Представление десятичных дробей

Разделы: Математика


УМК "Математика 5 класс" под редакцией А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С Якира.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

  • личностные: Формировать умение соотносить полученный результат с поставленной целью, объективно оценивать труд одноклассников.
  • метапредметные: Формировать умение действовать в соответствии с алгоритмом, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
  • предметные: Научить учащихся читать и записывать десятичные дроби. Представлять десятичную дробь в виде обыкновенной дроби и обыкновенную дробь в виде десятичной дроби.

Формы организации работы: фронтальная работа с классом, работа в парах, самостоятельная работа на первичное закрепление.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Структура и ход урока

I. Организационный блок (5 мин.)

Учитель приветствует детей и говорит, что сегодняшний урок он начнёт с чтения рассказа о приключении искателя клада “После долгих поисков Генри нашёл на чердаке карту, в которой было указано, где капитан Роджер спрятал свои сокровища. Приплыв на остров, отмеченный на карте, Генри увидел пещеру. На закрытом входе в эту пещеру ряд чисел 4 ; 6; 26; и надпись “прочитай числа и откроется вход к сокровищам”.

Учитель:

Назовите

а) натуральные числа;

б) смешанные числа;

в) обыкновенные дроби. Какие числа вы не назвали?

Ученики: два числа мы не могли прочитать, какие-то числа с запятыми.

Учитель: Знакомство с этими числами и будет темой нашего урока.

Запишите в тетради число, тему урока “Представление о десятичных дробях”

II. Мотивационный блок (3 мин.)

Учитель: Как называются непрочитанные числа ?

Ученики: Десятичные дроби

Учитель: Генри огорчился, он не смог тоже прочитать десятичные дроби, вход в пещеру остался закрытым. Мы можем помочь кладоискателю?

Ученики: Сможем, если научимся читать и писать десятичные дроби.

Учитель: Это и будет целью нашего урока.

III. Информационный блок.(10мин)

Учитель: Запишите в тетради, в столбик, смешанные числа: ; 42; ; 3;,

Посмотрите на экран, проверьте и оцените себя

Чем похожи эти числа? Что интересного заметили?

Ученики: У всех дробей в знаменателе единица и нули

Учитель: Мы будем записывать дробные числа по-новому, но не ко всем обыкновенным дробям можно применить новую запись. Кто догадался к каким?

Ученики: Только к тем у которых, в знаменателе единица и нули.

Учитель: Числа со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. условились записывать без знаменателя, такое число можно представить в виде десятичной записи, или, как говорят иначе, в виде десятичной дроби.

В XVI веке (1585 г.) нидерландский математик Симон Стевин предложил ограничиться в практических задачах только десятичными дробями и придумал для них более короткую и удобную запись, например:

=0,03; ; = 4,38 ; 5 = 5,003.

Назовите целую часть каждого числа. Назовите дробную часть каждого числа. Кто сделает вывод, о зависимости количества нулей в знаменателе от количества цифр после запятой.

Мы будем составлять алгоритм представления числа в виде десятичной дроби. Объясните, каким будет первый, второй, третий, четвёртый шаг алгоритма.

Ученики: (Учитель консультирует)

1. Записываем целую часть, и ставим запятую.

2. После запятой поставим столько точек, сколько нулей в знаменателе дробной части .

3. С последней точки записываем числитель, начиная с последнего знака.

4. В пустые места записываем нули. Так как эти числа равны, то десятичную дробь читают аналогично.

Учитель: Посмотрите на экран, проговорите каждый шаг, запомните алгоритм.

Запишите в тетради напротив ваших чисел их запись в виде десятичной дроби Проверьте и оцените себя (работа в парах)

IV. Практический блок (15 мин.)

Учитель: Выполните устно упражнение из учебника.

Дети читают 15 десятичных дробей.

Учитель: Прочитайте числа, которые не смог прочитать ГенриПещера открылась. Пройдя несколько метров Генри увидел вход в подземелье. 10 ступенек, по которым он спустится вниз, это 10 ваших правильных записей. Выполните у доски два номера учебника. 5 примеров (запишите в виде десятичной дроби числа); 5 примеров (запишите в виде обыкновенной дроби десятичные дроби)

Дети по очереди выходят к доске и делают записи.

V. Оценочный блок. (10 мин.)

Учитель: Наконец Генри увидел шкатулку, на крышке которой было написано “Ваши знания - ...” Выполните самостоятельно задания, выберите правильные ответы, запишите буквы им соответствующие и найдёте ключ к шкатулке.

Самостоятельная работа.

Запишите в виде десятичных дробей частные:

  • 3:10000=0,0003 К
  • 182:10=1,82 С
  • 631:10000=0,631 И
  • 74:1000=0,074 Л
  • 849:1000=0,849 A
  • 5405:100=54,05 Д .

Работа выполняется в тетрадях. Ответы проверяются и проговариваются с образцом на доске.

При проверке самостоятельной работы учащиеся устанавливают причины своих затруднений и корректируют их.

VI. Рефлексия (2 мин):

Учитель: Что самое главное получил Генри?

Ученики: Знания, потому что знания это клад.

Учитель: Какую задачу мы ставили?

Ученики: Научиться читать и записывать десятичные дроби.

Учитель: Что было наиболее сложным?

Постановка д\з.

Задаю два номера из учебника, один (запишите в виде десятичных дробей числа), второй на повторение (пример на все действия с числами).Кто желает, подготовит к следующему уроку ответ на вопрос “Кто в России впервые изложил учение о десятичных дробях