Программирование линейных алгоритмов. Ввод и вывод данных на TurboPascal

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • Образовательная:
    • разработка структуры простейшей алгоритмической конструкции;
    • формирование представления об основных изучаемых понятиях «алгоритм», «переменная» – их свойствах и видах.
  • Воспитательная:
    • воспитывать умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
    • соотносить свои действия с планируемыми результатами;
    • корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  • Развивающая:
    • развивать алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок смешанный (урок-беседа, урок практических самостоятельных работ)

Оборудование: проектор, карточки, презентация, ПК.

Структура урока

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Постановка цели занятия (2 мин.)
  3. Проверка домашнего задания (5 мин.)
  4. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний (15 мин.)
  5. Первичная проверка понимания (5 мин.)
  6. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений (5 мин).
  7. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений (7 мин.)
  8. Рефлексия (3 мин.)
  9. Домашнее задание к следующему уроку (1 мин.)
  10. Подведение итогов урока (1 мин.)

Для описания данного урока я использовала привычный конспект урока, позволяющий указать мелкие, но важные детали урока. В Приложении 1 можно ознакомиться с записью этого же урока согласно требованиям ФГОС (в виде таблицы). Презентация к уроку Приложение 2.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Постановка цели занятия перед учащимися (2 мин.)

Учитель: Тема сегодняшнего урока: «Программирование линейных алгоритмов. Организация ввода и вывода данных на TurboPascal».
Ребята давайте определим главные слова в теме урока. (Приложение 2 Слайд 4)
Ответ уч-ся: Программирование
Учитель: Что означает слово программирование?
Ответ уч-ся: Составление программы
Учитель: Составление программы линейных алгоритмов. Так как мы только начинаем изучение, то мы будем изучать простейшую программу (конструкцию), и из чего она состоит, т.е. структуру.
И вторая часть темы понять что?
Ответ уч-ся: как осуществляется ввод данных и вывод данных в программе.
Цели урока Слайд 5

3. Проверка домашнего задания

Учащимся раздаются индивидуальные карточки для заполнения (в карточках понятия прошлых уроков достаточно 5 определений)
После заполнения карточек классу предлагается слайд с терминами знание которых необходимо на сегодняшнем уроке (по желанию учащиеся отвечают)
Слайд 7

4. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний

(на фоне сменяющихся картинок интерьеров идет диалог между учителем и классом. Слайды 8-14)
Учитель: Представьте ситуацию: вы решили сделать косметический ремонт у себя в комнате. Сколько денег вам потребуется для ремонта?
Ответ уч-ся: Много.
Учитель: А много это сколько?
Учитель: Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо ответить на несколько других вопросов…
Каких? Перечислите?
Ответ уч-ся: Что именно мы будем делать. Обои переклеивать, полы перестилать, потолки белить и т.д.
Учитель: Мы решили, что мы делаем, теперь вы можете ответить на вопрос: «Сколько денег потребуется?»
Ответ уч-ся: Нет. Мы не знаем, сколько стоят расходные материалы (обои, краска, линолеум и пр.).
Учитель: Хорошо, мы пошли в магазин и узнали цену за один рулон обоев и 1 м2 линолеума или напольного покрытия, теперь мы можем ответить на мой вопрос: «Сколько денег необходимо на ремонт?»
Ответ уч-ся: Нет. Мы не знаем сколько рулонов обоев и м2 напольного покрытия нам потребуется.
Учитель: А как узнать какое кол-во материалов для ремонта вашей комнаты потребуется?
Ответ уч-ся: Зависит от размера комнаты.
Учитель: А как найти размер комнаты?
Слайд 15
Ответ уч-ся: S оклеиваемой поверхности (без учета окна) = a * b * 2 + с * b * 2
Учитель: Если предположить, что при ремонте мы будем использовать рулоны обоев шириной 1 или 0,5 метра, то площадь одного рулона будет составлять?…
Ответ уч-ся: 1 * 10 м2 или 0,5 * 10 м2
Учитель: тогда, как рассчитать какое количество рулонов потребуется на ремонт?
Ответ уч-ся: поделить площадь оклеиваемой поверхности на площадь 1 рулона обоев.
Учитель: Предположим что, мы узнали ответы на интересующие нас вопросы. А теперь каждый самостоятельно составит «смету расходов» и запишет в таблицу ответы на вопросы которые мы проговорили. (Для экономии времени можно раздать готовые карточки для заполнения).

Карточка №1. Слайд 18 (заполняем карандашом)

Учитель: А теперь давайте сравним, что получилось у Маши, какие цифры у Коли, что у Пети.

Значения у ребят разные? Как будем решать, чьи значения лучше?
Без этих значений мы не можем решить задачу. Выбрать только значения Маши будет неправильно, зачем обижать других ребят. Необходимо решить задачу так, чтобы она подходила для любых значений.
(ребята предлагают свои варианты решения проблемы)
Учитель: Вспомните, одно из важнейших свойств алгоритмов которые мы изучали на прошлом уроке…
– массовость.
Что оно означает?
Слайд 19
Учитель: В нашем случае исходные данные это то, что мы запишем во второй столбик таблицы. И те значения (предложенные Колей, Петей и Машей), которые могут меняться называются переменными. Переменные принято обозначать не цифрами, а буквами или словами. Давайте в таблицу запишем не цифры, а название переменных (учащиеся сами предлагают название переменных и заполняют таблицу)
Слайд 21
Учитель: Старайтесь назвать переменные целыми словами, а не просто буквами, тогда не запутаетесь.
Учитель: давайте каждый запишет действия в таблицу, которые бы пришлось выполнять для решения задачи, но не с числами а, с переменными. (Заполняют таблицу данными, можно проверить сверившись со слайдами)
Слайд 23
Слайд 24
Учитель: Придумайте и заполните столбец «переменные» в таблице
Слайд 25
Учитель: Обратите внимание что цвет таблицы «Ввод данных» отличается от цвета таблицы «Решение». Компьютерная программа тоже состоит из нескольких отличающихся частей.
Предположите, какие части необходимы для решения задачи и как они могли бы называться?
Давайте проведем аналогию со знакомством.
С чего бы вы начали, если бы решили себя представить компьютеру который вас не видит.
Рассказали о себе, что именно?
Ученик: Девочка, мальчик, цвет волос, глаз, рост и т.д.
Учитель: Так же мы должны представить компьютеру данные нашей задачи (переменные), описать их. Сегодня мы с вами научимся знакомить данные с компьютером)
Учитель: После знакомства как вы думаете, что дальше будем делать? … Тема урока какая? ... Ввод – вывод, значит?
Ученик: Дальше нам необходимо вводить эти данные в компьютер.
Учитель: Ввели данные. Дальше что?
Ученик: Указываем действия что нужно выполнить.
Учитель: все или еще что-то?...
Ученик: Получить результат.
(Во время диалога с классом на слайде постепенно, по мере ответа, появляются названные блоки программы)
Слайд 27
Первая часть: Описание переменных
Учитель: давайте познакомим компьютер с данными. Переменные могут быть 2х типов, целые и вещественные
Слайд 29
Слайд 30
Учитель: На языке программирования Turbo Pascal ввод и вывод переменных записывается след. образом:
Слайд 32
Учитель: Какие правила для оформления действий?
Слайд 34

5. Первичная проверка понимания

Учитель: Перед вами задача нахождения суммы 2 чисел, вам необходимо из фрагментов составить программу.
Перечислите какие блоки программы вам уже известны?
Переменные в задаче целые или вещественные?
Слайд 35
Учитель: Проверяем
Слайд 36

6. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

Практическая работа №2 (Слайды 37-38)

Учитель: Используя программу как образец, составьте и запишите программу расчета стоимости (на выбор):

а) обоев
б) напольного покрытия
в) всего ремонта.

Учитель: Проверяем.
Слайд 39

Учитель: Обратите внимание вы все блоки программы применили? Проверьте правильность написания слов.

7. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений

Самостоятельная работа (Слайды 41-42)

Придумайте и напишите программу, находящую сумму покупки 3х любых канцелярских товаров.
После выполнения, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, поверьте все блоки программы использованы и запись всех слов и знаков препинания.

8. Рефлексия (Слайд 43)

  • Как бы вы назвали урок?
  • Что было самым важным?
  • Каковы мои главные результаты сегодня? Благодаря чему мне удалось их достичь?
  • Какие трудности встретились во время выполнения задания?
  • Доволен ли ты своей работой?

9. Домашнее задание (Слайды 44-45):

Придумайте и запишите решение задачи с переменными для решения бытовой проблемы.
(Например, сколько краски потребуется для покраски стен; сколько ткани для пошивки платьев; сколько бумаги для новогодних украшений и др.)

10. Подведение итога урока

Лесенка «Мое состояние» (слайд 46)
Учащихся отмечает на карточке соответствующую ступеньку лесенки.