Урок истории на тему «Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева»

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • познакомить обучающихся с крестьянской войной под предводительством Е.Пугачева.
  • формирование умения сравнивать разные события, исторических личностей, работать и отвечать по карте.
  • развитие умения анализировать исторические источники, документы.
  • воспитание уважения к мнению другого человека.

Средствами обучения на уроке являются:

  • Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI-XVIII век. §25.
  • Атлас и контурная карта «История России XVII-XVIII века».
  • Презентация.

Работа на уроке построена таким образом, чтобы происходила смена деятельности:

  • Анализ притчи, то есть устная работа на уроке. Таким образом, устанавливается связь с литературой.
  • Чтение учебника: один учащийся читает на весь класс историческую характеристику на Е.Пугачева. После этого учащиеся сопоставляют  данные литературы и истории, что позволяет создать более полную картину по изучаемой личности.
  • По абзацное чтение текста и общее обсуждение причин войны.
  • Самостоятельная работа с текстом документа и ответы на вопросы к нему.
  • Выполнение задания по контурной карте с материалами учебника и атласа.
  • Устный ответ по карте у доски позволяет проверить не только знание исторических фактов, но также умение ориентироваться по ней.
  • Задание на исправление ошибок в тексте дает возможность проверить, насколько внимательно был выслушан материал на уроке.
  • Домашнее задание включает в себя работу на повторение записей в тетради, а также выполнение оставшихся заданий по карте.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

2. Изучение новой темы:

Учитель: Добрый день! На слайде находится притча, которую рассказал один из героев А.С. Пушкина в повести «Капитанская дочка».
«Вот завидели палую лошадь; спустились и сели, — говорит Пугачев. — Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!» (Слайд 1)

Вопросы к притче: В чем смысл притчи? Какие два варианта жизненного пути предлагает автор? (ответы учащихся)

Также как Орел выбрал путь яркий, но короткий, так и герой, сказавший эти слова, прожил такую жизнь. Этим человеком был Е. Пугачев. Именно о нем у нас пойдет сегодня речь на уроке. Этот человек не просто герой книги, но реальная историческая личность в Российском государстве XVIII. (Слайд 2)

План работы (Слайд 3):

  1. Личность Е.Пугачева
  2. Причины войны. Участники войны.
  3. Основные события.
  4. Итоги и значение войны

Учитель учащимся: давайте сравним художественный образ Е.Пугачева с  информацией, которая представлена историками. Учебник с. 179 (1-й абзац) (Слайд 4).

XVIII век это время самых разных восстаний. Давайте вспомним, почему люди начинали выступления.

Ответы учащихся: высокие налоги, тяжелое положение крестьян.

Работа с учебником: с. 178 пункт «Причины войны» (по абзацное чтение и запись причин и участников войны в тетради) (Слайд 5)

Учитель учащимся: открываем документ с. 183-184.

Задание к документу: прочитать, ответить на вопросы после документа. Дополнительные вопросы (Слайд 6):

А) Кто является автором документа? Данный вопрос задается после того, как учащиеся с ним ознакомятся (вопрос на внимательность).

Б) Почему люди пошли за Пугачевым? Почему поверили ему?

С основными событиями войны учащиеся знакомятся в ходе выполнения задания по контурной карте и чтения учебника (с. 180-182) (Слайд 7).

Отметить на контурной карте (с.13):

  1. Примерную границу территории, охваченной восстанием Е. Пугачева.
  2. Направления действий главных сил восставших.
  3. Крупнейшие заводы, сожженные восставшими.
  4. Место пленения Е. Пугачева.

 Атлас с. 25 или Уч. С. 185

Учитель: В чем состоит значение крестьянской войны? Каковы последствия войны? Работа с текстом учебника с. 182-183(совместное чтение (Слайд 8).

3. Закрепление изученного материала (Слайд 9)

Ответ учащихся у доски: Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева (рассказ основных событий по карте, 1-2 человека).

4. Рефлексия (Слайды 10,11)

Исправить не менее восьми ошибок в тексте. Текст раздается на распечатках и выводится на слайд.

Е.И. Пугачев происходил из казаков станицы Зимовейской на Яике. Он участвовал в Северной войне, где приобрел опыт в кавалерийском деле. Бежав из армии, он испытал немало лишений. Пугачев решил выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Ивана Антоновича и привлек на свою сторону донских казаков. Самозванец собрал большое войско и осадил город Астрахань. Под ее стенами он разгромил правительственные войска.

5. Домашнее задание (Слайд 12)

Параграф 25 читать. Закончить заполнение контурной карты (оставшиеся задания в контурной карте). Повторить рассказ «Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева» по карте.