НОД «Речевое развитие» на тему «Осень»

Разделы: Логопедия


Цель: активизация и актуализация словаря по теме «Осень».

Задачи:

  • Систематизировать и обобщить знания о времени года «Осень».
  • Формировать представления о периодах осени и их характерных особенностях. Совершенствовать грамматического строя речи.
  • Совершенствовать навыки слогового анализа.

Оборудование: репродукции картин русских художников И. Левитан «Золотая осень», Е. Бурмакин «Ранняя осень», В. Плотников «Поздняя осень». Магнитафон, диск с записью пьесы П. Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года» и звуков о леса и дождя. Мольберт, мяч, предметные картинки: лужа, дубы, вода. Репродукция картины И. Шишкина «Осенний пейзаж». Осенние листочки для командных соревнований. Контейнер с фишками для звукового анализа. Призовые фишки.

ОНОД:

I. Организационный момент

(Создания эмоционального положительного фона занятия.)

Логопед предлагает детям прослушать музыку отрывок П. Чайковского «Осенняя песня» на мольберте стоит картина и. Шишкина «Осенний пейзаж».

Логопед.

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче.
Солнышко не видно,
Темны, темны ночи.

Так писал об осени русский поэт Алексей Плещеев. Сегодня мы с вами тоже будем говорить об осени, поговорим об изменениях в природе .

II. Основная часть

1)  Логопед приглашает детей к окну.

Посмотрите в окно и расскажите о том, что произошло в природе за последние дни.

1-й ребенок. На деревьях все больше красных, желтых, алых, пурпурных листьев. Когда дует ветер, они кружатся в воздухе.
2-й ребенок. Трава желтеет и засыхает, стало меньше цветов.
3-й ребенок. Не видно бабочек и жуков исчезли божьи коровки.
4-й ребенок. Птицы собираются в стаи и улетают на юг.
Логопед. Молодцы! Вы очень наблюдательны и хорошо рассказали об изменениях в природе. Давайте пройдем за столы.

2)  Игра с мячом «Скажи на оборот»

Логопед. Для начала давайте сравним лето с осенью и поиграем в игру «Скажи наоборот». Я буду начинать предложение, и кидать мяч одному из вас. Вы будите ловить мяч. Заканчивать предложение и катить мяч мне.

Летом бывает жарко, а осенью …
1-й ребенок. … холодно.
Логопед. Летом бывает солнечно, а осенью …
2-й ребенок. … пасмурно.
Логопед.  Летом чаще бывает сухо, а осенью ...
3-й ребенок. … дождливо.
Логопед. Летом чаще бывает ясно, а осенью….
4-й логопед. …..ненастно.

3)  Игра с мячом «Осенние листья»

Логопед. Вы знаете, что в лесу (на картине) растут разные деревья. А знаете ли вы, какие листья на разных деревьях? Например, на (логопед бросает мяч детям, они отвечают и бросаю обратно)

На березе – березовые
На клене – кленовые
На рябине – рябиновые
На дубе – дубовые
На осине – осиновые

4)  Игра с мячом «Что делает?»

Давайте продолжим говорить об осени и поиграем в игру «Что делает?». Я буду называть предмет или объект, и бросать мяч. Вы будите ловить мяч, перечислять, что он делает, и возвращать мяч мне.

Дождь …

1-й ребенок. … идет, льет, моросит, заливает, стучит по крыше.
Логопед. Ветер …
2-й ребенок. … дует, воет, гудит, срывает.
Логопед. Листья …
3-й ребенок. … краснеют, желтеют, опадают, кружатся, устилают.
Логопед. Птицы. …
4-й ребенок. …собираются в стаи, улетают, кричат, прощаются.
Логопед. Молодцы!

III. Физкультминутка

Игра «Капля раз, капля два»

Капля, раз капля два – (дети прыгают на носочка, руки на поясе)
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.                 (прыгают 8 раз)
Мы зонты свои раскрыли,              (разводят руки в стороны)
От дождя себя укрыли.                   (поднимают их полукругом над головой)

Игра «Ветер»

Ветер сверху набежал,
Ветку дерева сломал:                      (дети делают вдох: «В-в-в-в!»)
Дул он долго, зло ворчал
И деревья все качал.                                    (выдох «Ф-ф-ф-ф»)

IV. Закрепление

Логопед предлагает детям поделиться на три команды. За каждое правильно выполненное задание команда получает осенний листочек.

1) придумать название команды в осенней тематике.

Ответы детей: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

2) Игра «Периоды осени».

Логопед раскладывает каждой команде репродукции картин русских художников.
Логопед. Посмотрите на картины русских художников и определите, на которой из них изображена ранняя осень, на которой –  золотая осень, на которой – поздняя осень. Можете посоветоваться, а потом расположите картины  на мольберте именно в таком порядке.

Дети рассказывают, на какие приметы они обращали внимание.

1-й ребенок. На первой картине художник нарисовал дождливый осенний день. Небо серое покрытое облаками. На дороге грязь и лежи. Но листья на деревьях и траве еще зеленые. Только где-то начинает проглядываться желтизна. Поэтому мы подумали, что это ранняя осень.

2-й ребенок. На картине осень, мы видим деревья, покрытые золотыми листьями. Кажется, что они горят на солнце. Эту картину можно назвать «Золотая осень».

3-й ребенок. На третьей картине мы видим почти голые деревья, серые поля, на которых засохла трава, серое небо, первый снег. Художник изобразил самую грустную осеннюю пору – позднюю осень.

Логопед. Что ж, вы меня порадовали. Отлично выполнили задание. Действительно на картине Евгения Бурмакина «Ранняя осень» изображена ранняя осень, на картине Исаак Левитин «Золотая осень», а на картине Виталия Плотникова «Поздняя осень».
Вы очень хорошо сумели объяснить свой выбор. Я горжусь вами!

3) Игра  «Составь схему»

Логопед. И последняя игра. Раз мы сегодня так много говорили об осени, выложите звуковую схему слова: 1-ая команда – дубы. 2-ая команда – вода, 3-я команда – лужа.
Молодцы! Вы очень хорошо выполнили задание, а теперь скажите,
–  сколько звуков в слове дубы? Произнесите их по порядку.            [д][у][б][ы]
–  сколько звуков в слове вода? Произнесите их по порядку.             [в][о][д][а]
–  сколько звуков  в слове лужа? Произнесите их по порядку.           [л][у][ж][а]
–  сколько гласных звуков в слове дубы? Назовите их.
–  сколько гласных звуков в слове вода? Назовите их.
–  сколько гласных звуков в слове лужа? Назовите их.
–  сколько согласных звуков в слове дубы? Назовите их.
–  сколько согласных звуков в слове дубы? Назовите их.
–  сколько согласных звуков в слове дубы? Назовите их.

V. Подведение итогов.

Вы отлично играли. Предлагаю вспомнить, чем мы с вами сегодня занимались?
Ответы детей.
Давайте  подсчитаем результаты наших командных соревнований. Сколько листочков набрала команда «Сентябрь?» «Октябрь?» «Ноябрь?».
Как хорошо. Победила дружба.
Раздача подарков.

Список используемой литературы:

1. Анранович. З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и их родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. С-П. «Детство-пресс», 2013.
2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи. С-П. «Детство-пресс», 2012.
3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной ГК школе группе детского сада с ОНР. С-П. «Детство-пресс», 2008.