Система по формированию общей мелкой моторики и речевого дыхания

Разделы: Логопедия


Мною подобраны упражнения на выработку речевого дыхания, развитие мелкой моторики и координацию речи с движением.

Воспитанники нашего детского сада имеют речевое заключение - дизартрию. У таких детей вследствие органического поражения ЦНС нарушаются двигательные механизмы, не развиваются общая и мелкая моторика. Речь характеризуется нечётким звукопроизношением, ритм дыхания нарушен, темп речи может быть ускоренным или замедленным. Устранению данных дефектов речи способствуют упражнения в игровой форме. Упражнения подобраны и систематизированы по изучаемым лексическим темам. Регулярное проведение таких упражнений позволяет:

  • выработать правильное речевое дыхание, оптимизировать газообмен и кровообращение, что способствует улучшению общего самочувствия, концентрации внимания;
  • стабилизировать общий тонус организма;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • улучшить фонематический слух;
  • формировать умение изменять модуляцию голоса;
  • улучшить ритмико-интонационную сторону речи;
  • повысить речевую активность;
  • оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.
Пальчиковая гимнастика Координация речи с движением Упражнение на дыхание
Осень
Грибы

Топ-топ-пять шагов,
Шагают пальчиками по столу
В туесочке – пять грибов.
Переплести пальцы обеих рук: “корзинка”, большие пальцы – “ручка”.
Мухомор красный –
Гриб опасный.
А второй лисичка –
Рыжая косичка.
На каждое название гриба загибают пальчик.
Третий гриб –
Волнушка, розовое ушко.
А четвёртый гриб –
Сморчок, бородатый старичок.
Пятый гриб – белый,
Ешь его смело!

Листья

Листья осенние тихо кружатся,
Кружатся на цыпочках, руки в стороны
Листья к нам под ноги тихо ложатся.
Приседают
И под ногами шуршат, шелестят, Движение руками: влево, вправо
Будто опять закружится хотят.
Поднимают и кружаться.

Упр.: “Подуем на листок”

Глубокий вдох через нос с поднятием грудной клетки (фиксация ладонью), длительный выдох с произнесением: “Фу-у-у”

Повторить с перерывом 4-5 раз.

Упр.: “Песенка гласных”

На выдохе пропевать гласные звуки:

А-а-а-а-а;
У-у-у-у-у

Овощи
Как-то вечером на грядке
Репка, свёкла, редька, лук.

Загибают пальцы по-одному

Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали вкруг.

Сжать кулачки

Рассчитались чётко тут же:
Раз, два, три, четыре, пять.

Разжимать пальцы по одному

Прячься лучше, прячься глубже,
Кулачки сжимают - разжимают
Я опять иду искать.

В огород пойдем
Урожай соберём.

Идут по кругу, взявшись за руки

Мы морковки натаскаем,
И картошки накопаем.

Имитируем действия

Срежем мы кочан капусты:
Сочный, круглый, очень вкусный.
Щавеля нарвём немножко
И вернёмся по дорожке.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Упр.: “Подуй в желобок”

Дети делают языком желобок и дуют в него.

Упражнение повторяется с перерывом 5-6 раз.

Упр.: “Песенка гласных звуков”

Пропевание на выдохе

А-а-а
У-у-у
Ау, уа.

Фрукты
Мы делили апельсин.
Много нас, а он – один:

“Разламывают апельсин” показывают 10 пальцев, 1 палец

Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа
Эта долька – для утят,

Загибают по одному пальцу, начиная с большого

Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура!

Бросательное движение пр. рукой

Он сердит на нас – беда,
Сжимаем кулачки
Разбегайтесь – кто куда!

“Бегут” пальцами по столу.

Садовник

Мы вчера в саду гуляли.

Идут по группе, взявшись за руки

Мы смородину сажали.

Изображают

Яблони белили мы:

Движения правой рукой: вверх - вниз

Известью, белилами.

Упр. : “Угадай фрукт по запаху”

Глубоко втягивают воздух через нос, пытаясь определить по запаху, какой это фрукт. Выдох через нос.

Упр.: “Тише – громче”.

На выдохе дети тянут гласный звук [и] то тихо, то громко по команде логопеда.

Игрушки
Игрушки

На большом диване вряд
Куклы Катины сидят:

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

Два медведя, Буратино,
Загибают поочерёдно все пальчики.

И весёлый Чиполинно,
И котёнок, и слонёнок.
Раз, два, три, четыре, пять,

Разгибают поочерёдно пальчики

Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

Лошадка

Я люблю свою лошадку.
Причешу ей хвостик гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Буратино.

Буратино потянулся,
Раз, нагнулся, два, нагнулся, три, нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Сопровождение действиями строк стихотворения.

Упр.: “Подуй на шарик”

Спокойный вдох (дети делают вдох, положив руку на грудь и чувствуют, что грудная клетка поднялась), подуть на шарик: “Фу-у-у” (почувствовать, что грудная клетка опускается). Упражнение с перерывом проводится 6-7 раз.

Посуда
Раз, два, три, четыре

Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши , повторить

Мы посуду перемыли:

Одна ладонь скользит по другой по кругу

Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку

Загибают пальчики по одному

Мы посуду перемыли

Одна ладонь скользит по другой

Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился.

Загибают пальчики по одному

Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали.

Удар кулачками, хлопок.

Вот большой стеклянный чайник,
Надули живот, одна рука на поясе, др. изогнута, как носик

Очень важный, как начальник
Вот фарфоровые чашки,

Присели, одна рука на поясе

Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,

Кружатся, рисуя руками круг

Только стукни- разобьются.
Вот серебряные ложки,

Потянулись, руки вверх сомкнуть над головой

Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принёс.

Легли на ковёр, вытянулись.

Упр.: “Буль-бульки”

Упр.: “Мы мычим”

Длительно произносить звук [м], используя тактильный контроль тыльной стороной руки логопеда и ребёнка.

Продукты питания
Компот

Мы будем варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:

Левая ладошка “ковшиком”. Указательным пальцем правой руки “мешают”

Будем яблоки крошить,

Загибаем пальчики по одному, начиная с большого.

Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.

Опять “варят” и “мешают”

Угостим честной народ.

На кухне

Как много у мамы на кухне работы,
Готовит она и борщи, и компоты.
Здесь тёрка морковке царапает нос,
Умчался бы чайник, да нету колёс.
Танцуют без устали звонкие ложки,
А ножик с картошки снимает одёжки.
И кружится сито, и скачет дуршлаг,
Вода в нём не держится просто никак!
Над мясом рычит мясорубка – тигрица,
Толкушке на полке опять не сидится,
Готова всё время толочь и толочь.
Одна с ними мама, ей надо помочь.
Когда я на кухне вожусь вместе с ней,

Обед получается вдвое вкусней.

Упр. “Остудим чай”

Развитие глубокого вдоха и выдоха, комбинированного дыхания (вдох через нос, выдох через рот).

Упр. “Закроем ворота”

Тактильный контроль выдыхаемой воздушной струи через нос при произнесении звука [и]

Чистоговорка

Еле-еле Лена ела,
Есть от лени не хотела.

Домашние птицы
Собрать горошины по одной на ударный слог.

Зёрнышки все, что хозяйка давала,
Курочка клювом по штучке склевала.

Петух

Ах, красавец – петушок!
На макушке – гребешок,
А под клювом-то бородка.
Очень гордая походка:
Лапы кверху поднимает,
Важно головой кивает.

Упр. “Подуй на перышко”

Упр. “Птичий двор”: повторить по 6 раз звукоподражания:

Наши уточки с утра – кря (6р)

Наши курочки в окно – ко (6р)

Наши гуси у пруда – га (6р)

Зимующие птицы
Это птичка – соловей,
Это птичка - воробей.

Дети загибают по одному пальчику

Это птичка – совушка,
Сонная головушка.
Это птичка – свиристель,
Это птичка – коростель.
Это птичка – злой орлан.

Машут, сложенными накрест ладонями

Птички, птички, по домам!

Машут обеими руками, как крыльями.

Среди белых голубей

Дети идут по кругу, в центре один ребёнок скачет.

Скачет шустрый воробей.
Воробушек – пташка,

Дети встают лицом в круг, идут приставным шагом

Серая рубашка.
Откликайся, воробей,

Воробей в кругу пытается вылететь.

Вылетай-ка, не робей.

УПР.: “Сдуй перышко”

Упр. “Кто как голос подаёт”.

Подняться на носки, вдохнуть воздух через нос; опускать на выдохе и произнести:

Ворона кричит “кар-кар”.
Воробей чирикает “чик-чирик”
Синичка голос подаёт “синь-синь”
Скороговорка на одном выдохе: воробей, воробей, лети к кормушке не робей.

Одежда. Обувь
Игра с варежкой

Маша варежки надела:
“Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!”
Маша варежку сняла:
“Поглядите-ка, нашла!”
Ищешь, ищешь и найдёшь:
“Здравствуй, пальчик,
Как живёшь?”

Перчатки

Потеряли котятки на дороге перчатки
И в слезах прибежали домой:
“Мама, мама, прости, мы не можем найти,
Мы не можем найти перчатки!”
“Потеряли перчатки? Вот плохие котятки!
Я вам нынче не дам пирога.
Мяу-мяу, не дам (2 раза)
Я вам нынче не дам пирога.”
Побежали котятки, отыскали перчатки!”
И, смеясь, прибежали домой.
“Мама, мама, не злись, потому что нашлись,
Потому что нашлись перчатки!”
“Отыскали перчатки? Вот спасибо, котятки!
Я за это вам дам пирога.
Мур-мур-мур, пирога (2 раза)
Я за это вам дам пирога”.

Упр. “Сдуй соринку с пиджака”

Упр. “Песенка гласных:

На выдохе пропевать гласные:
А-а-а-а
У-у-у-у
Ау, ои
Э-э-э-э

Скороговорка на два выдоха:

У девчонки, у Варюшки
Потерялись варежки.
Помогали две Валюшки
Искать Варе варежки.

 

Зима
Падал снег на порог.

Дети 2 раза медленно опускают ладони на стол.

Кот слепил себе пирог.

“Лепят” пироги.

А пока лепил и пёк,
Ручейком пирог утёк.

“Бегут” пальчиками по столу

Пирожки себе пеки

Опять “лепят”

Не из снега - из муки.

Снеговик

Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.

Дети идут по кругу, “катят” перед собой “ком”

Он превратился в толстый ком

Останавливаются, 2-руками показывают- круг

И станет ком – Снеговиком.

Показывают 3 – круга разного размера

Его улыбка так светла!

Показывают улыбку руками на лице

Два, глаза, шляпа, нос, метла.

Прикрывают ладонями: глаза, нос. Встают прямо, держа “метлу”

Но солнце припечёт слегка –

Медленно приседают

Увы! – и нет Снеговика.

Пожимают плечами, разводят руками.

Упр.: №1 “Снег”

Упр.: “Подуй на шарик” - на выдохе подуть на шарик “Фу-у-у” (упр. повторить 6-7 раз с перерывом).

Зимние забавы
Снежок

Раз, два, три, четыре.
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем – совсем несладкий.
Раз – подбросим, два – поймаем,
Три – уроним и сломаем.

Зимнее новоселье

А сегодня у зимы новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба.
А какой вышины? Вот такой вышины!
Белый коврик у порога.
А какой ширины? Вот такой ширины!
Погляди – ка, потолки ледяные
Высоки – превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем,
Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп.
- Здравствуй, зима!

УПР. “Согрей снежинку”

Вдох через нос, выдох резкий, теплым воздухом со звуком [х]

Упр. “Сдуй снежинку” №1

Упр. “Прокати снежный ком”

Новый год
Дед Мороз принёс подарки:

“Шагают” пальчиками по столу

Буквари, альбомы, марки,

Загибают пальцы на правой, затем на левой руке

Кукол, мишек и машины,
Попугая и пингвина,
Шоколадок пол -мешка
И пушистого щенка!

Делают из пальчиков мордочку с ушками

Гав! Гав!

С Новым годом! С Новым годом!

Стоят лицом в круг, кланяются

Здравствуй, дедушка Мороз!
Он из леса мимоходом

Идут по кругу с “ёлкой” на плече

Ёлку нам уже принёс.
На верхушке выше веток

Руки вверх, говорят на вдохе

Загорелась, как всегда,

Руки вниз на выдохе произносят фразу

Самым ярким жарким светом

Руки вверх говорят на вдохе

Пятикрылая звезда

Руки вниз говорят на выдохе

Упр.: “Сдуй снежинку”

Упр.: “Воет вьюга”

На выдохе пропевание звука [у], сменяя силу голоса.

 

Дикие животные
Есть у каждого свой дом

У лисы в лесу глухом

Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному на каждое животное

Есть нора - надёжный дом,
Не страшны зимой метели
Белочки в дупле не ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры.
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нём..

Удары ладонями и кулаками. Поочерёдно.

На водопой

Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой

Идут спокойно друг за другом

За мамой лосихой топал лосёнок,

Идут, громко топая

За мамой лисицей крался лисёнок,

Крадутся на носочках

За мамой ежихой катился ежонок,

Приседают

За мамой медведицей шёл медвежонок,

Идут в перевалку

За мамою белкой скакали бельчата,

Скачут вприсядку

За мамой зайчихой косые зайчата,

Скачут на выпрямленных ногах

Волчица вела за собой волчат,

Идут на четвереньках

Все мамы и дети напиться хотят.

Лицом в круг, нагнувшись, “лакая” воду

Упр. “Кто как голос подаёт?”

Поднять руки над головой, ладонями касаясь друг- друга- вдох через нос, опустить руки вдоль туловища, выдох. На выдохе пропевание гласных:

Волк воет – у-у-у
Медведь ревёт - э-э-э
Заяц испугался: и-и-и
Лисица удивляется: о-о-о

Скороговорка на одном выдохе: волки рыщут, пищу ищут.

Домашние животные
Дай молочка, Бурёнушка,

Дети показывают, как доят корову

Хоть капельку – на донышке.
Ждут меня котятки,
Малые ребятки.

Делают “мордочки” из пальчиков

Дай им сливок ложечку,
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,

Загибают по одному пальчику

Молочка для кашки!
Всем даёт здоровье

Снова “доят”

Молоко коровье.

Как мы поили телят.

Стало жарко, будто в печке,

Дети идут в хороводе

Замолчали птицы.

Идут; взмахивая хворостинкой

Мы телят погнали к речке -
Надо им напиться.
Дружок пёстрый, пёс дворовый,

Встать на четвереньки

Как навстречу бросился!

Прыжок в круг

Разогнал телят пугливых,

Бегут по кругу на четвереньках

Скачет, лает, косится….
Уж ходили мы, бродили

Идут в хороводе

По полям да стадам.
Уж мы так дружка бранили,

Останавливаются, грозят пальцем

Так что был не рад он.
Дружок пёстрый непослушный плёлся еле.

Идут по кругу на четвереньках

У бедняги даже уши от стыда висели.

Встают, ладошками изобр. висящие уши.

УПР.: “Кто дольше”

Учить сам-но следить за правильностью дыхания и распределением воздуха. Пропевание звука [ы].

Упр. “Кто как голос подаёт”.

Звукоподражание из нескольких звуков: мяу, му, бэ, гав, иго-го.

Скороговорка на два выдоха:. Свинья тупорыла, носом рыла, рыла, весь двор перерыла.

 

Мебель
Стоит в поле теремок,
На дверях висит замок.

Пальцы переплетены в замке

Тот замочек не простой,
Теремочек не пустой.

Разжимают пальцы

На полу там: стол и стул,
Вот кровать, чтоб ты уснул.

Загибают пальцы по одному на каждый предмет

Шкаф большущий у окна,
Полка с книгами видна.
Мы замочек открываем,

Сжать-разжать пальцы обеих рук.

В теремок гостей впускаем.

Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.

Маршируют на месте

В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку,

Тянутся на носках. Наклон.

Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.

“Садятся”

А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.

Ложаться на ковёр

А потом мы с котом
Посидели за столом.

Присели “пьют чай”

Чай с вареньем дружно пили,
Много мебели в квартире.

Маршируют.

Упр.: “Сдуй пушинку со стола”

Упр.: “Вода-водичка”.

На выдохе дети долго и громко тянут звук [с], когда из крана течёт сильная струя воды. Когда капают отдельные капли, дети произносят отрывисто и тихо “с-с-с-с”

Транспорт
Игрушки

Есть игрушки у меня:

Хлопки в ладоши, удары кулачками друг о друга

Паровоз и два коня,

Загибают пальцы на обеих руках

Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход
Самосвал, подъёмный кран-
Настоящий великан.
Сколько вместе? Как узнать?

Хлопки, удары кулачками.

Помогите сосчитать!

Ракета

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.

Маршируют

На носки поднимись,

Руки сомкнуты над головой, тянутся

А потом руки вниз
Раз, два, три- подтянись.
Вот летит ракета ввысь!

Бегут по кругу.

На выдохе, меняя высоту и силу голоса пропевать три гласных звука: ауи, эоа, иыу.
Профессии
Почтальон

Что принёс нам почтальон?

Сжимают и разжимают кулачки

С толстой сумкой ходит он.

“Шагают” пальчиками

Перевод, журнал, газету,

На каждое наименование загибают пальчик, начиная с большого.

В бандероли – две кассеты
И письмо от тёти Вали,
Чтоб её приезда ждали.

Плотник

Мастер в руки взял фуганок
Остро наточил рубанок,
Доски гладко отстругал,
Взял сверло, шурупы взял,
Доски ловко просверлил,

Имитация работы инструментами

Их шурупами свинтил,
Поработал долотом,
Сколотил всё молотком.
Получилась рама –
Загляденье прямо!

Восхищение

Прекрасный тот работник

Ходьба на месте

Зовётся просто - плотник.

Упр. “Футбол” - задуть мяч в ворота