Игра «Биологический калейдоскоп»

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Ход игры

1. Организационный момент.

(Жеребьёвка, рассаживание по местам команд, членов жюри)

2. Вступительное слово ведущего.

Поприветствуем участников интеллектуальной игры “Биологический калейдоскоп”. У нас играют 3 команды по 10 человек. Каждая команда выбирает капитана, придумывает себе название и девиз, капитан заполняет оценочный лист (Приложение 1) и передаёт в жюри.

Оценивать результаты будут члены жюри… (Представление членов жюри).

3. Знакомство с правилами игры.

Если любишь “голову ломать”,
Эрудицию свою проявлять,
Если хочешь ум свой развивать
Или память потренировать,
Если нравится тебе в игры умные играть –
Значит, запросто ты сможешь все заданья разгадать!

Условия игры: в игре участвуют три команды по 10 человек из 8-х классов.

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

“РАЗМИНКА”

Задание: Первая команда называет растение, следующая команда называет животное, название которого начинается на последнюю букву предыдущего животного и так далее.

Оценка – 1 балл за каждое животное.

Время - 2 минуты

“КОНКУРС ХУДОЖНИКОВ”

Задание: нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

Оценка – 10 баллов.

Время – 10 минут.

Оборудование: листы А3 для каждой команды, карандаши, фломастеры, стихи – задания (Приложение 2)

“МУЗЫКАЛЬНЫЙ”

Задание: вставить в строчки песни пропущенные названия или животных

Оценка: 1 балл за каждое угаданное слово.

Время: 3 минуты

Оборудование: листы с заданиями для каждой команды (Приложение 3)

“АУКЦИОН”

Задание: каждая команда получает открытку с изображением животного, команды противников с помощью наводящих вопросов должны отгадать, какое животное изображено на открытке. Баллы получает та команда, которая даст правильный ответ.

Оценка: 5 баллов.

Время: 5 минут

Оборудование: открытки с изображением животных

“ЧЁРНЫЙ ЯЩИК”

Условия: команды прослушивают задание, и отвечает команда, первая поднявшая руку при прочтении задания. Если ответ неверный, другие команды могут ответить.

Оценка: 5 баллов.

Время: 5 минут

Оборудование: Чёрный ящик, мягкая игрушка свинья

Задание: Это животное нам хорошо знакомо и очень похоже на нас. Хотя для кого-то сравнение с ним может показаться оскорбительным. Сердце, лёгкие и пищеварительная система его так похожи на человеческие, что в перспективе могут использоваться для пересадки человеку. Сердечные клапаны применяются уже сегодня. Эти животные, общаясь со своими собратьями, издают 23 звуковых сигнала.

Удивительно строение их кожи. Она обладает способностью загорать, её можно использовать как перевязочный материал при ожогах. Под этой уникальной повязкой быстрее образуется собственная кожа пациента. Животные, о которых пойдёт речь, различают цвета. Как и люди, они любят чистоту и обожают пиво. Им нравится отыскивать грибы, и они не боятся укусов змей.

Учёные относят их к числу самых умных животных. Более того, одной их представительнице было присвоено офицерское звание, так как она легко находила наркотики.

Какое животное в “чёрном ящике”?

(свинья - можно использовать мягкую игрушку или рисунок)

“ШКАЛА ШУМОВ”

Условия: Распределить источники звука в порядке повышения уровня звука

Оценка: 10 баллов

Время: 3 минуты

Оборудование: карточки с источниками шумов для каждой команды (Приложение 4) и 3 ключа с ответами для жюри (Приложение 5)

“ЗВЕРИНЫЕ ФАМИЛИИ”

Задание: за 2 минуты написать наибольшее количество реально существующих фамилий, произошедших от названий млекопитающих животных.

Оценка: 1 балл за каждую фамилию.

Время: 2 минуты

Оборудование: листочки для ответов для каждой команды

“ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ № 1”

Задание: команды по очереди выбирают номера вопросов (Приложение 6) и отвечают на вопросы под этими номерами. Если команда даёт неверный ответ, другие команды могут дать свой вариант ответа, и, если он правильный, заработать дополнительные баллы.

Оценка: вопросы имеют разный номинал – от 5до 25 баллов

Время: 10 минут

Оборудование: чёрный ящик, луковица, молния

“РЕБУС”

Задание: команды должны расшифровать ребусы за определённое время.

Оценка: 2 балла за каждый ребус.

Время: 3 минуты

Оборудование: листы с ребусами (Приложение 7)

“МИКРОМИР”

Задание: Определить объекты под микроскопом

Оценка: 2 балла за каждый правильно определённый объект

Время: 5 минут

Оборудование: микроскопы и наборы микропрепаратов для каждой команды

1- Птичьи перья;

2-кошачья шерсть;

3-плавник рыбы;

4-муравей;

5-крыло бабочки;

6-голова мухи;

7-челюсти пчелы;

8- конечность комара

“ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА”

Задание: в одной старинной книге, посвящённой животным, предлагалась интересная характеристика зверей. Всем известно, что у каждого животного есть свои отличительные черты, которые его очень ярко характеризуют.

Из предложенных названий животных и характеристик нужно подобрать пары.

Оценка: 2 балла за каждую правильно подобранную пару.

Время: 2 минуты

Оборудование: задание для каждой команды: карточки с характеристиками и названиями животных (Приложение 8)

“ГОЛОВОЛОМКА”

Задание: найти в головоломке наибольшее количество названий растений.

Оценка: 1 балл за каждое название;

Время: 2 минуты

Оборудование: листы с заданием для каждой команды (Приложение 9)

Ответы: 1) слива; 2) тыква; 3) ясень; 4) сирень; 5) спаржа; 6) тополь; 7)фиалка; 8) фуксия; 9)шпинат; 10)щавель; 11)яблоня; 12)телорез; 13)турнепс; 14)тюльпан; 15)яснотка; 16)шиповник.

“ЗАМОРОЧКИ № 2”

Задание: команды по очереди выбирают номера вопросов и и отвечают на вопросы (Приложение 10) под этими номерами. Если команда даёт неверный ответ, другие команды могут дать свой вариант ответа, и, если он правильный, заработать дополнительные баллы.

Оценка: вопросы имеют разный номинал – от 5до 30 баллов

Время: 10 минут

Оборудование: презентация

“ПТИЧЬИ ГОЛОСА”

Задание: каждая команда должна по голосу угадать название птицы.

Оценка: 5 баллов за каждое название.

Время: 5 минут

Оборудование: компакт-диск “Птицы средней полосы России”

Задание для 1 команды:

№ 3; 7; 13; 39; 50.

Задание для 2 команды:

№ 17; 32; 33; 42; 44.

Задание для 3 команды:

№ 6; 28; 49; 76; 86.

Ответы:

3- цапля; 6- серый гусь; 7- утка- кряква; 13- тетерев; 17- журавль; 28- чайка; 32- горлица; 33- кукушка; 39- большой пёстрый дятел; 42- деревенская ласточка; 44- полевой жаворонок; 49- иволга; 50- скворец; 76- соловей; 86- синица.

КОНКУРС КАПИТАНОВ

Задание: Определить, какие литературные животные носили эти известные имена (Приложение 11)

Оценка: по 1 баллу за каждый правильный ответ

Время: 2 минуты

Оборудование: листы с заданиями для каждого капитана

“ТЕСТ - РИСУНОК”

Задание: команды должны ответить на вопросы теста (Приложение 12) и с помощью ответов построить рисунок, соединив в указанной последовательности цифры рисунка.

Оценка: 6 баллов.

Время: 4 минуты

Оборудование: листы с заданиями для каждой команды

“ЗООШУТКА”

Задание: по рисунку (Приложение 13) определить из частей каких млекопитающих составлено фантастическое животное.

Оценка: 10 баллов.

Время: 2 минуты

Оборудование: листы с заданиями для каждой команды

Ответы: Голова – оленя; шея – жирафа; тело – тигра; ноги – лани; хвост – лошади

“ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ”

Условия: за 2 минуты каждая команда должна ответить на максимально возможное количество вопросов.

Оценка: 1 балл за каждый ответ.

Время: 2 минуты

Вопросы для 1 команды:

1.Откуда и кем был завезён картофель в Россию? (из Голландии Петром 1)

2.Цветут ли папоротники? (нет)

3.Какие грибы растут под землёй? (трюфели)

4.Часть микроскопа, находящаяся в верхнем конце тубуса (окуляр)

5.У каких животных самая толстая кожа? (бегемот)

6.Умеют ли слоны плавать? (да)

7.Самое высокое цветковое растение (эвкалипт)

8.Где раки зимуют? (в норах)

9.Что ест зимой жаба? (ничего)

10.Размножаются ли грибы семенами? (нет)

11.Цветет ли морская капуста? (нет)

12.Самая маленькая птица (колибри)

13.Самая тонкая нить в природе (паутина)

14.Растение, носящее название глаза птицы (вороний глаз)

15.Какая птица резко меняет окраску весной? (белая куропатка)

16.Лошадь в тельняшке (зебра)

17.Какое насекомое подковал Левша? (блоху)

18. Три отдела скелета верхней конечности: (плечо, предплечье и кисть)

19. Плотная, сросшаяся с костью оболочка – (надкостница)

20. Скелет головы состоит из двух отделов – (мозгового и лицевого)

Вопросы для 2 команды:

1.Чем отличается лиственница от других хвойных растений? (хвоя опадает ежегодно)

2.Какое животное называют царем зверей? (лев)

3.Какие съедобные грибы выращивает человек? (шампиньоны, вешенка)

4.Какой цветок зацветает самым первым и при том без листьев? (мать-и-мачеха)

5.Наука о живой природе (биология)

6.Какие цветы употребляют в пищу? (одуванчик, роза)

7.Какой цветок является символом Японии? (хризантема)

8.Какое растение дает лучший мед? (липа)

9.Что делает еж зимой? (спит)

10.Какие птицы ночуют в снегу? (рябчик, глухарь)

11.Помидор: овощ или фрукт? (овощ)

12.Самое быстро бегающее животное (гепард)

13.Косой ли заяц? (нет)

14.Заготовка для кареты Золушки (тыква)

15.Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (зрячими)

16.Кто зимой голоден, а летом сыт? (волк)

17.Не огонь, а жжется? (крапива)

18. При переломе конечности на неё накладывают (шину)

19. Мышцы прикрепляются к костям с помощью (сухожилий)

20. Стопа имеет три отдела – (предплюсна, плюсна и пальцы)

Вопросы для 3 команды:

1.Если вы в лесу поранили ногу, какое растение поможет вам? (подорожник)

2.Какое животное носит дом на спине? (улитка)

3.Верхний плодородный слой земли (почва)

4.Какой цветок хвастается своим долголетием? (столетник)

5.Какие животные вылезают из кожи вон? (змеи)

6.Какие цветы боятся дождя? (бумажные)

7.Детёныша какого зверя называют бельком? (тюленя)

8.Кто сильнее: лев или тигр? (тигр)

9.Какие грибы лечат? (пеницилл)

10.То, чем заканчивается морда у свиньи (пятачок)

11.Что такое шампиньон? (гриб)

12.Едят ли плоды картофеля? (нет)

13.Хищное растение (росянка)

14.Какого цвета хамелеон? (разного)

15.Самая высокая трава? (бамбук)

16.В пруду купался, да сух остался. (гусь)

17. Какое другое название имеют рептилии? (пресмыкающиеся)

18.Гриб, плодовое тело которого находится под землёй, его отрывают свиньи (трюфель)

19. Скелет головы – (череп)

20. Плечевой пояс образуют (лопатка и ключица)

Подведение итогов игры:

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.