Тема жизни в картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  • Познакомить учащихся с историей создания и художественным замыслом великой картины К. Брюллова “Последний день Помпеи”.
  • Формировать представление о сложном мире исторической картины.
  • Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию, навыки ведения дискуссии, публичного выступления
  • Воспитывать любовь к искусству, интерес к художественным произведениям и их истории.

Оборудование и материалы:

  • К. Брюллов “Автопортрет”;
  • К. Брюллов “Последний день Помпеи”;
  • ТСО - компьютер, мультимедийный проектор;
  • наглядность - презентация, буклеты;
  • Репродукции картин В. Сурикова: “Боярыня Морозова”, “Меншиков в Березове”, “Утро стрелецкой казни”, “Переход Суворова через Альпы” и т.д.

Музыкальный ряд:

  • Р. Леонкавалло “Утро”;
  • Дж. Верди. Марш к опере “Аида”.

Литературный ряд:

  • Стихотворение А. С. Пушкина “Везувий зев открыл...” (1834г.)

Тип урока: комбинированный урок.

Методы: частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные.

Форма проведения: урок-конференция.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний – 3 мин.
  3. Усвоение новых знаний – 10 мин.
  4. Практическая часть 16 мин.
  5. Подведение итогов урока – 9 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

2. Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний.

(Дети заранее получили задание подготовиться по группам: искусствоведы – рассказ о сюжете и композиции картины, литераторы – стихи, высказывания писателей, географы – сведения о вулканах, извержениях, расположение Везувия).

Звучит марш из оперы “Аида” Дж. Верди.

На доске автопортрет художника.

Учитель. Сегодня мы будем говорить с вами об одной картине – работе великого русского художника – Карла Павловича Брюллова “Последний день Помпеи”. В конце урока у нас будет проект “Последний день Помпеи” и мы должны ответить на вопрос: Как выражается тема жизни в картине “Последний день Помпеи”?

“Последний день Помпеи” написана в историческом жанре, а что отражается в историческом жанре? (Ответ: произведения исторического жанра изображают значительные для истории народа события). На прошлом уроке мы познакомились с творчеством Василия Сурикова, давайте поиграем в игру “Угадайка”. (Учитель показывает репродукции картин, дети должны сказать название картины: “Боярыня Морозова”, “Меншиков в Березове”, “Утро стрелецкой казни”, “Переход Суворова через Альпы” и т.д.)

3. Усвоение новых знаний.

Искусствовед. Детство художника. Рисовать он научился раньше, чем ходить: болезненный и тщедушный, он до пяти лет лежал в постели и рисовал грифелем на грифельной доске. До семи лет от постели далеко не отходил. Едва встал на ноги – началась суровая профессиональная выучка. В 9 лет он начинает учиться в Императорской Академии художеств. Несколько поколений семьи Брюлло (так звучала французская фамилия, позднее переделанная на русский лад) были художниками. Отец Карла тоже был художник, академик, бывший преподаватель Академии художеств.

По академическому уставу Брюллов за золотую медаль отправляется в солнечную Италию. Появляются картины из жизни итальянцев: “Итальянский полдень”, “Семья итальянца” и другие.

Учитель. А как же появился замысел создания главного его творения?

Искусствовед. Летом 1827 года Карл Брюллов побывал на раскопках Помпеи. Потрясенный этим зрелищем, художник делает первые наброски. Воображение помогло ему увидеть город не мертвым, а живым, борющимся со смертью.

Учитель. Что вы узнали о городе Помпеи?

Географы. Помпеи был богатым городом в Кампании с мягким климатом. Область на юге Италии, близ Неаполя. Утром 24 августа 79 года нашей эры вдруг начались подземные толчки. Из фонтанов исчезла вода, опустели колодцы. Раздался оглушительный грохот и в этот миг вершина Везувия раскололась на две части, а из образовавшегося жерла поднялся огненный столб. В результате сильнейшего вулканического извержения, город был залит лавой, засыпан камнями и пеплом. Две тысячи жителей погибли.

Историки. До наших дней дошло письмо Плиния младшего к римскому историку Тациту. “Мы видели, как море отходит назад; земля содрогнулась, как бы отталкивала его. С другой стороны черная страшная туча, которую прорывали в разных местах огненные зигзаги; она разверзалась широкими полосами, похожими на молнии, но большими. Густой черный туман, потоком расстилающийся по земле, настигал нас. Вокруг наступила ночь, не похожая на безлунную или облачную: так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких, некоторые в страхе перед смертью молились о смерти”

Искусствоведы. Брюллов пишет картину, не щадя сил. Молодой человек, он доводит себя работой до такого истощения, что сваливается у холста и его уносят на руках. Родные говорили “Этой работой он убьёт себя”. Но нет: отдохнув, он встаёт и пишет снова…. Три года напряжённого труда над холстом в 30 м?! Когда он заканчивал картину от напряжения у молодого человека тряслась голова, руки и ноги.

И вот полотно окончено. Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане. Все хотели видеть произведение, “о котором говорит весь Рим”. Итальянские газеты печатали восторженные отзывы о картине, сравнивали Брюллова с мастерами Возрождения. Его приветствовали аплодисментами на улице, устраивали овации в театре. Поэты посвящали ему стихи. Вальтер Скотт провёл около картины два часа и оценил создание русского мастера как историческую эпопею.

В России картину ждали с нетерпением. В июле1834 года её выставили в Эрмитаже, а потом и в Академии художеств. В России встретили картину как чудо. Был неземной успех.

Литераторы (читает стихотворение А. Пушкина).

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом, - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают!
Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.

Учитель Непроглядная грозовая чернота нависла над землей, вдали кроваво-красное зарево, тьму разрывают длинные, острые молнии. И словно бы слышны грохот подземных толчков, треск падающих зданий, крики, стоны, мольбы. Перед лицом смерти открывается суть человеческой души.

Учитель. Каждая группа на картине - это своего рода портрет чувств, именно поэтому все герои повернуты к зрителю лицом. Кто становятся героями картины?

Семья, укрывшаяся плащом, ищущая спасения в бегстве, смятение и страх.

Коленопреклоненная мать с детьми недвижны, их вера в милосердие Бога так велика, что они не трогаются с места, предавшись молитве.

Мужественная фигура христианского священника, не знающего сомнений и боязни, а в глубине холста - языческий жрец, убегающий в страхе.

Сыновья, несущие на плечах старика-отца.

Юный жених неотрывно глядит в мёртвое лицо невесты – его горе сильнее страха.

Учитель. И лишь одна фигура воплощает спокойствие - художник, ловящий отражение трагедии на лицах окружающих. Это автопортрет. Как вы думаете, зачем Карл Брюллов изображает в картине себя?

Ученики. Это помогает художнику вжиться в роль очевидца происходившего. Событие он делает фактом своей биографии.

Учитель. В основу композиции Брюллов положил светоцветовые эффекты. Свет - один из героев картины. В ней взаимодействуют два источника света: холодный лимонно-желтый блеск вспыхнувшей молнии и более тусклое горяче-красное сияние потока лавы. Молния освещает передний план картины, вулкан окрашивает в огненные тона ее глубину - панораму гибнущего города. Мрачный красный тон зарева вулкана, переходящий в густой черно-коричневый цвет пепла. Красный цвет доминирует - это и одежды героев картины, и весь задний план, залитый пылающим заревом. И лишь в центральной части, освещенной холодным светом молнии, преобладают голубоватые, зеленоватые, желтоватые тона.

Учитель. Какое чувство, по вашему мнению, является главным для большинства героев картины?

Ученики. Чувство любви и заботы о ближних. Мать оберегает дитя, а отец в свою очередь заботливо накрывает плащом свою семью. Сыновья спасают престарелого отца и т.д.

Учитель. Так кто же главный герой картины, можно ли выделить кого-то одного?

Ученики. Главным героем картины является народ.

Релаксация.

(Звучит музыка: Р. Леонкавалло “Утро”)

Учитель. А теперь закройте глаза. Давайте представим какими красками можно передать опасность. И выплеснуть все эти чувства на бумагу.

Практическая часть.

Учитель. Сейчас мы познакомимся с новой техникой “Монотипией”. На картон наносим краску и верху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный характер. Вы выберете те оттиски, которые удовлетворяют вас по эстетической привлекательности и сюжету.

На картоны наносим краску. Вам надо передать на бумагу то, что пережили на уроке, то что узнали. Какие чувства испытали. Когда наносим краску смотрите, чтобы лишней влаги не было.(Учитель в это время делает целевые обходы, советует, помогает учащимся).

Рефлексия.

Учитель. Как выражается тема жизни в картине? (Тема жизни выражается в том, что перед лицом смерти остались людьми, думали о своих ближних, чувство любви не покинуло героев картины).

Вывод.

Учитель. Из собранных материалов наших искусствоведов, географов, историков, литераторов у нас получился уникальный проект “Последний день Помпеи”. Сейчас осталось добавить удачные работы выполненные в технике монотипии.

Что вам запомнилось? Что вы узнали?

Домашнее задание.

На этом уроке мы закончили изучение исторической картины. На следующем уроке будем изучать сказочно-былинный жанр. Творчество Виктора Михайловича Васнецова. Каждая группа приготовит сообщение о картине В.М. Васнецова: историки: “Витязь на распутье”, “Три богатыря”; географы “Иван царевич на сером волке”; искусствоведы “Три царевны подземного царства”; литераторы “Аленушку”.

Спасибо за урок!

Презентация.