Духовно-нравственное воспитание учащихся в коллективной проектной деятельности

Разделы: МХК и ИЗО


Обобщение опыта

Духовно- нравственное воспитание может осуществляться при помощи разных средств. Одно из важных — изобразительная деятельность детей, которая может осуществляться индивидуально, а может объединяться в общую композицию. Особый интерес представляют детские работы, объединённые одной темой и имеющие практическую значимость —коллективные творческие проекты.

Главная цель проектной деятельности — развитие творческой созидательной личности через участие в коллективных проектах, имеющих конечной целью получение практически значимого результата. Задачи, которые при этом решаются:

1. Образовательная — навыки работы с разными художественными материалами, овладение грамотой изображения, декора, конструирования.

2. Художественно-творческие — овладение языком художественного образа, развитие творческих способностей и созидательной потребности.

3. Художественно-практическая—умение находить применение своим творческим работам, а также дать представление о работе дизайнера интерьера, архитектора, художника-оформителя, художника-модельера.

4. И, конечно, воспитательная—это чувство радости от создания новых художественных форм и успешного выполнения задания, умения работать в коллективе, любовь к своему городу, посёлку, любовь к своему Отечеству, к культуре своего народа, уважение и интерес к культуре других стран и народов, радость узнавания и восхищение декоративно-прикладным искусством России, патриотические чувства, любовь к природе родного края; воспитание тех нравственных ценностей и понятий, которые помогут нашим детям стать лучше.

Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства позволяет на деле реализовать деятельностный подход в обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении разных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

Тематика проектных заданий охватывает более широкий круг вопросов , чем школьная программа и может быть очень актуальной для практической жизни, требует привлечения знаний учащихся из разных областей с целью развития их творческого мышления, исследовательских навыков, умения интегрировать знания (Коллективная работа “Берегите птиц—они санитары леса”).

Метод проектов формирует ключевые компетенции учащихся:

1) учебно-познавательные;

2) информационные;

3) трудовые;

4) коммуникативные;

5) социальные.

При выполнении коллективных творческих проектов создаются условия к сопереживанию, воспитанию гуманизма, патриотического воспитания. Воспитывающий эффект усиливается воздействием содержания выполненной работы (Коллективные работы “Народные праздники”, “Древнерусский город”, “Времена года”).

О наших проектах

Работаю в Зональненской СОШ 22года. Из них10 лет занимаюсь вместе с учащимися выполнением проектов самой различной направленности—творческими, творческими с элементами исследования, социальными. Большую помощь, в случае необходимости, в этой работе оказывали классные руководители, завучи, руководитель творческой группы “Проектные технологии”.

За прошедший период времени учениками начальной школы выполнены несколько творческих проектов:

Сказочный дом Деда Мороза” (2008г.), отмеченный дипломом Северского фестиваля “Новое поколение горожан — кадровый резерв 21 века” за социальную значимость, перспективность и большую личную заинтересованность детей—участников проекта. Статья из опыта работы была представлена на фестивале “Открытый урок” в 2009-2010у. г. Следующий проект “Буквица или история алфавита” также был выполнен четвероклассниками. В процессе работы над проектом дети узнали историю появления алфавита, на альбомных листах нарисовали нарядные буквицы и оформили их в рамочки. Детские рисунки разместили в интерьере класса.

Этот проект был представлен учащимися на Кирилло-Мефодьевских чтениях.

Самый объёмный и содержательный проект, который был выполнен в 2009/2010 году – это творческий проект с элементами исследования “Томск—город исторический”. Дети нарисовали храмы и церкви города, написали небольшие очень искренние сочинения . Вместе с учащимися была выполнена стендовая презентация, на которой нарисовали план кварталов и улиц исторической части города. В процессе рассказа дети размещали небольшие изображения храмов и церквей на этой карте. В результате получилась очень наглядная “экскурсия” для родителей, учащихся, всех, кто присутствовал на представлении проекта. Проект на конференции научно-исследовательских и творческих работ учащихся Томского района 2010г. отмечен дипломом второй степени. Этот проект объединил усилия детей, родителей, преподавателей и расширил знания учащихся об истории города.. Такие проекты учат знать и любить свой родной край, могут способствовать будущему профессиональному самоопределению учащихся. Возможно именно среди участников проекта – будущие строители, архитекторы, дизайнеры.

В ноябре 2010 года после прохождения курсов повышения квалификации по теме “Духовно-нравственное воспитание в традициях отечественной культуры в современной светской школы” и подготовки по программе “Социокультурные истоки” по теме “Реализация программы Истоки в контексте новых ФГОС” в марте 2012г. наши проекты приобрели новую направленность.

Не только расширение кругозора, воспитание интереса, активности, самостоятельности учащихся, но и духовно-нравственное воспитание стали основной целью проектной деятельности.

Вот темы некоторых коллективных работ и творческих проектов, выполненных за этот период:

1. Коллективные работы “Русские народные праздники”, “Древнерусский город” выполнены учениками 4-х классов по итогам обучения в первой и второй четверти (тема “Корни древнерусского искусства”)

2. “Золотое кольцо России” Акулов Алексей, 5 класс, (работа представлена в 2011 году на фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио). Учениками 5-х классов выполнена коллективная работа “Гербы древнерусских городов”. Презентация экскурсии по древнерусским городам России была представлена ученикам 4-х и 5-х классов нашей школы.

Знание истоков родного искусства, в том числе и зодчества, способствует становлению национального самосознания учащихся.

3. Коллективная работа “Времена года” (прорезная графика) выполнена учениками начальной школы.

Воспитательный эффект совместной работы в данном случае усиливался и её содержанием – четыре панно, собранные в единую композицию позволили детям (и авторам, и зрителям) ещё раз увидеть и оценить красоту природы родного края, стать патриотами своего Отечества.

4. Творческий проект с элементами исследования “Отечественная война 1812 года и её отражение в творчестве художников” (соавторство). Творческая часть проекта представлена работами семиклассников в технике силуэта по мотивам творчества русского художника Фёдора Толстого. (2-е место на районной научно-практической конференции школьников “Юные исследователи”, статья из опыта работы об интеграции предметов ИЗО-история опубликована на фестивале “Открытый урок”).

Знание героического прошлого нашей страны и небывалого патриотического подъёма русского народа, многочисленных примеров мужества, знакомство с творчеством русских художников, талантливо отразивших в своём творчестве героическое прошлое нашего Отечества воспитывают патриотические чувства, помогут семиклассникам почувствовать себя гражданами великой державы.

5. Коллективная работа учеников 5-х классов — экологический плакат “Берегите птиц—они санитары леса” был представлен на школьной экологической неделе и принял участие во всероссийском конкурсе “Социальный плакат”.

6. Доброй традицией стало в нашей школе оформление школьной столовой к новогодним и рождественским праздникам коллективными творческими работами учащихся. Вот некоторые из них: “Весёлые снеговики”, “Рождественская ель”, композиция “С Новым годом и Рождеством”

7. Коллективный творческий проект с элементами исследования “Окна России” (соавторство). Проект выполнен учениками 4-го класса и успешно представлен на районной научно-практической конференции школьников “Юные исследователи”.

(см. Приложение)

Одним из важнейших этапов в работе над коллективными проектами является выступление перед учащимися своей школы с результатами исследовательской и творческой работы, выступления перед коллективами школ района и области. Дети искренне делятся своими знаниями, с гордостью представляя результаты своего труда. А как известно успех является хорошей мотивацией к будущему деятельному участию в коллективных работах и творческих проектах.

(см. Презентацию)