Урок русского языка по теме "Лингвистическая игра "Выучи русский язык". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель: обобщение и систематизация полученных знаний.

Задачи.

Образовательные: закрепить изученный материал и проверить уровень знаний обучающихся.

Развивающие: развитие речевой культуры учащихся, логического мышления, умения вдумчиво работать с текстом, выделять в нем главное, сравнивать, анализировать, обобщать. Развитие памяти, творческих способностей и коммуникативных навыков.

Воспитательные: формирование умение работать в группе, в парах, индивидуально, прислушиваясь к мнению товарищей. Воспитание любви к русскому языку через создание ситуаций успеха.

Тип урока: урок обобщения и закрепления изученного.

Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Место работы в учебном плане: заключительный урок в конце учебного года.

Методы обучения: словесный, частично-поисковый, исследовательский.

Подготовительная работа: выполнение Д/з, повторение изученного, жеребьевка.

Актуальность: в период обязательной сдачи Единого Государственного Экзамена по русскому языку после 9 и 11 классов актуально повторение и закрепление изученного материала через заинтересованность нестандартными формами и методами работы.

Оборудование урока: карточки с заданиями для групп, таблицы, музыкальное сопровождение.

Ход урока

Орг. момент. Две команды учащихся рассаживаются за столы, на которых лежат чистые листы и ручки, словари. За отельным столом сидят члены жюри – учителя русского языка, задача которых – оценить работу учащихся, подвести итоги, определить победителей.

Критерии оценок: 6 баллов – за особые знания русского языка.

5 баллов – задание выполнено правильно.

3 балла – задание выполнено с недочетами.

0 баллов – задание не выполнено.

2. Вступительное слово учителя на фоне музыкальной заставки. (П.И.Чайковский “Времена года”).

Наш урок-конкурс это радость коллективного поиска, правильного, умного и остроумного ответа и возможность для каждого участника проявить сообразительность, юмор, артистизм и продемонстрировать свои знания. Мы приветствуем гостей и участников. Удачи!

Выходят глашатаи (в костюмах).

Как сходилися-собиралися
Шестиклассники одаренные
Все – по выбору, по желанию
Разгуляться для праздника, поработати
И пришли наставники со коллегами
Со журналами и тетрадями
Оцепили места в кабинетах
Для важного дела лингвистического
И велел тогда учитель
Клич кликать звонким голосом:
“Ой, вы, добры молодцы и молодицы,
Творцы и таланты,
Вы потешьте гостей наших знаньями
Глубокими, всесторонними,
Без запиночки, без подсказочки,
Без шпаргалочки – наизусть
Выходите-ка на круг знаний
Группа на группу.
Кто побьет кого, того жюри наградит,
А кто будет побит – того оно простит”

I этап. Представление команд.

Команды представляют название, девиз, эмблему.

II этап. Путешествие в страну-грамматику.

Расставить знаки препинания, прочитать, соблюдая правильную интонацию.

Едят там вилками компот
Там пьют из чашек бутерброд
Из хлеба с сыром там котлеты
Из мяса свежего конфеты
С начинкой сладкой суп с фасолью
В тарелках все там варят с солью.

III этап. Кто быстрее?

Исправьте знаки препинания, прочитайте, соблюдайте правильную интонацию.

  1. пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
  2. Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.
  3. Коля стоял во дворе, который был огорожен забором и ждал брата.
  4. Когда я вчера шел с грохотом и шумом, промчался поезд

IV этап. Путешествие в страну-орфоэпию.

Найдите ошибки в произношении слов.

1) В кабинете директора ТЮЗа раздался звонок, он снял трубку.

- Вам звОнит учительница.

- Не верю, - сказал директор и положил трубку.

Почему директор ТЮЗа не поверил звонившей?

2) Почему учительницу кинофильма “Доживем до понедельника” возмутила фраза:

“Я им говорю: Не ложите в парту. А они все ложут и ложут”.

V этап. Конкурс грамотеев.

Определи род существительных. При выполнении следующего задания удача ждет ту команду, которая знает, как правильно определить род несклоняемых имен существительных и существительных, имеющих форму только множественного или единственного числа. Также необходимо уметь правильно их согласовать с именами прилагательными. Вместо четочек вставьте пропущенные окончания.

В дебрях Африки ученый вел дневник. Он носил его с собой в сумке, но первая страничка пострадала от дождей, некоторые буквы размыло. Помогите ему прочитать страничку.

“Язык местного населения суахили. Приходится учить. Ну и труд_ же эт_ суахили.

Страшный зной. Пришлось смастерить на окнах хижины небольш_ жалюзи. Скучаю по родине, вспоминаю широк_ авеню, что виднел_ из окон моей квартиры. Очень устаю. Единственное спасение – крепк_ черн_ кофе. Одна чашка так_ кофе сразу поднимает работоспособность.

Туземцы подарили мне говорящ_ какаду. И маленьк_ забавн_ шимпанзе. Котор_ я назвал Эльзой.

VI этап. “Угадайте слово”

  1. первая буква его стоит в алфавите перед буквой Т, вторая – после О, третья – перед Б, четвертая после Р, пятая – после З, шестая – перед В, седьмая – перед П. (Спасибо)
  2. Первая буква его стоит в алфавите перед буквой К, вторая – после Ж, третья – перед Г, четвертая – после З, пятая – после М, шестая – перед К, седьмая – перед У, восьмая – после Д. (Извините)

VII этап. “Кто быстрее?” Загадки на сообразительность.

  1. В каком слове 7 букв О? (Обороноспособность)
  2. Выходили двенадцать молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей. О чем идет речь? (Месяцы, недели, дни)
  3. Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов? (С-О-С-НА)
  4. Из каких трех предлогов можно составить название домашнего животного, которое олицетворяет 2015 год? (К-О-ЗА)
  5. Из каких четырех предлогов можно составить название важной принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в поездку? (НА-С-О-С)
  6. Из названия каких двух букв можно приготовить еду? (КА-ША, У-ХА)
  7. Названия каких двух букв составляют эпоху? (ЭР-А)
  8. Назовите слова, в которых пишутся подряд три буквы Е. (ЗМЕЕЕД, ДЛИННОШЕЕЕ)

VIII этап. Подведение итогов.

Жюри вручает призы:

- “за знания”,

- “за творчество”,

- “за активность”,

- “за старание”.

Материалы для учителя:

  1. М.М.Казбек-Казиева. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. М. Айрис-пресс, 2005 г.
  2. Л.Петрановская. Игры на уроках русского языка. Пособие для учителя. М. Наука, 2009 г.
  3. И.Д.Чаплыгина. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М. Владос, 2010 г.
  4. О.Н.Киселева. Методика преподавания русского языка. Учебное пособие. –Томск: Издательство Томского университета, 2005 г.
  5. П.И.Чайковский. “Времена года”.

Список литературы для учащихся:

  1. Внеклассные мероприятия по русскому языку. (Серия “Внимание: опыт”). / Под ред. Е.А.Евлампиевой. – Чебоксары: “Клио”, 2009 г.
  2. А.И.Горшков. Русская словесность. От слова к словесности. Учебное пособие. М. Просвещение, 2000 г.
  3. В.М.Бурмако. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся. М. Просвещение, 2009 г.
  4. Г.И.Климовская. Русская орфография – быстро и надежно. Таблицы. Алгоритмы. Упражнения. Часть I-II. Томск, 2005 г.