Технологии, методы, приемы, техники дифференциации обучения на уроках химии

Разделы: Химия


Эффективная организация образовательного процесса в современной школе невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. Ведь основная цель школы – создать условия для самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, подготовить его к творческому интеллектуальному труду. А для этого надо предоставить учащемуся право выбирать уровень обучения по каждому предмету.

В обучении химии дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой учебного предмета: у одних учащихся усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению этого предмета. В данной ситуации учителю важно учитывать как положительные интересы учащихся, так и индивидуальный темп их развития.

Известно, что обязательные минимумы содержания основного (общего) и среднего (полного) образования; утвержденные Министерством образования Российской Федерации, определяют минимальный объем содержания учебного предмета. Не надо забывать о том, что изучение каждого предмета в общеобразовательной школе не цель, а средства развития ребенка. Следовательно, увеличение количество изучаемых фактов, понятий, теорий и т. д. не имеет никакого смысла, а для оценки успехов учащихся необходимо определить, как усвоено содержание: на уровне воспроизведения фактов их реконструирования (воспроизведения способа получения фактов) или на вариативном уровне: (на уровне мыслительных операций).

Принципиальное отличие такого подхода к дифференциации состоит в том, что он основан на многоуровневом планировании результатов обязательной подготовки учащихся (усвоение минимума) и формировании повышенных уровней овладения материалом. Учащиеся получают право и возможность выбирать уровень обучения, учитывая свои способности, интересы, потребности, варьировать свою учебную нагрузку, учиться адекватно оценивать свои знания.

Возникает вопрос, сколько уровней овладения материалом и, соответственно, дифференциации заданий целесообразно выделить? Например, руководитель московского центра “ Образование для всех” В.В.Фирсов предлагает вести два уровня (обязательный и для интересующихся предметом), академик РАО проф. В. Д. Шадриков – шесть уровней сложности. Нам представляется более обоснованным мнение проф. В.В.Гузеева, сторонника трехуровневой дифференциации заданий.

Первый уровень можно назвать, минимальным. Выполнение учащихся заданий этого уровня отвечает минимальным установкам образовательного стандарта. Если учащиеся, ориентируясь в учебном материале по случайным признакам (узнавание, припоминание), выбирают задания репродуктивного характера, решают шаблонные, многократно разобранные ранее задачи, то на выполнение таких заданий они получают отметку “З”.

Если учащиеся могут воспользоваться способом получения тех или иных фактов, ориентируясь на локальные признаки, присущие группам сходных объектов, и проводя соответствующий анализ этих фактов, решают задачи, которые можно расчленить на подзадачи с явно выраженным типом связи, они получают отметку “4”. Такой уровень овладения материалом и, соответственно, уровень заданий называется общим.

В любом классе есть ученики, которые, интересуясь предметом, знают больше остальных. Они могут находить свой способ решения тех или иных задач, причем даже таких, в которых, кроме явной, присутствует и скрытая (латентная) связь, ориентируются на глобальные признаки, отличающие широкие классы объектов и явлений, и при этом способны переносить незнакомые, новые, нестандартные ситуации. Выполнение заданий такого уровня, называется продвинутым, оценивается отметкой “5”.

В связи с многообразием школьных программ и учебников, разработкой и утверждением обязательного минимума содержания образования стала актуальной реализация дифференцированного подхода к учащимся не только в рамках профилизации классов и школ, но и в наиболее распространенных обычных классах школ, в которых некоторым учащимся достаточно минимального уровня овладения материалом, а другим необходима его глубокая проработка.

Рассмотрим использование технологий, методов, приемов, техник дифференциации обучения химии на всех этапах урока.

Презентация

Этап проверки домашнего задания (слайд 9)

Технологии:

развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, компьютерного обучения.

Методы и приемы обучения:

тестовые задания;

выполнение заданий, подобных домашним;

постановка вопросов учителем и учащимися;

озвучивание таблицы, ОСК;

диалог с просьбой продолжить мысль…;

монологическое высказывание учащегося с последующим рецензированием его ответа товарищами;

сверка с эталоном;

сочетание контроля , самоконтроля и взаимоконтроля,

“тихий ответ”;

“идеальный ответ”.

Этап актуализации субъективного опыта учащихся (слайд 10)

Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, компьютерного обучения.

Методы и приемы обучения:

повторение знаний, необходимых для восприятия нового материала;

выявление знаний, полученных на основе жизненного опыта учащихся;

построение ассоциативного ряда (на что похоже…? какие вызывает ассоциации?)

проведение опроса с целью проверки изученных знаний и понимания изучаемого – учебный диалог, мозговой штурм.

Этап целеполагания и мотивации (этап вызова, слайд 11)

Технологии:

развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, компьютерного обучения.

Методы и приемы обучения:

подготовка к формулированию темы и задач урока на основе предложенного учителем учебного материала (проблемного вопроса, задания, интриги);

привлечение внимания учащихся, обеспечение необходимой мотивации;

сотрудничество с учащимися в постановке задач урока;

постановка уровневых целей;

постановка привлекательной цели;

постановка целей через показ конечных результатов занятия;

дополнение реальной ситуации фантастикой.

Этап изучения нового материала (слайд 12)

Технологии:

развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации (на двух уровнях), модульного обучения, КСО, проектного обучения, компьютерного обучения, игровые технологии.

Техники, методы и приемы обучения:

активные действия учащихся с объектом изучения;

максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами деятельности;

работа с определением понятий;

использование аналогий (общие свойства при различном происхождении), гомологий (общие свойства и общее происхождение);

работа с учебником;

составление опорного конспекта, плана, алгоритма, таблицы;

изучение в экстрактивном режиме (рассказ, лекция, сообщение, объяснение);

изучение в интроактивном режиме (модульное, программное, компьютерное обучение);

изучение в интерактивном режиме (проблемное, проектное, адаптивное обучение, КСО).

Этап закрепления новых знаний и способов деятельности (слайд 13)

Технологии:

развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, компьютерного обучения.

Методы и приемы обучения:

взаимообмен заданиями и вопросами;

вопросно-ответное обобщение;

использование алгоритма рассуждений;

обращение к субъектному опыту;

перенос знаний в частично измененную ситуацию;

придумывание заданий, вопросов, задач;

“опрос эксперта”;

интеллектуальный марафон;

использование заданий, повышающих интеллектуальную активность;

выдвижение гипотез, предложений.

Этап обобщения и систематизация знаний и способов деятельности (слайд 14)

Технологии:

развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, проектное обучение, компьютерного обучения.

Методы и приемы обучения:

техника кооперации (работа в группах с различными видами заданий, работа над проектом);

составление карты мыследеятельности (что привело к открытию того или иного закона…);

моделирование;

построение “дерева” темы;

мозговой штурм в устной и письменной формах;

техника пересечения тем (пример: пересечение на “деревьях” нескольких тем – стрелочками);

учебные ситуации и игры;

обобщающие и структурно-логические таблицы, схемы.

Этап контроля и самоконтроля (слайд 15)

Технологии:

уровневой дифференциации, проблемного обучения, КСО, модульного обучения, проектное обучение, компьютерного обучения.

Методы и приемы обучения:

разноуровневые контрольные и самостоятельные работы;

тестовые задания (открытые и закрытые);

задания на выделение всех признаков понятия и их связи друг с другом;

задания на конструирование нескольких способов выполнения одного и того же задания;

использование нестандартной ситуации для применения проверяемых знаний;

рейтинговые задания;

задания с противоречивыми данными.

Этап информирования о домашнем задании (слайд 16)

Технологии:

развивающего обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, проблемного обучения, проектного обучения

Методы и приемы обучения:

трехуровневые домашние задания;

постановка интересных учебных проблем и

заданий с поиском их решений;

творческие задания (моделирование, конструирование, сочинение, реферат и др.)

техника особых заданий;

групповые задания творческого характера.

Этап подведения итогов учебного занятия (слайд 17)

Методы и приемы обучения:

соотнесение поставленных задач с конечным результатом урока;

краткость и емкость анализа;

определение мер последующей работы с теми, кто затрудняется;

планирование работы на следующее занятие;

“лист обратной связи”;

“незаконченные предложения;

“письмо учителю”;

взаимная благодарность за сотрудничество.

Приведу примеры, используемые в моей практике.

Первый пример: (к слайду 15, “Контроль и самоконтроль”)

1. Тестовые задания (открытые закрытые):

8 класс, Тема “Атомы химических элементов”, “Простые вещества”, тестирование.

Дифференцированные задания по некоторым темам, которые могут быть использованы при тематическом обобщении знаний. При разработке заданий учитывалась необходимость формирования качественных знаний, при этом у школьников формировалось целостное видение объекта, а через систему упражнений - осознанность знаний. Задания можно использовать по вариантам, при этом следует указать учащимся один из объектов рассмотрения. В качестве примера иллюстрирующего данный подход к проблеме дифференциации предлагаю задания для самостоятельной работы по темам “Атомы химических элементов”, “Простые вещества”.

После изучения данной темы учащиеся должны уметь:

  • называть изученные вещества по их химическим формулам;
  • определять по химическим формулам качественный и количественный составы вещества: простое или сложное вещество, определять молекулярные массы;
  • степень окисления атомов химических элементов в бинарных соединениях;
  • вид химической связи;
  • типы кристаллической решетки;
  • физические свойства веществ: металлов, щелочных металлов, неметаллов, галогенов;
  • составлять химические формулы, используя степени окисления элементов;
  • вычислять по химическим формулам: относительную молекулярную и молярную массы, массовую долю химического элемента в сложном веществе, относительную плотность в сложном веществе; массу и количество вещества;
  • проводить расчеты по формулам.

Текст самостоятельной роботы для учащихся 8-го класса:

Вариант 1

Уровень 1 (базовый)

Выберите правильные ответы.

1. Ковалентная полярная связь в молекуле простых веществ, например, в молекуле хлора  образуется:

а) между атомами металла и неметалла;
б) между разными атомами неметаллов;
в) между атомом серы и атомом хлора;
г) между одинаковыми атомами неметаллов;
д) за счет перехода электронов от одного атома к другому

2. Металлическая связь в металлах, железе образуется:

а) между атомом металла и неметалла;
б) между одинаковыми атомами неметаллов;
в) между атомом хлора и атомом металла;
г) между металлами;
д) за счет перехода электронов, общих для всех ионов металла.

Уровень 2 (хорошо)

3. Установите соответствие. Ответ запишите в виде 1-2-1.

Формула вещества

Вариант 1

1. С.
2. Fе
3. Zn
4. I 2

Вариант 2

1. Н 2
2. N 2
3. С1 2
4. Si

Вид химической связи

1. Ковалентная неполярная
2. Металлическая

Типы кристаллической решетки

1. Молекулярная
2. Металлическая
3. Атомная

Уровень 3 (отлично)

4. Предскажите вид химической связи и тип кристаллической решетки по следующему описанию вещества: твердые при обычных условиях, имеет низкую температуру плавления и характерный запах, плохо растворимо в воде, неэлектропроводно (твердое при обычных условиях, пластичное. Имеет металлический блеск, хорошо проводит электрический ток).

Таким образом, уровневую дифференциацию можно назвать верным шагом к тому, чтоб сделать ведение уроков химии интересным и в какой-то мере увлекательным для всех учащихся, тем самым, вовлекая их в образовательный процесс. Дифференцированный подход позволяет каждой личности самореализовываться, удовлетворять потребности каждого ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а также учит адекватно оценивать свои знания.

Необходимо признать тот факт, что уровневая дифференциация, как метод улучшения качества получаемых знаний, дает существенные результаты, а главным положительным итогом дифференцированного подхода к обучению учащихся на уроках химии является рост познавательного интереса к предмету.

Второй пример (к слайду 15, “Контроль и самоконтроль”)

1. Разноуровневые контрольные и самостоятельные работы:

8 класс, тема “Атомы химических элементов”, разноуровневая контрольная работа:

Задание №1.

1-ый уровень. Расположите химические элементы в порядке: а) возрастания неметаллических свойств - фосфор, сера, кремний; б) возрастания металлических свойств - галлий, алюминий, индий.

2-ой уровень. Расположите химические элементы в порядке: а) возрастания неметаллических свойств – фосфор, хлор, магний; б) возрастания металлических свойств - галлий, бор, таллий.

3-ий уровень. Расположите химические элементы в порядке: а) возрастания неметаллических свойств – галлий, бор, индий; б) возрастания металлических свойств - фосфор, натрий, алюминий.

Анализ заданий показывает, что 1-ый уровень требует воспроизведения знаний – элементы названы подряд и требуют расположения по закономерности зависимости свойств от положения элемента в периоде; 2-ой уровень предлагает элементы не подряд, а с пропусками, и вряд неметаллов включен металл и наоборот, в ряд металлов – неметалл; 3-ий уровень предлагает задание на обратные линии зависимости в периоде.

Третий пример (к слайду 10, “Актуализация субъективного опыта учащихся”)

1. Выявление знаний, полученных на основе жизненного опыта учащихся.

Тема: свойства металлов

Проблема: почему растворы некоторых металлов имеют цвет, другие бесцветны

Учитель: в каких условиях цвет вещества или предмета не обнаруживается.

2. Построение ассоциативного ряда (на что похоже…? какие вызывает ассоциации?)

Тема: свойства металлов

Педагогическая задача: повторить физические свойства металлов

Какие ассоциации возникают у вас на словосочетание “цветная химия”

Четвертый пример (к слайду 11 “Целеполагание, мотивация (вызов)”)

1. Подготовка к формулированию темы и задач урока на основе предложенного учителем проблемного вопроса, задания, интриги.

Тема: химическая связь.

Педагогическая задача: мотивировать на изучение новой темы, создать интригу урока.

Учитель: У вас на столах лежат шарики разных цветов. Они символизируют атомы разных элементов.

Сделайте из этих шариков молекулу.

- Конечно, шарики скрепить можно чем-нибудь. Но ведь для нас эти шарики - атомы.

Как же соединяются атомы в молекулах? Давайте попробуем ответить на этот вопрос в течение урока. Итак, тема урока - связи между атомами, эти связи называют - химические.

На доске записывается тема урока. - Химическая связь.

2. Постановка привлекательной цели.

Тема: массовая доля вещества в смеси (растворе), решение задач и упражнений по теме “Металлы”.

Педагогическая задача: мотивировать на изучение новой темы, создать интригу урока.

Учитель: у всех девочек вашего класса золотые или серебряные сережки, а много ли золота в них? /Сделайте вывод, является ли серебряная медаль ХVIII Зимних Олимпийских Игр в Нагано 1998 года, серебряной с точки зрения химии? Ответ аргументируйте решением задачи.

Задача: найдите массу серебра и меди, входящих в состав серебряной олимпийской медали Игр 1998 года в Нагано, если известно, что масса медали составляет 250 граммов, а меди в ней содержится 18,75 г.

3. Постановка целей через показ конечных результатов занятия

Тема: моль, молярная масса

Педагогическая задача: мотивировать на изучение новой темы, создать интригу урока.

Учитель: можете ли вы сейчас сказать сколько молекул воды находится в стакане объемом 200 мл? к концу урока мы это узнаем без микроскопа и весов .

4. Привлечение внимания учащихся, обеспечение необходимой мотивации

Тема “Оксиды, гидроксиды и соли железа”

Педагогическая задача: мотивировать на изучение новой темы, создать интригу урока.

Учитель: Доктор: (держит в руках нож)

Вот еще одно развлечение: Кто даст руку на отсечение?

Пауза.

Жалко руку на отсечение?

Тогда нужен больной для лечения. (Приглашают к столу ученика из класса.)

Ассистент.

Оперируем без боли, 
правда, будет много крови.

Доктор.

При каждой операции
Нужна стерилизация.

Помогите, ассистент, дайте йод.

Ассистент.

Один момент! (Подает “йод” – раствор FeCI3.)

Доктор.

Йодом смочим мы обильно,
Чтобы было все стерильно. (Тампоном, смоченным раствором FeCI3, смазывает обильно руку “пациента”.)

Не вертитесь, пациент,
Нож подайте, ассистент!

(Скальпель “дезинфицирует” “спиртом” (раствором KSCN).

Доктор делает “разрез” ножом, смоченным обильно раствором KSCN, течет “кровь”.

Ассистент: (испуганно)

Посмотрите, прямо струйкой кровь течет,
А не вода!

Доктор.

Не волнуйтесь!
Живой водой я смою руку
И от раны – ни следа! (Смывает “кровь” ваткой, смоченной раствором нашатырного спирта.)

Пятый пример (к слайду 13 “Закрепление новых знаний и способов деятельности”)

1. Дело по душе

Тема “Химическая связь”

Педагогическая задача: обеспечить закрепление изученного материала с дозированной мерой помощи

Учитель: Составьте шаро-стержневые модели молекул веществ по формулам

H2O; N2, O2

или

- составьте схему образования ковалентной связи молекул H2O; N2, O2 с помощью конструктора или в тетрадях

или

- составьте алгоритм определения вида химической связи по формуле вещества.

Шестой пример (к слайду 16 “Информация о домашнем задании”)

1. Постановка интересных учебных проблем или творческие задания (моделирование, конструирование, сочинение, реферат и др.)

Тема “Металлы”

Учитель: для изготовления домашнего психрометра (прибора для определения влажности воздуха) используется хлорид кобальта (II) в качестве водочувствительного средства. Почему сухой хлорид кобальта (II), имеющий голубую окраску розовеет в присутствии воды?

В заключении замечу, что качество учебного занятия как системы зависит от уровня его целостности, которая определяется оптимальным набором элементов, соответственно структуре урока, различными приемами, методами, технологиями, видами работ, а также правильно поставленной задачей к каждому этапу.