Урок информатики по теме "Наглядные формы представления информации". 5-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 5


Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия "диаграмма", отработать навыки построения диаграмм.

Образовательные задачи:  познакомить учащихся с построением диаграмм в текстовом редакторе; проверить знания учащихся по теме "Формы представления информации

Развивающие задачи:  развивать логическое мышление, память, самостоятельность.

Воспитательные задачи: прививать интерес к информатике, воспитывать положительное отношение к учению, аккуратность, дисциплинированность.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-беседа, письменный опрос.

Методы и приёмы обучения: диалогический метод.

Структура урока (в соответствии с типом урока): (примерная)

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

Физминутка

6) Первичное закрепление.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Ход урока

1. Организационный этап - 1 мин. (Слайд 1. Презентации)

Здравствуйте! Я рада вас видеть.
Сегодня солнце ярко светит,
Хотя на улице зима.
И мы друг другу улыбнёмся,
Присядем и начнём урок.

2. Актуализация знаний – 3 мин.

Сегодня мы продолжим наше знакомство с миром информации. Но вначале давайте вспомним уже известное вам.

- Какие формы представления информации вы знаете? (Числовая, графическая, текстовая, звуковая, видео) Слайд 2

- Приведите пример представления информации с помощью чисел (т.е. с помощью метода координат). Слайд 3

- Когда удобно представлять информацию с помощью таблицы? (Ответ: когда числовые данные однотипны). Слайд 4

Именно с такой формой представления информации вы работали дома. Откройте, пожалуйста, № 37 в рабочей тетради. Слайд 5

- Какие из данных существительных вы бы отнесли к одушевлённым?

-  Есть ли имена собственные? (Москва)

- Какого рода большинство существительных? (Женского рода)

Сверьте, пожалуйста, ваши таблицы со слайдом. У кого всё верно? (Поднимают руки).

Если у кого-то допущены ошибки, исправьте их.

3. Постановка целей, задач урока, мотивация учащихся – 3 мин.

С самого рождения мы познаём мир, и этот процесс бесконечен. Кто из вас не хотел бы вернуться в детство! А можете ли вы вспомнить свою первую игрушку или книгу? Что легче вспомнить? Почему? (Ответы учащихся) Слайд 6

Ваши ответы свидетельствуют о том, что лучше запоминается то, что мы видим.

- Как бы вы назвали такую форму представления информации? (Ответы уч-ся).

Убедиться в правильности своего мнения вы сможете, разгадав кроссворд "Мир информации". (Устная фронтальная работа) Слайд 7

В жёлтых клетках – название формы представления. (Рисунок 1)

Догадались, какой будет тема нашего урока? (Ответы уч-ся)

4. Первичное усвоение новых знаний - 10 мин.

Итак, тема нашего урока: "Наглядные формы представления информации". Запишем её в тетрадь. Слайд 8

Цель: познакомиться с ещё одним видом наглядного представления информации - диаграммой, научиться строить диаграммы.

- Внимание на экран (демонстрируется отрывок из м/ф. "38 попугаев"). - https://yadi.sk/d/lpQeqKth80HTd

- О чём мечтал удав? ("Измерить свой рост")

- Узнал ли он свой рост? (да. Если дети не помнят, открыть "видео-подсказку") - https://yadi.sk/d/fqvPfRhu80J8Z

- Каков же рост удава? (5 мартышек, 2 слоненка и 38 попугаев).

- Как вы думаете, что нам предстоит сделать? (Ответы). Действительно, наша задача - представить данную информацию наглядно.

Давайте оформим ваши ответы в виде таблицы. Открываем на рабочем столе текстовый файл "Таблица" (Приложение 1) и заполняем таблицу в соответствии с полученными ответами Слайд 9

Единица измерения Количество
мартышка 5
слонёнок 2
попугай 38

- Предложите способ, позволяющий представить эту информацию иначе. (Можно с помощью текста, можно сфотографировать таблицу и распечатать фото или использовать рисунки животных).

-  Ещё одном способе наглядного представления информации вы узнаете, разгадав ребус: Слайд 10

Рисунок 2

Ответ: диаграмма (ди(ск) + (фл)аг + рам(ка) + ма(к)) Щелчок

Действительно, числовые данные можно представить с помощью диаграммы.

- Что же такое диаграмма? Диаграммаэто графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение величин. Щелчок

Запишите это понятие в тетрадь.

Сейчас мы займёмся построением диаграммы в текстовом редакторе. Для этого поступаем следующим образом:

1. Ставим курсор на место вставки диаграммы Слайд 11

2. Используем команду Вставка – Диаграмма Слайд 12

3. Выбираем тип Гистограмма – ОК Щелчок

4. Справа открывается новое окно Слайд 13

5. Копируем нашу таблицу Слайд 14

6. Вставляем в открывшееся окно программы Excel Слайд 15

7. Перетягиваем правый нижний угол для удаления лишних столбцов. Слайд 16 - щелчок - щелчок

8. Закрываем правое окно Слайд 17

9. Диаграмма готова. Щелчок

- У всех получилось? Кому надо помочь? (Помогают уже сделавшие задание)

5. Первичная проверка понимания - 5 мин.

- Кто может заново сформулировать данный алгоритм?

- Сравните, пожалуйста, табличный способ представления информации, метод координат и с помощью диаграмм и обоснуйте их степень наглядности. Слайд 18

- Что позволяет быстрее понять, о чём идёт речь в литературном произведении: текст или иллюстрация? (Иллюстрация) Слайд 19

- Как можно показать связи объектов друг с другом? (Схемы).Слайд 20

- Что представлено на данной схеме: Слайд 21

- Проанализируйте сказанное. Какой вывод можно сделать? (Наглядные формы представления информации более эффективны) (Щелчок)

Физкультминутка - 2 мин. Слайд 22

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все тихо встали.
Спинки ровно распрямили.
Повели плечами влево,
Повели плечами вправо.
А теперь глаза закрыли.
Выдох - вдох. И снова выдох.
А теперь глаза открыли,
Посмотрели на картину, (щелчок - мелодия), - https://yadi.sk/d/XE02lDAs80Lg1
Повели глазами вдоль,
Посмотрели вдаль и сели.

6. Первичное закрепление - 10 мин.

Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Слайд 23

- Изложите в форме текста то, что вы видите на экране. (Ответы уч-ся)

Рисунок 3

- Попробуйте выполнить на компьютере задание "Самая длинная река". (Приложение 2) Слайд 24

- Сравните полученный результат с образцом. У кого всё верно?

А теперь мы все вместе пройдём тест из 6 вопросов, открыв в браузере вкладку БИНОМ http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash/5kl/gl1/11.php (ученики по очереди зачитывают задания и отвечают на вопросы)

Слайд 25

- Кто ответил правильно на все вопросы? Молодцы. Кто допустил ошибки и где? В чём ваша ошибка? (Ответы)

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция – 7 мин.

А теперь продемонстрируйте своё умение применять полученные знания по теме "Формы представления информации". Запустите с рабочего стола "Интерактивные тесты" (CD-диск с методическими рекомендациями Л.Л. Босовой или печатный вариант в Приложении 3) и отвечайте на вопросы: сидящие за чётными номерами - test2-1, за нечётными - test2-2. ... Проверьте правильность своих ответов (щелчок)

Слайд 26

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 1 мин.

(Приложение 4): § 1.11, РТ № 41 (стр. 37), записать в тетради алгоритм построения диаграммы – базовый уровень

Слайд 27

Повышенный уровень: прочитать § 3.8; используя материалы проекта "Мифы компьютерной безопасности" - https://yadi.sk/d/wM36TEcP7Pnry,   придумайте текст с числовыми данными и постройте круговую диаграмму.

Или задание "Наши личные дела".

Задания и проект выложены на сайте dnevnik.ru

9. Рефлексия (подведение итогов занятия) – 3 мин.

- Какую цель ставили в начале урока? Достигнута ли она?

- Что было наиболее трудным?

- Оцените возможность использования темы на других уроках.

Оцените свою работу на уроке:

Test 2:

12-13 верных ответов – "5"

10-11 верных ответов – "4"

7–9 верных ответов – "3"

0–6 верных ответов - "2"

Слайд 28

Правильно построенная диаграмма:

3 балла – оценка "5";

1 ошибка – 2 балла – оценка "4";

2 ошибки – 1 балл – оценка "3";

Неверно построенная диаграмма – 0 баллов - оценка "2".

Сложите свои баллы. Если у вас:

14–16 баллов – оценка "5";

11–13 баллов – оценка "4";

8–10 баллов – оценка "3".

Получившие низкие оценки могут подготовиться и пересдать тему.

Слайд 29

1) В работе использованы фрагменты мультфильма "38 попугаев" режиссера Ивана Уфимцева, 1976 год, киностудия "Союзмультфильм", выполненные в программе Киностудия Windows Live.

2) Фон презентации – яндекс-картинки.