Урок по окружающему миру "На суше - как дома"

Разделы: Начальная школа


Цель: знакомство с особенностями строения и образом жизни пресмыкающихся.

Задачи:

  • образовательные:  закрепить знания об участниках круговорота веществ, о земноводных;
  • развивающие:  развивать речь, память, мышление, внимание;
  • воспитательные:  воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, картинки с изображением змеи, черепахи, крокодила, ящерицы, учебник по окружающему миру 3 класс Обитатели ЗемлиI часть авторы Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А., рабочая тетрадь к учебнику окружающий мир 3 класс Обитатели Земли I часть.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Ход урока

I Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, садитесь!

II Актуализация знаний

- Сегодня мы продолжим разговор о живых участниках круговорота веществ.

- Кто является живыми участниками круговорота веществ? (производители – растения, потребители – животные; разрушители – грибы, микробы, дождевые черви, раки).

- Какие группы животных мы изучили? (простейшие, кишечнополостные, черви, моллюски, насекомые, пауки, ракообразные, рыбы, земноводные). Приложение 1 слайд 2

III Постановка проблемы (I тип)

в пространстве класса развешаны картинки (черепаха, крокодил, змея, ящерица, лягушка, рак, медуза) Приложение 2

- Угадайте, о ком мы будем говорить на уроке:

1.

Бегает среди каменей,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но ах! –
Удрала, а хвост в руках.
(ящерица)

2.

Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
- Подходи, кто очень смел.
(змея)

3.

В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход.
Кто навстречу поплыл,
Всех проглотил ...
(крокодил)

4.

Что за чудо? Вот так чудо:
Сверху блюдо, снизу блюдо,
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги.
(черепаха)

- Посмотрите на этих животных. Приложение 1 слайд 3

- Похожи ли они? (нет)

- Но такие разные животные образуют одну группу

- Может кто-нибудь знает как она называется? (пресмыкающиеся). Приложение 1 слайд 3

IV Выдвижение гипотез

- Животные совсем на друг друга не похожи, но учённые их объединили в одну группу.

- Какой возникает вопрос? (Почему объединили в одну группу, почему так назвали?)

- Какие у вас возникли предположения? (они питаются одинаковой пищей)

- Чем питается крокодил? (мясом)

- А черепаха? (листьями)

- Значит, гипотеза ошибочная.

- Еще, какие мнения есть? (у них общие признаки)

- По каким признакам будем сравнивать? (Скелет, покров тела, дыхание, размножение, место обитания) Приложение 1 слайд 4

V Решение проблемы

- Вам необходимо охарактеризовать своё животное по признакам Приложение 3

(каждой группе – определенное животное)

Признак змея черепаха ящерица крокодил
Скелет внутренний внутренний внутренний внутренний
Чем покрыто тело Сухая кожа, чешуя Панцирь, сухая кожа, чешуя Сухая кожа, чешуя Сухая кожа чешуя
Дыхание Легкие Легкие Легкие Легкие
Размножение Яйца Яйца Яйца Яйца
Место обитания Суша Суша, вода Суша Суша, вода

Приложение 1 слайд 4

Bдет сравнение по строкам

- Почему же таких непохожих животных объединили в одну группу – пресмыкающиеся? (у них общие признаки)

- Еще раз повторим, какие? (сухая кожа, дышат легкими, размножаются с помощью яиц, обитают на суше, редко в воде)

- Назовите однокоренные слова и синонимы к слову пресмыкающиеся. (пресмыкаться, прижиматься к чему-либо)

- Рассмотрите внимательно картинки ящерицы, черепахи, крокодила, как расположены у них лапы? (по бокам)

- Понаблюдаем, как пресмыкающиеся передвигаются. Приложение 1 слайд 5

- К чему же прижимаются, пресмыкаются эти животные? (пресмыкаются к земле)

Физминутка

- Встаньте, покажите, как двигается ящерица, черепаха, змея. (дети показывают)

VI Постановка проблемы (I тип)

- В какой местности можно встретить пресмыкающихся? (в жарких странах, там, где теплый и жаркий климат) Приложение 1слайд 6

- Почему они живут в жарких странах?

VII Выдвижение гипотез

- Какие мнения есть в классе? (в темноте плохо видят)

- Ящерицы не различают цвета, а змея плохо видит даже днем (предъявление факта)

- Какие у вас предположения? (им для жизни нужно тепло)

- Почему?

VIII Решение проблемы

- Сверим наши предположения, откройте учебник с.100-101, прочитайте самостоятельно.

- Совпали ли наши предположения?

- Что нового узнали? (У хладнокровных животных при похолодании замедляется обмен веществ, энергии выделяется мало, из-за этого они теряют активность. Они стараются распластаться на песке, чтобы быстрее согреться. Вот почему лапы у них располагаются по бокам тела, а не под брюхом. Их твердые щитки не растут вместе с телом, поэтому пресмыкающиеся линяют, как это делают насекомые. Под оболочкой яйца есть всё, что нужно для развития зародыша, включая и запас воды, поэтому из яйца молодое животное выходит уже самостоятельным) Приложение 1 слайд 6 (хладнокровные)

- В каком предложении заключается главная мысль? (пресмыкающиеся – настоящие наземные животные) Приложение 1 слайд 6

- Несмотря на то, что у пресмыкающихся общие признаки, они совсем не похожи друг на друга.

- Послушайте сообщения, которые подготовили ваши одноклассники.

Доклады. (ящерица, крокодил, черепаха, змея) Приложение 1 слайд 7–10

1.- Чем питается ящерица? (насекомыми)

- Как она поступает, если ее схватит хищник? (оставляет хвост, сама убегает)

2.- Как питаются змеи? (заглатывают пищу)

- С помощью чего убивают змеи добычу? (с помощью яда)

3.- Как часто питается крокодил? (некоторым крокодилам достаточно поесть один раз в год)

- Чем опасны крокодилы? ( у них очень острые зубы)

4.- Что у черепахи вместо зубов? (твердые челюсти)

- Какова функция панциря? (защищает от хищников)

Физминутка для глаз Приложение 1 слайд 11

- Проследите путь животных только глазками.

- Присесть, если назову пресмыкающиеся, хлопнуть в ладоши, если назову земноводное.

(лягушка, черепаха, змея, жаба, хамелеон, крокодил)

IX Реализация продукта

- Цирк переезжал в другой город, и питон ехал до вокзала в грузовой машине. Какой стала температура тела питона, когда приехали на вокзал, если на улице было +10о? +5о, +10о, +15о? (+10, т.к. у пресмыкающихся температура тела зависит от температуры окружающей среды)

- Поработаем в группах.

- Выполните №5 с.49 Что могло бы обеспечить детёнышам, вылупившимся из яйца, хорошее питание, защиту от непогоды и от хищников? (забота родителей)

- Пресмыкающихся раньше очень часто путали с земноводными, найдите отличия, выполнив №1 с.49 сверьте свои ответы с доской. Приложение 1 слайд 12

  • Если у вас ни одной ошибки поставьте себе “5”
  • 1-2 ошибки – “4”
  • 3 и более ошибок – рекомендую вам дома найти в тексте учебника объяснение непонятных вами вопросов.

X Итог, рефлексия

- Какова была тема урока? (пресмыкающиеся)

- На какие вопросы искали ответ? (почему непохожих животных объединили в одну группу, почему их назвали пресмыкающиеся, почему они любят тепло)

- Какой ответ можем дать? (Животные объединены в одну группу, т.к. они схожи по общим признакам: внутренний скелет, тело покрыто кожей и чешуей, легочное дыхание, размножаются на суше с помощью яиц. Эти животные хладнокровные, поэтому прижимаются к земле, вследствие эволюции лапы стали расти по бокам туловища).

- Закройте глаза

- Поднимите руки те, у кого возникли затруднения на уроке.

- Опустите руки.

- Поднимите руки те, кто осознал, почему ему было трудно.

- Опустите руки.

- Поднимите руки те, кому урок понравился.

- Опустите руки.

Оценивание

Д/З с.100–103 пересказ, р.т с.49 №2, 6; индивидуальные доклады (“Пресмыкающиеся рекордсмены”, “Такие непостоянные хамелеоны”)

Приложение 1 слайд 13

Спасибо за урок!