Интегрированный урок музыки и рисования по теме «Сюита "Пер Гюнт". Странствия Пера Гюнта»

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Цель урока: раскрыть музыкальными и художественными средствами музыку Эдварда Грига “Пер Гюнт”.

Задачи:

  • Воздействовать на чувства, эмоции детей, побуждать их к развитию воображения, постижению художественных и музыкальных образов.
  • Развивать воображение, фантазию, чувство красоты.
  • Формировать изобразительные умения и навыки.
  • Воплотить образы героев и природы в рисунках.
  • Научить передавать впечатления с помощью различных художественных приёмов.
  • Содействовать возникновению эстетического вкуса.
  • Воспитать любовь к природе.

Оборудование:

  • для учителя музыки – фортепиано, аудиокассеты, компьютер
  • для учителя изобразительного искусства – компьютер, мультимедийный экран, репродукции с пейзажами Норвегии
  • для учеников – листы формата А4, принадлежности для рисования

Ход урока

Норвежский композитор Эдвард Григ сочинил музыку к драме Генриха Ибсена “Пер Гюнт”. Пьеса рассказывает поучительную историю о юноше, который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти своё счастье. Куда только ни заносила его судьба, но свет далёкой родины притягивает Пера.

Из музыки к спектаклю композитор составил сюиту, в которую вошли отдельные музыкальные картины, которые прослушаем сегодня на уроке.

Во время своего странствия Пер Гюнт попал в пещеру злобного и коварного Короля Троллей:

Верил я, сходя впервые
В недра мрачные земные:
Духи тьмы там в глубине.
Тайну тайн открыли мне...

Учащимся предлагаем внимательно прослушать отрывки и представить, как юноша входит в тронный зал Доврского Деда, так зовут короля троллей. Заглянем и мы краем глаза, что же мы видим?

Это мрачное, скрытое от людских глаз подземелье, в котором каменные стены холодны и влажны, огромные валуны закрывают вход, а в длинных извилистых коридорах не пройти в полный рост. В жилище карликов зловещий полумрак. Оно не знает солнечного света и смены времён года. Отблески костра в глубине пещеры выхватывают из вечной тьмы стены пещеры. И вот мы слышим таинственные звуки, как бы доносящиеся из-под земли... (Слушание)

“В пещере горного короля” - звучит музыка.

Представьте, что мы с вами видим, как тролли начинают свой танец (обращаем внимание на звуки). Вокруг нас начинают бегать тени мрачного подземелья. Вот в середине зала закружился зловещий хоровод, он кружится всё быстрее и быстрее. Ужасное пение карликов становится невыносимо громким. Мелодия песни троллей все тревожнее и опаснее... Но вот последние звуки музыки - и тишина. Как страшно, наверное, было Пер Гюнту в этой пещере! (Слушание).

Тролли - это излюбленные персонажи скандинавских преданий. Считается, что они живут в глубоких горных пещерах, заманивают туда неосторожных путников, завораживают их видом своих сокровищ, женят на своих дочерях и становятся владельцами людских душ. Вот и Доврский Дед - Король троллей, решил завладеть душой Пер Гюнта и женить его на своей дочке.

Послушайте, какими удивительными красками рисует композитор пещеру Горного короля. Сначала мы будто слышим издалека приближающиеся к нам шаги. Но вот словно зловещий вихрь врывается в пещеру, и волшебный танец начинает напоминать бешеную пляску. В самом конце раздаются удары оркестра: все сказочные существа улетают прочь. Что же спугнуло их? Эти существа ночные и боятся только одного - яркого солнца.

В самом конце будет удар колокола и все исчезнет. Пер спасен. Он очнулся на берегу реки. Наступило утро.

Послушаем пьесу “Утро”. Предлагаю учащимся склонить головы и вслушаться в музыку оркестра. Слушаем, как просыпается природа: оживает ветер, раскрываются цветы на полях. Надо поднять голову в тот момент, когда вам кажется, как восходит солнце.

“Утро” - звучит музыка.

Каждый из нас представил, как музыка рисует восход солнца, как начинают петь птицы и будто хлынул поток солнечного света.

Пер отправляется в странствия. Но он идет искать богатства и счастье на чужбине. Путешествуя, Пер накопил много денег, большинство из них - нечестным путем. Он стал похож на жадных троллей.

И вот однажды, путешествуя по Африке, он встречает дочь африканского короля – Анитру. Красавица Анитра танцует свой танец.

Музыка танца постоянно меняется, рисуя насмешливый и непостоянный нрав Анитры. Она исполняет танец легкий, изящный и грациозный.

“Танец Анитры” - звучит музыка.

Музыка острая, колючая, вместе с тем лёгкая, изящная. Ведь Анитра - красавица, она кокетничает перед юношей. Анитра своенравна, капризна, умна. Её характер изменяется от любого настроения. То она легко и изящно танцует, завораживая своим танцем, то вихрем несётся по кругу, маня за собой несчастного Пера...

Но что-то останавливает колдовские чары Анитры, не может она завладеть сердцем юноши, что же это за преграда? Это любовь прекрасной простой девушки Сольвейг, возлюбленной Пер Гюнта, которая ждёт своего жениха домой.

Какая она, Сольвейг? Какой у нее характер?

Сольвейг – простая, добрая девушка, которая любит Пер Гюнта. У нее нет сокровищ, есть только верная любовь к своему жениху. Вслушайтесь в ее имя – Сольвейг, на название какой птички оно похоже? (соловей). Ее голос так же чист и прекрасен, как голос соловья. Ее печальная песня несется вдаль по горным вершинам, по ущельям горных рек. Послушайте песню Сольвейг, какая музыка по характеру? (Музыка грустная, печальная).

Песня Сольвейг” - звучит музыка.

Зима пройдет, и весна промелькнет,
Завянут все цветы, снегом их занесет.
Но ты ко мне вернешься, мне сердце говорит,
Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.
Услышь меня, мой друг - поёт Сольвейг, - идёт время, меняются времена года, а тебя нет”.

Послушайте ешё раз эту печальную песню девушки Сольвейг.

Ешё раз хотим вам напомнить, что эту волшебную музыку написал норвежский композитор Эдвард Григ. Он очень любил суровую природу своего родного края, музыку своей страны - Норвегии и эту любовь отображал в своих произведениях.

А что же стало с Пер Гюнтом? Несчастный и обездоленный он вернулся домой, к верной Сольвейг. Вот так и окончилась эта история. Наступило утро, темные и злые чары рассеялись. Первые лучи солнца подарили радость, доброту и надежду.

Посмотрите на изображение утра в ваших рисунках. Думаю, что вам удалось изобразить ту картину, которую задумал композитор.

На уроке царит творческая атмосфера, где каждый ребенок самовыражает себя, изображает на листе бумаги свои впечатления.

Завершается урок выставкой детских рисунков.

Выводы: Знакомство с творчеством норвежского композитора Эдварда Грига преследует несколько целей, их можно сформулировать так:

  • обогащение музыкальных впечатлений учащихся
  • развитие эмоционального создания выразительных образов посредством различных художественных приемов
  • воспитание творческой личности