«Площадь прямоугольного треугольника». 4–й класс

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с понятием площади прямоугольного треугольника, путем самостоятельного решения проблемы.

Задачи:

  • через самостоятельную работу учащихся, организовать работу на уроке по открытию новых знаний;
  • ознакомиться с алгоритмом нахождения площади прямоугольного треугольника;
  • познакомить учащихся с понятиями катет и гипотенуза;
  • развивать логическое мышление, речь и память учащихся;
  • воспитывать аккуратность в выполнении чертежей и уважение к одноклассникам.

Оборудование:

  • проектор;
  • интерактивная доска MIMIO Studio;
  • учебник Математика 4 класс, часть 1, урок 38. Т.Е. Демидова, С. А, Козлова, А.П.Тонких;
  • программное обеспечение Блокнот MIMIO, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие).

2. Актуализация.

- Как вы хотите провести математическую разминку!

- Какие виды устного счета знаем (1 - диктует учитель, 2 - запись на доске (Слайд 1), 3 – придумываете вы)

- Выбираем!

Слайд 2

- Дайте название группе предметов на доске (геометрические фигуры – более широкое, треугольники – более узкое понятие).

- Придумайте задание к данному изображению (деление на группы, двумя способами).

- Назовите признак деления.

Слайд 3

- Гость на уроке у нас Незнайка! Ему необходима наша помощь!

- Незнайка делает ремонт в своей комнате, меняет линолеум, у него имеется некоторая сумма денег. Сколько? Очень хочется Незнайке постелить … как вы думаете какой? (Тот что подороже, так как он красивей!) Но он не понимает, хватит денег или нет.

- Как мы можем помочь? (Посчитать площадь комнаты)

- Как это сделать? (Нам не хватает размеров комнаты)

Слайд 4

- Как это сделать? (Необходимо разбить фигуру на части - прямоугольник и треугольник)

- Можно ли сразу в одно действие решить.

- Какую формулу мы должны вспомнить? (Площадь прямоугольника), а как найти площадь второй фигуры? (Достроить до прямоугольника)

- Решаем задачу… (Денег хватит!)

3. Постановка проблемы.

Слайд 5

- На доске слова, я загадали 3 из них. Отгадайте их. Вы мне можете задавать вопросы, на которые я могу ответить только да или нет (площадь, прямоугольный, треугольник).

- Три слова записаны в начальной форме. Что необходимо изменить, чтобы составить словосочетание.

- Составьте словосочетание, и вы узнаете тему нашего урока “Площадь прямоугольного треугольника”.

- Какое определение мы должны вспомнить? (Прямоугольный треугольник)

Слайд 6

- Но такой треугольник в геометрии особенный, так как стороны этого треугольника очень интересно называются.

- Попробуйте догадаться, где катеты, а где гипотенуза, прежде отметим прямой угол.

- Ну а вдруг Незнайка спросит вас, что такое гипотенуза, катет, что вы скажите? (Дается определение основных понятий, опираясь на чертеж)

Слайд 7

- На доске записано условие задачи, сформулируйте его и скажите, все ли слова понадобилось для формулировки.

- Запишите решение в тетради. Самостоятельно, кто решит, поднимаем руку. (S=(4х5):2=20 кв. см)

Для учеников, быстро справившихся с задачей, раздаются карточки. Приложение

Слайд 8

Для тех кто не решил!

- Не все справились с поставленной задачей. Почему? (Не знаем формулу площади прямоугольного треугольника)

- А может, обратимся к задаче Незнайке?

- Что мы делали, когда помогали Нашему сказочному герою? (Делили фигуру на прямоугольник и треугольник)

- Какой треугольник у нас получился? (Прямоугольный)

- Как находили площадь этого участка? ((ахв):2)

- Значит это и есть формула нахождения площади прямоугольного треугольника!

- Кто может не заглядывая в учебник сказать, как найти площадь прямоугольного треугольника, используя новые слова урока (катет)?

Физминутка – прошу вас найти глазками у нас в классе 5 прямоугольных треугольника (заранее заготовленных 6 штук, один не прямоугольный), на стуле вертеться можно… Как только кто-то найдет, встаем. Проверяем, собираем все треугольники на доску.

4. Закрепление.

Слайд 9

- Чтобы закрепить знания, начертите у себя в тетради небольшой прямоугольный треугольник.

- С чего будем начинать чертить, чтобы не ошибиться? (С катетов)

- Обозначьте катеты латинскими буквами а и в, запиши формулу, по которой мы будем находить площадь.

- Чтобы нагляднее представить, можно взять лист бумаги и сложить его пополам!

Слайд 10

- Сверьтесь с доской…

- Треугольники у всех получились разные. Найдите площадь вашего треугольника. Какой предмет вам понадобиться, чтобы выполнить это задание. (Линейка)

- Возникли у кого-нибудь сложности в выполнении этого задания?

(Получились нецелые сантиметры)

- Как вы вышли из затруднения? (Перечертили или перевели в миллиметры).

Слайд 11

- Прямоугольные треугольники вы нашли! Умеете их различать! А теперь перед вами дом, в котором мог бы жить Незнайка. Но еще не живет… Почему? (Не достроил).

- Представим, что строительство движется к концу. Осталась только внешняя отделка, необходимо закупить отделочный материал. Какой? (Вагонка)

- Из какого материала изготовляют вагонку? (Дерево и пластик)

- В каком виде продается она? (Дощечками)

- Как нам рассчитать? (Необходимо рассчитать площадь)

- Мы ему только подскажем, расчеты за него делать не будем.

- Новые знания, которые мы получили на уроке, нам пригодятся?

Слайд 12

- Начертим фасад дома, работаем у доски.

- Сколько прямоугольных треугольников здесь спряталось? (4)

- Поделите фасад на геометрические фигуры? Назовите.

- Какие площади необходимо рассчитать? (2 прямоугольника и 4 прямоугольных треугольника)

- Какие необходимо снять размеры, обозначим их латинскими буквами.

Домашнее задание.

Вывести формулу, то есть записать выражение для нахождения площади фасада и придумать любую задачу, связанную с темой нашего урока.

Слайд 13

- Некоторые ребята получили рабочие листы. Сейчас у нас есть возможность проверить, и вы самостоятельно оцените свою работу.

5. Итог урока.

- Чему научились?

- Что нового узнали?