы отдохнём и немножко попоём.

Ведущий: Катя
– Какая из «деревень» будет самая певчая?

(Домашним заданием было подобрать частушки про народные ремёсла)

Примерные частушки:

Мы весёлые ребята,
Интересно все живём,
Про народные ремёсла,
Вам частушки пропоём.

Дайте лён, дайте лён,
Дайте 49 веретён.
Стану прясть-попрядывать,
На дружка поглядывать.

Шила милому кисет,
Вышла рукавица.
Посмотри, мой дорогой,
Какая мастерица!

Моя прялка не прядёт,
Колесо не вертится.
Что-то милый не идёт,
Видно, долго сердится.

Шила, шила сарафан –
Исколола пальчики.
А надела сарафан –
За мной гурьбою мальчики.

Сидит заяц на осине,
Плетёт лапти косяком.
Чтобы наши ягодники
Не ходили босяком.

Мы не все частушки спели,
Знаем много их втроём.
Приходите в гости снова,
Мы другие вам споём

Ведущий: бабушка Варвара
(Загадывает загадку)
– Есть у меня маленький кругленький, а хвост не поймаешь. Что это? (Клубок)
– Наша пряха поработала на славу. Нитки у нас теперь есть.

Ведущие: Маша и Катя
– А что делают из ниток? (Вяжут и ткут)

Ведущий: бабушка Варвара
– А о каком именно ремесле сейчас пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку:

Две весёлые сестрицы –
На все руки мастерицы:
Сделают из ниточки
Носки и рукавички. (Вязание)

– Какая же «деревня» приготовила нам сообщение о народном ремесле, которое называется «вязанием»? (Бабушка Варвара предлагает одной из команд сделать сообщение о вязании, которое было домашним заданием, с небольшой презентацией)

Примерное сообщение

Конечно, речь пойдёт о вязании. Когда появилось искусство вязания – точно неизвестно. Овцы были одомашнены ещё за 9000 лет до н.э. У нас в России эти животные, а вместе с ними и искусство вязания появились в конце XVIII века.
Посиделки на Руси, которые начинались с Покрова, немыслимы были без этого ремесла. Вязали те, кто был моложе (старшие ткали или пряли), обеспечивая всю семью носками, рукавицами и шарфами. А главное орудие труда мастериц – хорошо известные вам спицы. А их количество зависит от изготавливаемого изделия. Чтобы связать даже самые маленькие варежки – их нужно пять. А для такого большого свитера – только две. (Показывают образцы изделий.)
Вязаные изделия пользовались популярностью всегда. Не вышли они из моды и сегодня. Одежда, связанная своими руками, неповторима.
Чтобы вы убедились в этом, предлагаем вам коллекцию моделей ручной работы наших мастериц. (Демонстрация моделей.)

Ведущие: Маша
– Какие красивые вещи!

Ведущие: Катя
– Мне очень понравились рукавички. Я бы хотела научиться так вязать, как вяжут наши северные мастерицы.

Ведущие: бабушка Варвара
– Да, у нас на Севере много мастеров, которые занимаются разным ремеслом. Мы гордимся ими и стараемся овладеть такими же ремёслами.

Ведущие: Катя
– Словно в раздумье, извечном ожидании весны неторопливо перебирают тонкие, натруженные пальцы вышивальщицы, нанизывая на иглу тончайшие штрихи будущих образов.

Ведущие: Маша
– Ниточка к ниточке, шов к шву – и выплывают из белоснежной ткани дивные травы, великолепные цветы.

Ведущие: Катя
– Такое ремесло называется «вышиванием».

Ведущие:бабушка Варвара
– Какая же «деревенька» приготовила нам сообщение о вышивании, как народном ремесле? (Бабушка Варвара предлагает одной из команд сделать сообщение о вышивании, которое было домашним заданием, с презентацией и демонстрацией изделий)

Примерное сообщение

С давних времен на земле сеяли лен, ткали из него холст на ткацком станке, шили крестьянские сарафаны да рубахи, скатерти, полотенца. И все одного цвета — белого.
Но вот взялась русская женщина за иголку. Легла на крестьянский стол расшитая скатерть и в избе стало веселее. Стало нарядным полотенце, без которого не обошлись бы ни свадьба, ни рождение, ни похороны. Хлеб-соль тоже на расшитом полотенце подносили.
Словно в раздумье, извечное ожидание весны, неторопливо перебирают натруженные пальцы вышивальщицы, нанизывая на иголку тончайшие штрихи будущих образов: Ниточка к ниточке, шов к шву выплывают из белоснежной ткани дивные травы, великолепные цветы.
Искусство вышивания насчитывает века. На Руси оно известно с IX-XII века. Вышивку выполняли при помощи иглы на различных тканях нитями конопли, шелка, шерсти, серебра, золота, драгоценных камней. Русская вышивка имела свои особенности. В ней часто использовались геометрические узоры, изображение женщин, деревьев, птиц, растительности. Русскую вышивку делят на два вида: на северную и на среднерусскую. Для Севера характерна вышивка крестом, вырезом, гладью. Основная особенность среднерусской вышивки – цветная перевить, мережка. Самые лучшие свои наряды: расшитые сарафаны и рубашки деревенские жители надевали на покос, жатву. Ну, и, конечно, на свадьбу. (Демонстрация моделей)

Ведущий:бабушка Варвара
– Какая красивая одежда у наших северных мастериц!

Ведущие: Маша
– Глаз не отвести.

Ведущие: Катя
– Спасибо, девочки, порадовали нас!

Ведущий:бабушка Варвара
– Есть у нас ещё народное ремесло, которое тоже славится.

Ведущие: Маша (накрывает скамеечки половиками и нахваливает)
– Посмотрите, какая красота! Кто же так постарался? (Ткачи)
– Как же называется такое ремесло? (Ткачество)

Примерное сообщение

(Девочки выступают с презентацией и одновременно показывают изделия)

Ткацкий станок – одно из наиболее древних орудий труда человека, а ткачество – одно из самых древних ремёсел.
Первый ткацкий станок был вертикальным. Это простая рама, на которую натянуты нити основы. Ткач держал в руках большой челнок с нитью и переплетал основу. Работать на таком ткацком станке было трудно, т.к. нити надо было последовательно перебирать руками, нити часто рвались, ткань можно было сделать только толстую.
В XI веке изобрели горизонтальный ткацкий станок, который с небольшими изменениями дошёл до наших дней и сохранился ещё в некоторых домах. Нити основы натянуты горизонтально (отсюда и название станка).
Его основная часть – большая деревянная рама, на которой укреплены детали станка: три валика, две ножные педали, вертикальные рамки "гребёнки" бердо, челнок с нормальной нитью.
Потом люди изобрели механический ткацкий станок. Сейчас современные ткацкие станки работают на электричестве, стали более сложными и разнообразными. Но ручное ткачество ещё живо и является традиционным видом народного ремесла.
Среди бытовых изделий ткачества можно выделить льняные узорные скатерти столешницы, полотенца, нарядные подзоры, коврики, дорожки, покрывала, элементы женского костюма (демонстрируются вещи)
Вещи, вытканные ручным способом, отличаются от машинных неповторимым и богатым орнаментом, разнообразием переплетений.
В прошлом ткачество использовало широко: лён, коноплю, шерсть, а позже гарус, хлопчатобумажные нити. Псковский лён славился во всей Европе. В старину его называли "русским шёлком". Ткать его умели только в России.
В какое же время года женщины брались за ткачество? По-настоящему за ткачество брались с Евдокии (14 марта) и занимались им до посевных работ.
И ещё бабы верили, что на Евдокию "все подземные ключи" закипают, поэтому начинали белить холсты. Евдокия считалась в народе большим праздником, отмечали его весело и торжественно, и пели веснянки.

Ведущий: бабушка Варвара
– Спасибо вам, девочки, за вашу работу.

Ведущие: Катя
– Вы все хорошо подготовились к игре.

Ведущие: Маша
– Мы будем рады ещё с вами встретиться.

Ведущий: бабушка Варвара
– Наш Север славится народными ремёслами. Много у нас мастеров и мастериц, о которых мы будем говорить в следующий раз.

Подведение итогов:

  1. Выступление жюри по итогам мероприятия под названием: «Сундук народных ремёсел»
  2. Награждение команд грамотами и сувенирами в виде куклы-оберега.

В заключение, чаепитие с блинами

Ведущий: бабушка Варвара (благодарит всех за посиделки и приглашает всех к столу. Маша и Катя угощают девочек блинами и чаем)
– Спасибо вам, гости дорогие, что побывали на наших посиделках! Посмотрели, послушали о наших русских народных ремеслах, надеюсь, оценили народное мастерство. Народное искусство – это великая память народа. А наши предки оставили нам несметные богатства: народные песни, частушки, сказки, пословицы, поговорки, добрые русские избы с прекрасными образцами рукотворчества — предметами русских народных ремесел. Память — это духовный мост, соединяющий день сегодняшний и вчерашний, настоящее и прошлое. Память помогает нам полнокровно жить, творить, утверждать новое.

Всем спасибо за вниманье,
Ваш задор, веселый смех…
Ваш огонь соревнованья,
Созидающий успех.
Вот настал момент прощенья,
Будет кратка наша речь,
Всех за стол мы приглашаем,
Чай с блинами предлагаем!

Список использованной литературы:

1. Атаулова О.В. и др. Неделя технологии в школе: Методическое пособие. Выпуск №1. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2001.
2. Левчук Н.В. Веселая викторина. //Школа и производство. 2004. – №2, с.19.
3. Мураева В.А. Технология народных ремёсел.– Волгоград: Издательство «Учитель», 2009г.
4. Орлов. Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ». ООО «Астрель», 2012..
5. Павлова О.В. Неделя технологии в начальной и средней школе: Праздники, посиделки, викторины и др. – М.: «Учитель», 2007.
6. Интернет- ресурсы.