Внеклассное мероприятие в 5–7-х классах по теме «История славянской письменности»

Разделы: Внеклассная работа


Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

Задачи:

  • обучающие: обобщить сведения, полученные на предыдущих занятиях, формировать умения комментировать, анализировать исторические изменения, происходившие в письменности с течением времени;
  • развивающие: формировать духовно-нравственную сферу личности ученика через внимательное и вдумчивое изучение материалов по истории письменности;
  • воспитательные: пробудить интерес к познанию культуры своего народа, культуры других народов мира.

Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний

Цель: подготовить учащихся к восприятию нового материала, актуализировать ранее усвоенные знания.

Учебная задача: создание проблемной ситуации.

Назначение ребуса в названии темы – прогнозирование названия раздела, мобилизация внимания детей, создание эмоционального настроя, располагающего к работе.

Презентация.

На доске:

И 100 ‘3 Я письменности

Вступительное слово учителя.

Когда-то народы были бесписьменными. Кое-где такие народы существует и в наше время. Как же они обходились без письменности. У каждого народа есть свои сигналы – символы. Отгадайте, что обозначают эти символы?

а) символ Олимпийских игр;

б) символ медицины;

в) сигнал опасности;

г) движение по кругу;

д) стоянка запрещена

В прошлом веке люди слышали колокольный звон. Он мог быть сигналом радостных событий или сигналом тревоги.

Давным-давно на острове Крит жило чудовище, наполовину человек, наполовину бык. Его звали Минотавр. Каждые девять лет греки должны были посылать ему страшную дань – семь юношей и семь девушек, которых он пожирал. Никто не мог победить Минотавра. И никто не мог от него спастись. Жил Минотавр в лабиринте, в котором были такие запутанные коридоры и переходы, что выйти из него были было невозможно. И вот отважный юноша по имени Тесей решил избавить людей от Минотавра он снарядил корабль для отплытия на Крит на корабле были разные паруса: одни чёрные, а другие белые. Перед тем как отплыть на Крит, Тесей условился со своим отцом так. Цвет парусов, под которым корабль вернётся из плавания, будет сигналом победы или гибели.

И вот сильный, умный и отважный Тесей победил Минотавра, благополучно выбрался из лабиринта и отправился в обратный путь. Он был так счастлив, одержав победу, что совсем забыл об уговоре с отцом, а тот целыми днями стоял на берегу, всматриваясь в морскую даль, что совсем забыл об уговоре с отцом. И вот счастливый Тесей приблизился к родным берегам. Но ...его корабль шёл под парусами, обозначающими поражение и гибель. Увидев издали корабль, и, разглядев его паруса, отец бросился со скалы в море и погиб.

I. Сообщение темы и целей занятия.

Cегодня я предлагаю совершить путешествие в музей Истории письменности...Я буду экскурсоводом, а вы – моими ассистентами. Наше путешествие рассчитано на 3 экскурсии. В пути нам необходимо вести “Путевой дневник” (ПД.). В него мы будем заносить наиболее важные открытия.

Люди знают, кто придумал электродвигатель и антибиотики, конституцию и компьютер. Но эти изменения, изменившие жизнь человечества, никогда не состоялись бы, если бы в древности кто-то, чьих имен мы никогда не узнаем, не изобрел письменность. Времена, когда не существовало письменности, так и называют – доисторическими. Первые шаги на пути создания письма были сделаны человечеством 20–30 тысяч назад.

II. Вступительная беседа

- Как развивалось бы человечество, если бы ему пришлось передавать всю информацию только устным способом?

- Почему возникла необходимость появления письменности? (Для сохранения информации.) Наилучший способ сохранения информации и передачи исторических знаний – это письменность. Поэтому такую ценность для ученых имеют письменные источники.

- Какие письменные источники вы знаете? (Хроники, грамоты, договоры, указы, дневники, летописи.)

Итак: Письменные памятники – это все типы записей, сделанные на различных материалах: камне, глине, дереве, берёсте или бумаге. 

III. Работа по теме занятия

1. “Предметное письмо”.

У древних людей существовали простые способы записывать события или передавать известия. Если племя хотело объявить другому войну, оно посылало ему копьё или стрелу. А если речь шла о мире, посылали табак и трубку в придачу или зеленую ветку.

Древнегреческий историк Геродот рассказывал, что когда могущественный и непобедимый персидский царь Дарий I вел против кочевников-скифов войну, которая “затягивалась и конца ей не было видно”, скифские цари отправили к Дарию вестника с дарами. Это были птица, мышь, лягушка и пять стрел.

Персы спросили посланца, что означают эти подношения, но тот ответил, что ему приказано только вручить дары и как можно скорее возвращаться. Персам предстояло самим понять значение этих даров...

- Как бы вы разгадали смысл послания? 

Персы собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и потому принесли ему в знак покорности землю и воду, ибо мышь живет в земле, лягушка обитает в воде, птица, быстрая как конь, – знак бегства, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Один из мудрых мужей, сопровождавших царя с ним не согласился. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: “Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами”. Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: самоуверенный царь Дарий потерпел поражение от скифов.

Когда-то с него и началась история письменности.

- Удобен ли был такой способ письма? Почему? (Понять письмо можно было по-разному.)

2. Вампумы и кипу

Вампумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или пояса, сплетенные из таких шнуров. Североамериканские индейцы использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы.

Свое древнее значение цвета сохранили и сейчас. С ними мы сталкиваемся в самых различных ситуациях. Враг выбрасывает белый флаг – значит, просит перемирия, человек весь в черном – траур по умершему. Сигналы на корабле, светофор, маяк...

Самый популярный вид предметной письменности древних индейцев – шнуры с узелками, которые назывались – кипу (узел).

К основной, толстой веревке в строго определенном порядке прикреплялись более тонкие шнуры, каждый из которых имел свой цвет, свое значение. Кроме того, имели значение толщина и длина шнуров, число и форма узлов. С помощью этих узелков выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет.

- Вы можете прочитать, что здесь написано? 

Прочитать такое письмо было нелегко. Нужно было обращать внимание на толщину шнурков и на то, как завязан узел, какие узлы рядом.

3. Пиктография

- А почему на своих первых рисунках люди рисовали животных? 

Первобытный человек рисовал не ради развлечения, а для того, чтобы передать какое-то содержание или запечатлеть событие. “Нам никогда не узнать, как это происходило”, – может быть, подумаете вы. И все-таки был человек, который рассказал нам о создании письменности так живо и красочно, как будто он видел все сам. Это американский поэт, который жил в прошлом веке, Генри Лонгфелло. Свою книгу о вожде индейцев по имени Гайавата Лонгфелло назвал “Песнь о Гайавате”. Русскими стихами ее пересказал писатель Иван Алексеевич Бунин. Легендарный вождь индейцев горевал о том, что люди не могут передать своим потомкам то, что они сами знают и умеют. Все знания исчезают – растворяются во времени.

4. Работа с пиктограммой

Белый круг был знаком жизни,
Чёрный круг был знаком смерти;
Для земли нарисовал он
Краской линию прямую,
Для небес – дугу над нею,
Для восхода – точку слева,
Для заката – точку справа, 
А для полдня – на вершине.
Все пространство под дугою
Белый день обозначало, 
Звезды в центре – время ночи,
А волнистые полоски – 
Тучи, дождь и непогоду.

5. Появилось письмо – появился вопрос: “Как читать?”

Редьярд Киплинг в сказке “Как было написано первое письмо”.

“Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья”. А попросту её звали Таффи.

Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но тут им не повезло: у отца сломалось копьё. Таффи подумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала новое копьё.

Было очень досадно, что никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменности ещё не существовало.

В это время по берегу шёл Незнакомец, который не понимал их языка. Таффи решила направить его к маме за копьём. На куске берёзовой коры она процарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьём в руке, другое копьё, которое нужно принести, самого Незнакомца с копьём в руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашёл дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьём в руке.

Таффи думала, что на этих рисунках всё понятно. Однако Незнакомец “прочёл” эти рисунки по-другому. Он подумал, что отец Таффи – вождь племени и что он в опасности. “Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон”, – подумал он. (За врагов с копьями он принял бобров которых девочка изобразила очень много.) “Я пойду и приведу ему на выручку всё его племя”, – решил Незнакомец.

И уже совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама “прочла” его так. Она подумала, что Незнакомец проткнул её мужа копьём, сломал ему руку, напугал девочку, и целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и её отцу сзади (она тоже приняла бобров за врагов). Ох, и досталось же Незнакомцу от разъярённых женщин этого племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка. Оказывается, написать письмо – это только полдела: нужно ещё уметь его прочитать.

Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал: “О Девочка-котрую-надо-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья, ты сделала великое открытие!.. Придёт день, когда люди назовут его умением писать!”

6. Рисование письма-рисунка

“Жди меня около дерева на углу футбольного поля в 3 часа дня – мы пойдем ловить рыбу”. Ученики работают в группах по 4 человека

7. Разгадывание рисунка-пиктограммы

Много веков пользовались рисуночным письмом люди, но, как оказалось, не все граждане земного шара отказались от таких писем и в XX веке. В 1948 году вожди нескольких индейских племен послали президенту США письмо, очень озадачившее чиновников Белого дома. Индейский писец на куске коры нарисовал нескольких животных, соединив их глаза и сердца какими-то линиями. Рядом он нарисовал контуры озера, знакомого американцам по географическим картам.

Нашелся переводчик, который все расшифровал. Вот что означало послание индейцев: “Племена Журавля, Трёх Куниц, Медведя, Морского Человека и Морского Кота поручили в едином порыве сердец (это изображено линиями, соединяющими все фигуры.) главе племени Журавля обратиться с просьбой к президенту о разрешении им переселиться в места, которые обозначены в прошении”.

- А где употребляется рисуночное письмо в наше время? (на вывесках магазинов, в дорожных знаках ...Изображение черепа с костями на трансформаторной будке или аптечном ярлыке, изображение молнии на линии электропередачи предупреждают от опасности.)

8. “Картинопись

Письмо ацтеков можно было бы назвать картинописью: все книги – это серии цветных картинок.

9. Иероглифическое письмо

10. Клинопись.

Чёрные, кривые, от рождения немые,
Станут в ряд - сразу заговорят.

10. Славянская письменность.

В 863 в жизни славян произошло важное событие. Два учёных монаха, Кирилл и Мефодий, (из жизнеописаний святых Кирилла и Мефодия мы узнаем, что братья были родом из македонского города Солуни. Теперь этот город называется Салоники)

по заданию моравского князя Ростислава составили славянский алфавит, перевели много книг с помощью него. Первыми же были переведены “Апостол и Евангелие”.

Этот алфавит назывался “глаголица”, от слова глагол, что обозначает "речь”, "слово”. В первой славянской азбуке оказалось 40 букв. Называлась она “глаголицей”, а создали ее на основе трех христианских символов - креста, круга и треугольника, независимо от других азбук. Глаголица просуществовала всего три века.

Позднее, в Болгарии, их ученики изобрели вторую и главную славянскую азбуку - кириллицу, названную в честь Константина - Кирилла. Азбука кириллица оказалась наиболее удобной для славян, в ней используются некоторые греческие буквы.

Первые книги были рукописными и поэтому создавались очень медленно. Переписчиками были монахи. В тиши монастырских келий они старательно изо дня в день трудились над старинными текстами, любовно выписывали каждую буковку. Рукописи держали на коленях, в руках - гусиное перо, которое они обмакивали в баночку с чернилами. Красными писались заглавные, а черными все остальные буквы. Отсюда название “красная строка” - начало текста. Богато украшенные переплетами из кожи, сверкающие золотом, серебром и драгоценными камнями, книги считались большой ценностью, их берегли.

И вот в 16 веке создал Иван Федоров такой станок, где книги можно было печатать. 19 апреля 1564 года была напечатана первая книга.

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть красивыми, чтобы человек, впервые их увидевший, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

Кириллица просуществовала практически без изменения до времен Петра Великого, при котором были внесены изменения в начертания некоторых букв, а одиннадцать букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал  проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название “гражданский”.

Во второй половине 18 столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было прежде в славянской азбуке. Это буквы “э”, “я”, “и-краткое”, “е”.

В начале 20 века снова понадобилось упростить русский алфавит и правописание. Такую реформу провели в 1918 году. Указом Наркома просвещения упразднились буквы “и-десятеричное”, “ять”, “фита”, “ижица”, “ер” на конце слов.

Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобства. Кирилл и Мефодий прославляются как просветители славян во всем христианском мире. Память их празднуется 24 мая.

И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и бережно хранить в своей памяти имена Кирилла и Мефодия, первых славянских просветителей.

Викторина.

  1. В каком городе родились создатели славянской письменности — святые братья Мефодий и Кирилл?
  2. В каком году была создана славянская азбука?
  3. Являются ли слова “азбука” и “алфавит” синонимами?
  4. Объясните происхождение слов “азбука”, “алфавит”?
  5. Какие буквы были устранены из старославянской азбуки?
  6. Какие новые буквы были введены в славянский алфавит?
  7. Какие из книг были переведены первыми с греческого языка братьями Мефодием и Кириллом?
  8. В IX веке у славян появились две азбуки – кириллица и глаголица. Какая из них послужила основой для нашего русского алфавита?
  9. Как называется самая древняя из датированных книг, написанная на кириллице?
  10. Когда отмечается праздник славянской письменности и культуры?

Заключение.

Наша речь характеризует нас как личность. И от того, как мы умеем говорить, писать будет зависеть в жизни очень многое, потому что хороший язык - это путь к успеху.