Занятие ФЭМП по сюжету русской народной сказки "Колобок"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание.

1. Задачи на развитие познавательных способностей.

  • узнавать и называть геометрические фигуры – круг, квадрат;
  • узнавать предмет по силуэту;
  • анализировать и вычленять, что (кто) лишнее в группе предметов, учить находить нарушенную закономерность.

2. Задачи на развитие связной речи:

  • учить детей делать простейшие выводы, логические умозаключения, доказывать свое мнение;
  • активизировать словарь детей за счет слов: худенький – толстый, низенький – высокий, шустрый – медлительный.

3. Воспитательные задачи:

  • поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказки;
  • формировать у детей элементарные представления о доброте, взаимопомощи и дружбе.

Материал к занятию:

- колобок квадратной и круглой формы;

- силуэты зверей: волка, лисы, медведя, зайца, лошадки;

- счетные палочки;

- дорожка;

- картинки с изображением героев сказки “Колобок” (медведь, лиса, заяц, волк);

- тарелочки, простые карандаши по количеству детей;

- магнитофон с записью песни колобка;

- карточки к упражнению “Колобки” (по количеству детей);

- карточки к упражнению “Что неправильно нарисовал художник” (по количеству детей);

- мешочки.

Предварительная работа:

- чтение русской народной сказки “Колобок”;

- рассматривание иллюстраций к сказке “Колобок”,

- лепка по мотивам русской народной сказки “Колобок”;

- театрализованная деятельность: драматизация сказки “Колобок”.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я встретила одного сказочного героя. Он сказал, что хочет с вами встретиться и рассказать очень интересную историю. А вы хотели бы с ним встретиться?

А вот и он… (Выставляю на стол колобок квадратной формы).

Здравствуйте, дети я – колобок!

Дети смеются, удивляются.

Воспитатель: Что-то не так? Почему вы смеетесь?

Дети: Колобок такой не бывает. Он в сказке круглый, катится.

(Из-за квадратного колобка появляется колобок круглой формы).

Воспитатель: Все ясно, он решил над нами пошутить. Колобок, ребята, очень веселый, любит шутки, он любит загадывать загадки и отгадывать их. Сегодня он расскажет вам свою сказку, но будьте очень внимательными, так как колобок может ошибаться, а вам нужно исправить его ошибки. Готовы?

Дети: Да. Мы готовы.

Воспитатель: Итак. Испекла старуха колобок. Колобок полежал, полежал да и покатился. Катится колобок по дорожке в лесу. Я вам сейчас покажу дорожку на карточке, а вы

запомните ее и потом выложите такую же дорогу, с помощью счетных палочек, учитывая их количество. (Показываю карточку).

Сколько необходимо взять палочек?

Дети: “Четыре палочки”.

Воспитатель: “Правильно. Выкладывайте дорожку”. (Дети выполняют задание).

Катится колобок дальше и повстречал в лесу зверей. Попробуйте догадаться, каких зверей я вам сейчас покажу. (Показываю черный силуэт зверей); волк, лиса, медведь, заяц, лошадка. Но в сказке колобок встретился не со всеми этими животными. Кто лишний?

Дети: “Колобок не встречал в сказке лошадку. Она лишняя здесь”.

Воспитатель: “Правильно. Вспомните, кого повстречал колобок в лесу первым”.

Дети: “Колобок повстречал зайчика”.

Воспитатель: “А заяц ему и говорит: “Колобок, колобок, если ты не отгадаешь мою загадку, то я тебя съем”.

“У домика утром
Два зайца сидели
И дружно веселую
Песенку пели.
Один убежал, а второй
Вслед глядит
Сколько у домика зайцев сидит?

Дети: “Было два зайчика, А один убежал, значит, один остался у домика”.

Воспитатель: “Правильно. А кого колобок встретил потом?”.

Дети: “Колобок встретил волка”.

Воспитатель: “Волк тоже загадал колобку загадку. Найти, что здесь неправильно?

(Выполнение задания: “Что неправильно нарисовал художник.”)

Дети: “Дети советуются, решают, перечисляют: елочка, гриб, цветок, опять елочка, гриб, цветок, а теперь елочка, гриб, солнышко. Волк неправильно нарисовал солнышко потому, что после грибка идет цветок”.

Воспитатель: “Молодцы! Помогли колобку разгадать вопрос волка. Колобок катится дальше и видит…. Кто-то худенький, низенький, беленький, шустрый. Колобок, дети, говорит, что это медведь”.

Дети смеются, спорят с колобком, высказывают свои догадки.

Воспитатель: “Наших ребят, колобок не проведешь, ведь они знают, что медведь:

- не худенький, а толстый,

- не низенький, а высокий,

- не шустрый, а неуклюжий, медлительный,

- не беленький, а бурый.

Пока медведь придумывает загадку, мы немного отдохнем.

Мишка шел, шел, шел

Белый гриб нашел.

Раз – грибок, два – грибок,

Три – грибок,

Положи в кузовок.

(Декламируя стихотворение, дети и воспитатель имитируют движения медведя: идут, нагибаются, кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными).

Воспитатель: “Отдохнули, поиграли. Мишка принес для вас мешочки – загадки. Угадайте, что в них?

(Дети рассматривают мешочки). Отвечают: в первом мешочке лежит гриб, а во втором груша, в третьем мешке чашечка, а в четвертом мешке шар, солнышко, колобок.

Воспитатель: “Молодцы! Хорошо справились с этим заданием. А наш колобок покатился дальше, но дорогу ему преградила рыжая плутовка. Наш колобок не испугался лисы, а решил поиграть с ней в прятки. Он предложил отыскать его среди других колобков”. (Дети выполняют упражнение “Колобки”).

Воспитатель: “Молодцы, ребята! В русской народной сказке лиса съедает колобка, а вот у нашей сказки счастливый конец! Колобок прощается с вами!

(Включается запись с песней колобка).

“Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен,
Я от дедушке ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
И от тебя, лиса, не хитро уйти!”.
Дети подпевают.