Цели занятия:
- Сформировать представление у учащихся о стиле импрессионизма в музыке и живописи.
- Развивать у учащихся навыков вдумчивого слушания музыки, побуждать их к размышлению о прослушанных фрагментах, вовлекать в дискуссию о музыкальных произведениях.
- Формировать навыки анализа, синтеза, сравнения ранее полученного знания с новым знанием.
- Расширить кругозор учащихся.
Задачи:
- знакомство с ведущими принципами Импрессионизма в искусстве;
- знакомство с музыкальными жанрами и произведениями композиторов-импрессионистов;
- развитие навыков элементарного слухового разбора музыки;
- формирование понимания взаимосвязи разных видов искусств;
- воспитание эмоционального восприятия произведений искусства;
- развитие мышления и речи учащихся.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, проектор, экран, компьютер, ноты, фортепиано, стенды с репродукциями картин Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега.
Ход урока
I Организационный момент
Презентация слайда №2
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Музыка № 1 Звучит музыка “Игра воды” Мориса Равеля.
- Как вы думаете, в какую эпоху мы перенесемся сегодня вместе с этой удивительной музыкой?
Варианты ответов учеников: - в наши дни, в XX век, в XIX век.
- Как бы вы назвали прозвучавшее произведение?
- Учащиеся: “Переливы”, “Облака”, “Волшебное царство”, “Морской пейзаж”.
- Мы услышали очень тонкое, струящееся произведение Мориса Равеля “Игра воды”. Здесь все ново: “переливающиеся”, “зыбкие” гармонии, так хорошо передающие дрожание солнечных бликов на бегущей воде; изысканная, намеченная легкими штрихами мелодия нежной песни на этом живописном фоне, своеобразие и утонченность фактуры, представляющей новое слово в развитии пианистического искусства. Такие черты музыки и живописи характерны для стиля импрессионизма. Неправда ли, краски и настроение картины Эжен Делакруа "Вид моря с вершин Дьеппа" очень созвучно музыке Мориса Равеля?
II. Работа по теме урока:
Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир красок и звуков импрессионизма. Что же это такое импрессионизм? Давайте попробуем разобраться.
Презентация слайда №3
Импрессионизм - (франц.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%
B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%
B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA impressionnisme, от impression —
впечатление), направление в искусстве последней
трети девятнадцатого — начала двадцатого века,
мастера которого, фиксируя свои мимолетные
впечатления, стремились наиболее естественно и
непредвзято запечатлеть реальный мир в его
подвижности и изменчивости.*
* Интернет-источник: http://smallbay.ru/impress.html
Импрессионизм зародился во французской живописи в конце 1860-х годов. Эдуард Мане (формально не входивший в группу импрессионистов), Огюст Ренуар, Эдгар Дега внесли в изобразительное искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни. Французские художники обратились к изображению мгновенных, выхваченных из потока реальности ситуаций, духовной жизни человека, изображение сильных страстей, одухотворение природы, интерес к национальному прошлому.
Идеи импрессионизма нашли своё воплощение также в литературе и музыке. В произведениях этого стиля авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.
Удивительно и интересно то, что импрессионизм многое почерпал из искусства эпохи Барокко. Давайте вспомним художников этого периода и характерные особенности их творчества.
Ответы детей: Тициан, Рубенс, Хальс.
Презентация слайда № 4
В эпоху Возрождения живописцы венецианской школы, как вы помните, пытались передать живую реальность, используя яркие краски и промежуточные тона. Творчество названных вами художников впоследствии оказало серьёзное влияние на художников-импрессионистов Мане и Ренуара. Внимание на экран: Тициан. “Кающаяся Мария Магдалина” 1560-е г.
Презентация слайда № 5
Рубенс делает тени на своих полотнах цветными, используя прозрачные промежуточные оттенки. Рубенс не использовал чёрный цвет, что позднее станет одним из основных принципов живописи импрессионистов.
Презентация слайда № 6
Сильное воздействие оказал уже известный нам, Эжен Делакруа, его акварели, но особенно картина “Море в Дьеппе” (1835) позволяют говорить о нём как о предшественнике импрессионистов.
Наиболее значительными мастерами нового искусства были талантливые художники Эдуард Мане, Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Камиль Писарро, Эдгар Дега.
Презентация слайда № 7
Теперь поговорим о сюжетах произведений искусств импрессионизма.
В XIX веке аристократы выступали главными заказчиками на все произведения искусства: на росписи, монументы, именно они — главные покупатели картин и скульптур. Аристократы не хотели омрачать себя сюжетами с тяжелым трудом крестьян, трагическими страницами современности, позорными войнами, бедностью. Поэтому, импрессионистами были отброшены библейские, литературные, мифологические, исторические сюжеты.
Презентация слайда № 8
Художники-импрессионисты часто рисовали людей в движении, во время забавы или отдыха, представляли вид определенного места при определенном освещении, мотивом их работ была также природа. Обратите внимание на представленные перед вами картины Клода Моне: “Впечатление. Восход солнца”, “Стог сена”, “Бульвар Монмартр облачным утром”, “Дама в саду”. Обратите внимание, что названия картин говорят сами за себя.
Презентация слайда № 9
В первую очередь импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками. Обратите внимание как это сделал Клод Моне в картине “Здание парламента в Лондоне”. Художники-импрессионисты не смешивали краски на палитре и получали нужный цвет путём правильного наложения их на холст.
Презентация слайда № 10
В такой же технике написан Пьером Огюстом Ренуа “Портрет актрисы Жанны Самари” в 1877 году.
Также брались сюжеты танцев, пребывание в кафе и театре, прогулок на лодках, на пляжах и в садах. Эдгара Дега в картине “Голубые танцовщицы” стремился передать движение, магию ритма, сияние голубого цвета в разных его оттенках.
Презентация слайда № 11
Если судить по картинам импрессионистов, то жизнь — это очередь маленьких праздников, приятных времяпрепровождений за городом или в дружеском окружении (ряд картин Ренуара, Мане и Клода Моне). Импрессионисты одни из первых стали рисовать на воздухе, не дорабатывая свои работы в мастерской.
“Художник должен писать только то, что он видит, и так, как он видит”* - таков был один из лозунгов нового искусства.
* Джон Ревалд “История импрессионизма”, интернет-ресурс: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Revald/intro.php
Презентация слайда № 12
Импрессионизм в музыке.
Зарождение импрессионизма в музыке, родоначальником которого и ярчайшим представителем был Клод Дебюсси (1862 г. - 1918 г.), относится к середине 90-х годов XIX века.
Именно новаторскому гению Дебюсси Франция обязана тем, что в XX веке французская музыка заняла одно из важнейших мест в мировой музыкальной культуре. Музыкальные произведения К. Дебюсси сравнивали с полотнами художников импрессионистов: Моне, Писсаро и Сислея, отсюда этот термин перешел и в музыку.
“Музыка – это краски в биении ритмов”*, – так говорил Клод Дебюсси.
* Л.Н. Алексеева, В.Ю. Григорьев “Зарубежная музыка ХХ века”.- М.1986, с.153
Презентация слайда № 13
Музыкальный импрессионизм проявился, прежде всего, в широком и смелом обновлении гармонических и колористических средств, призванных выражать мимолетные впечатления, изменчивые настроения, тонкие и неясные душевные движения. “Художник-первооткрыватель - Дебюсси выявил в музыке новые возможности для передачи предельно утонченных оттенков многообразной палитры настроений человека и воспринимаемой им окружающей природы, создал особую импрессионистическую мелодику, хрупкую, колористическую, расширил сферу музыкального ритма, гармонии, полифонии, оркестровки и тем самым оказал огромное влияние на композиторов многих стран”.*
* Л.Н. Алексеева, В.Ю. Григорьев “Зарубежная музыка ХХ века”.- М.1986, с. 154
Важнейшее место в творчестве Дебюсси занимает фортепианная музыка. Будучи первоклассным пианистом, Дебюсси обращается к фортепианным сочинениям на протяжении всей жизни.
III. Слушание музыки
Презентация слайда № 14-15: Музыка №2 (Видео К. Дебюсси “Лунный свет”)
Дебюсси положил начало новой эпохе в жизни французской музыки.
Образный ряд его фортепианных произведений связан с картинами природы, вслушайтесь в названия: “Туманы”, “Вереск”, “Ветер на равнине”, “Сады под дождем”.
Дебюсси привлекает также возможность воплощения в фортепианной музыке жанровых сценок и музыкальных портретов. Здесь композитор обнаруживает умение несколькими точными штрихами создать вполне реальный, жизненный музыкальный образ (“Вечер в Гренаде”, сюита “Детский уголок”, прелюдии — “Девушка с волосами цвета льна”, “Прерванная серенада”, “Менестрели”).
Презентация слайда № 16: Музыка № 3: К. Дебюсси “Девушка с волосами цвета льна” (фрагмент)
Дебюсси раскрывает образ произведения с различных сторон многочисленными красочными оттенками, быстро сменяющими друг друга и иногда создающими ощущение “калейдоскопичности”. Отсюда склонность композитора к свободным импровизационным жанрам типа прелюдий, “Образов”.
Прелюдии Дебюсси программны. Все они имеют оригинальные пост-заголовки – программные названия, которые фигурируют в конце музыкальных текстов. Композитор словно предлагал слушателю самостоятельно постичь смысл музыки, а уже потом сверить свои ощущения с авторским пояснением.
Дебюсси был первым, но не единственным. На рубеже двух столетий рядом с ним возникает фигура другого художника, замечательного композитора-новатора, оставившего яркий след в мировом музыкальном искусстве. Это - младший современник Дебюсси - Морис Равель.
IV. Работа по теме урока
Презентация слайда № 17
Морис Равель – (http://ru.wikipedia.org/wiki/7_%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B01875 — 1937) — французский композитор-импрессионист, дирижёр, один из реформаторов музыки XX века.
Как и Дебюсси, Равель много сочинял в области фортепианной музыки, создав свой особый фортепианный стиль. Он тоже был блестящим пианистом и часто исполнял свои сочинения. Произведениями для фортепиано Равель начал свой творческий путь, поэтому можно сказать, что именно здесь формировалась его творческая индивидуальность.
“Солнечное искусство Равеля отличалось <…> оптимистичностью и классической ясностью”.*
* Л.Н. Алексеева, В.Ю. Григорьев “Зарубежная музыка ХХ века”.- М.1986, с.162
Вернемся к первому произведению, прозвучавшему сегодня на уроке.
V. Слушание музыки
Презентация слайда № 18: Музыка № 1 М. Равель “Игра воды”
“Игра воды” – образец импрессионистической красочности, который можно поставить в один ряд с такими шедеврами импрессионистского стиля, как картина Клода Моне “Восход солнца”. Созданная в 1901 году, эта пьеса посвящено Габриэлю Форе, у которого Равель в то время учился.
Водная стихия – излюбленная тема фортепианной музыки, особенно романтической. Фактура “Игры воды” показывает, что Равель многое воспринял от живописных пьес Листа из цикла “Годы странствий” (“У ручья”, “На Валленштадском озере”, “Фонтаны виллы д`Эсте”). Развивая эти традиции, композитор создает колоритную пейзажную зарисовку, музыка которой в своем непрерывном движении никуда не стремится: она фиксирует “прекрасное мгновение”.
VI. Рефлексия
Подведем итоги:
Какие особенности фортепианных произведений Дебюсси и Равеля вы можете выявить? Какие образы и сюжеты они нам предлагают?
Ученики: - образы природы: “Ветер в парусах”, “Туман”, “Звуки и ароматы”, “Игра воды”.
- Вся музыка основана только на впечатлениях, мимолетных прекрасных мгновениях.
- Музыка импрессионистов не имеет какого-то серьезного сюжета, литературной основы, философских размышлений, она ни к чему не стремится, в отличие от музыки композиторов романтиков “Сонеты Петрарки”, “Мыслитель”, “После прочтения Данте” Листа.
- Верно, импрессионисты используют еще большую свободу музыкального выражения, большую импровизационность. Импрессионизм характеризуется передачей мимолётных впечатлений, настроений, тонких психологических нюансов.
Композиторы импрессионисты открыли дорогу новой музыке, раздвинули привычные рамки и законы, дали миру новые краски, гармонии, ритмы и приемы. И мы с удовольствием слушаем и исполняем эту прекрасную, красочную музыку и звучит она очень современно и на сегодняшний день.
Презентация слайда № 19: Музыка № 4 М. Равель “Павана на смерть инфанты”
Закончить урок хочется одним из красивейших произведение Мориса Равеля - “Павана на смерть инфанты” в оркестровой версии, в исполнении Бостонского симфонического оркестра, дирижер – Клаудио Аббадо.
Спасибо за урок, до свидания!
Литература.
- Л.Н. Алексеева, В.Ю. Григорьев, Зарубежная музыка ХХ века. – М. 1986
- Шнеерсон Г. Французская музыка XX века. — М.: Музыка, 1964.
- Альшванг А., Клод Дебюсси, М. — Л., 1935
- Алексеев А., Французская фортепьянная музыка конца XIX — начала XX века, М.,1961
- Музыкальный энциклопедический словарь под ред. Г. В. Келдыша, Москва, “Советская энциклопедия” 1990.
- Л. Вентури, От Мане до Лотрека, пер. с итал., М., 1958.
- Ревалд Дж., История импрессионизма, (пер. с англ., Л.М., 1959)
- Импрессионизм. Письма художников, (пер. с франц.), Л., 1969