Повторение и обобщение по русскому языку в 5-м классе на тему «Местоимение как часть речи»

Разделы: Русский язык


Цель урока: обобщить знания о местоимении как части речи.

Задачи урока: формировать умение выделять существенные признаки и свойства; развивать память, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь; формировать положительную мотивацию к обучению.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Фронтальный опрос.

- Назовите известные вам части речи?

- Приведите примеры.

– Местоимение – самостоятельная часть речи?

– Называет лицо, предмет, явление?

– Указывает на лицо, предмет, явление?

– На какие вопросы отвечает?

– Бывают местоимения множественного числа?

– Местоимения употребляются с предлогами?

– Как пишутся местоимения с предлогами ?

– Местоимения 2-го лица изменяются по родам?

– Буква н после предлогов пишется у местоимений первого лица?

Обобщение изученного о местоимениях.

1) Работа на доске.

Задание: Записать словосочетания, подчеркнуть местоимения, на что они указывают, указать падеж местоимений.

Поздравляю тебя, встречаю его, дарю ей, позвоню вам, горжусь ею, приношу ему, напишу им, доволен тобой, отвечают тебе.

Ответ:

  • Поздравляю тебя – Р.п.
  • встречаю его – Р.п.
  • дарю ей – Д.п.
  • позвоню вам – Д.п.
  • горжусь ею – Т.п.
  • приношу ему – Д.п.
  • напишу им – Д.п.
  • доволен тобой – Т.п.
  • отвечают тебе – Д.п.

Местоимения указывают на предметы, но не называют их.

2) Выборочный диктант.

Выписать местоимения, указать число, лицо.

Я буду кататься с горки. Ты будешь кататься на коньках. Он пойдёт на лыжах. Мы будем кататься с горки. Вы будете кататься на коньках. Они пойдут на лыжах.

Ответ:

  • Я – ед.ч. 1 лицо
  • Ты – ед. ч. 2 лицо
  • Он – ед. ч. 3 лицо
  • Мы – мн. ч. 1лицо
  • Вы – мн. ч. 2 лицо
  • Они – мн. ч. 3 лицо

3) Синтаксический разбор предложения.

Караваны птиц надо мною летят.

Задание:

- Чем выражены главные члены?

-Чем выражено дополнение надо мною? Поставьте вопросы.

– Как пишется предлог с местоимением?

– Определить лицо и число местоимения.

4) Упражнение на замену.

Задание: заменить местоимение 3 лица мн. числа местоимением 1 лица ед. числа по образцу:

не сомневаешься в них – не сомневаешься во мне.

Обратишься к ним, встретишься с ним, заботишься о них.

Ответ: Обратишься ко мне, встретишься со мною, заботишься обо мне.

5) Творческий диктант.

Составить небольшой текст, используя эти слова.

За ягодами.

Полянка, земляника, трава, ягоды, кусты, серая спинка, ушки, заяц, волк, тишина, опушка леса.

6) Выборочный диктант.

Из четверостиший, которые рассказывает учитель, надо выписать местоимения, объяснить, на что они указывают.

Воробей, чего ты ждёшь?
Крошек хлебных не клюёшь?
Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.

С одуванчиком, друзья,
Не поймёшь, в чём дело…
Жёлтый венчик помню я
А теперь он белый.

Ответ: ты, я, я, он

7) Задание “Хитрые вопросы”.

  • Какие три местоимения самые чистые? (Вы-мы-ты).
  • Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (Я-мы).
  • Какое местоимение требует чистоты? (Мой).
  • Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (Я: “ячество” - признак нескромности , я – последняя буква алфавита).

8) Спишите, ставя местоимения в нужном падеже.

  1. (Я) тогда было, вероятно, года четыре, а сестре около двадцати. Она брала (я) на прогулки. (Она) нужно было только выбрать цветок, а я, бегавший возле (она), приводил в исполнение её желания.
  2. 2. Ближайший лесочек был для (мы) своеобразным контрольным участком: появились грибы в (он) – можно идти в другой, большой лес.

3. Для (я) дороже всего в лес, когда в лесу ещё сумрачно, и тихо, и нетронуто, и под первой же елью ждёт (ты) твой первый гриб.

Ответ: мне, меня, ей, неё, нас, в нём, меня, тебя

9) Подведение итогов.

Какое местоимение вы употребите, когда будете рассказывать что-нибудь о себе?

- Какое местоимение вы употребите в разговоре с товарищем?

- А какое в беседе о товарище, который не участвует в разговоре?

10) Домашнее задание:

  • Параграф 22, упражнение № 114.
  • Прочитайте текст, пользуясь приёмами изучающего чтения. Перескажите сказку. Выпишите местоимения, укажите их лицо, падеж и число.