Урок окружающего мира по теме "Почему радуга разноцветная?"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • Формировать начальное представление о свете и цвете, научное мировоззрение.
  • Обеспечить опыт исследования и объяснения природного явления.
  • Познакомить детей с цветами радуги;
  • Развивать логическое мышление;
  • Воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, набор по волновой оптике для демонстрации прохождения света через призму, куклы-перчатки, раздаточный материал: пластилин, цветные карандаши, сигнальные карточки.

I. Организационный момент, сообщение целей урока. Мотивация.

Учитель: Девиз нашего урока

Дети говорят хором

Постараюсь все понять,
Многое хочу узнать.

Учитель: На какой вопрос Муравьишки мы сегодня ответим, вы узнаете позже, а сейчас давайте вспомним, что ответила Мудрая Черепаха, когда Муравьишка Вопросик спросил: Почему идет дождь и дует ветер?

II. Повторение изученного на прошлом уроке.

1. Театрализация.

Выходят дети на руках куклы-перчатки. Разыгрывают диалог. На вопросы девочки отвечают ученики, лишь затем ответы бабушки. (Куклы-перчатки способствуют постановке монологической и диалогической речи, развитию мелкой моторики кистей и пальцев обеих рук, учат общению)

Учитель: Маруся простудилась. Она лежала и смотрела на дождь. Марусе было видно только небо, полное дождя.

Маруся: Бабушка! Откуда дождь падает?

Учитель: Ребята, как вы думаете, что ответила бабушка?

Дети:......

Бабушка: Из тучи, ты ведь сама знаешь.

Маруся: А куда?

Дети: Капли воды, из которых состоят тучи, тяжелые. Они не могут долго держатся и падают на землю. Вот и получается дождь.

Бабушка: На землю, Маруся, на землю! Все падает на землю!

Маруся: А откуда тучи?

Дети: Вода испаряется – становится невидимым и прозрачным паром. Этот легкий пар с теплым воздухом поднимается вверх. А там на высоте, всегда холодно. Маленькие капельки соединяются и образуют крупные капли. Этих капель так много, что они все вместе превращаются в большое облако – тучу.

Бабушка: Вода испаряется с земли!

Маруся: Значит, дождь идет сначала снизу вверх, а потом сверху вниз?

Бабушка: Можно сказать и так.

Маруся: Значит, дождь идет все время!

Бабушка: А вот этого сказать нельзя!

Учитель: Ребята, а почему нельзя сказать, что “дождь идет все время”?

Дети: Когда вода испаряется, она становится прозрачным и невидимым паром, который поднимается от земли все выше и выше.

Маруся: Бабушка, бабушка, отгадай загадку! Без рук, без ног, а ворота открывает.

Дети: Ветер.

Бабушка: Это ветер! А теперь ты, Маруся, ответь на мой вопрос: Почему дует ветер?

Учитель: Маруся это знала, и она с радостью рассказала все бабушке. Ребята, какое объяснение услышала бабушка?

Дети: Земля в разных местах от солнца нагревается по-разному. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче, чем холодный. Он поднимается вверх, а холодный воздух устремляется на место теплого. Так движется воздух, и получается ветер.

2. Работа с сигнальными карточками (средство обратной связи)

Учитель: А сейчас ответьте на вопросы: Что такое туча?

(Слайд 1 (на каком рисунке самый сильный ветер)) Презентация.

Дети: Темное, густое облако.

(Слайд 2 (на каком рисунке показана туча))

Учитель: Из чего состоят тучи?

Дети: Из капелек воды.

Учитель: Какие эти капельки воды?

Дети: Тяжелые.

Учитель: Почему они падают на землю?

Дети: Они не могут долго держаться в небе, т.к. тяжелые, поэтому и падают на землю.

Учитель: Какие бывают дожди?

Дети: Ливень, косой, ситничек.

(Слайд 3 (какой из этих дождей ливень))

III. Физкультминутка

(Пальчиковая гимнастика. Пальчиками по ладошке, имитация дождя)

IV. Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации

1. Рассказ учителя сопровождается с показом декораций на доске.

Учитель: Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти кончился и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто-то запел тоненьким голоском:

Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по листве.

(Слайд 5 с фотографиями солнечных зайчиков).

— Кто ты? — спросил Муравьишка.

— А вы, ребята, как думаете, кто это был?

Дети: Солнечный зайчик. (Всякий ответ ученика, в котором можно найти хоть какой-нибудь смысл, должен считаться правильным. В процессе обсуждения учитель должен показать, к какому результату придет данное суждение, найти полезную мораль из ответа и постараться подвести ребенка и класс к правильному ответу.)

(Слайд 6 солнечного зайчика)

— Что ты делаешь там, так высоко? — спросил Муравей.

— Я делаю чудеса! — ответил Солнечный зайчик.

И тут Муравьишка увидел в небе...

Учитель: Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка:

Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути.
В них ни въехать, ни войти (Радуга)

(Слайды 7-23 демонстрирующие радугу, рассказ учителя.)

Учитель: Радуга одно из красивейших явления на земле, завораживающее и привлекающее внимание! Наверное, нет человека, который не любовался радугой. С радугой всегда связывалось ощущение радости. Не случайно на Украине ее называют веселкой. Существует поверье, что в том месте, где радуга уходит в землю, можно откопать горшок с золотом. А если хотите быть счастливым, то надо пройти под радугой босиком. Жаль только, что это еще никому не удавалось. Но радуга дарит нам мечту и вдохновенье. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной. Радуга бывает большой, когда солнце находится над горизонтом – утром или ближе к вечеру. Когда солнце стоит высоко в небе, радуга небольшая. Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Конца у радуги нет. Это замкнутый круг, нижняя часть которого скрыта под горизонтом и поэтому не видна. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом. Редко, но все-таки случается, когда на небе одновременно можно видеть две радуги, а очень редко даже 3 или 4. Радуга может быть зимой, но это очень редкое явление. Также бывает лунная радуга. Чаще всего радуга бывает летом, после ливня. Когда дождь стихает, будто кто-то стирает радугу с неба.

Продолжение сказки Муравьишки.

Учитель: Как же так? — удивился Муравьишка. — Ты, Солнечный зайчик, сам белый, а радуга разноцветная! Почему радуга разноцветная? (Учитель открывает на доске вопрос).  Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал. А нам с вами, ребята, надо ответить на этот вопрос.

Учитель: Если вы были внимательны, то сможете ответить, когда в небе появляется радуга?

Дети: Когда светит солнце и идет дождик.

Учитель: Да, радуга появляется только если одновременно идет дождь, и светит солнце. Можно сказать что построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. (На доску вешается солнышко и тучка). Чтобы увидеть радугу, необходимо находиться строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должен быть перед тобой). Иначе радугу не увидишь.

2. Демонстрация опыта: прохождение луча света через призму.

Учитель: Прозрачное трехгранное стеклышко - призма - заменяет в опыте капельку воды. (Дети рассматривают, на какие цвета распадается белый солнечный луч)

Учитель: Что нам заменяла призма?

Дети: Капельку воды.

Учитель: Что стало с солнечным лучом, когда он прошел через призму?

Дети: Распался на цветные лучики

Учитель: Откройте учебник на с.97 и прочитайте, а как думает Мудрая черепаха.

Дети читают вывод в учебнике.

Учитель: На что попадают в небе солнечные лучи?

(Дети пользуясь текстом, учатся использовать полученные знания для объяснения окружающего их мира.)

Дети: На капельки дождя

Учитель: Что происходит с солнечными лучами?

Дети: Распадаются на разноцветные лучики

Учитель: Что тогда образуется?

Дети: Радуга

V. Физкультминутка

Приплыли тучки дождевые:
- Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
- Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождик неугомонный
Льет, льет, льет.

Учитель: Ребята, хлопните в ладоши столько раз, сколько цветов у радуги.

3. Путешествие в историю.

(Слайд 24, 25 ознакомление учащихся с истоией открытия изучаемого явления)

Учитель: Есть такая наука – физика, и мы с вами приоткроем одну страничку этой науки. Готовы? Радугу стали изучать в глубокой древности. Разлагать свет на цвета люди научились давно. Аристотель (это древнегреческий ученый, который жил в IV в до н.э.) выделял всего три: красный, зеленый, фиолетовый. Ньютон (англичанин, ХVII в.) сначала выделял пять, затем десять цветов, но в конечном счете остановился на семи. Ньютон провел многочисленные опыты с призмой. Полосу, полученную на экране, Ньютон назвал спектром. В спектре Ньютон выделил семь основных цветов: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”

Учитель: Закройте ладошкой цвета радуги, записанные в учебнике на стр. 97 и раскрасьте полоски в цвета радуги, используя фразы – подсказки. (Из множества заданий необходимо отобрать те, которые наиболее посильны и интересны для учеников.) Дети выполняют задание цветными карандашами.

 Учитель: Почему же радуга разноцветная? Как вы думаете?

Ответы детей.

VI. Закрепление.

1. Самостоятельная работа с учебником (рисунок на стр. 97).

 Учитель: Что делают Черепаха и Муравей?

Дети: Поливают.

Учитель: Что они хотят получить

Дети: Радугу.

Учитель: Может ли получиться радуга? Почему?

Дети: Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.

Учитель: Объясните появление радуги (Слайд 26 фонтан).

2. “Эффект радуги в домашних условиях” (дополнительная информация, побуждающая к исследованию)

Учитель: В очень ясный, солнечный день вам понадобятся миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце. Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите зеркальце в воду и прислоните его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал яркий солнечный свет. Затем перемещайте картон перед миской так, чтобы на нем появилась отраженная “радуга”

3. Игра “Третий лишний”.

Учитель: Я буду называть три цвета, а вы должны назвать тот цвет, которого нет в радуге (Слайд 27):

Оранжевый, коричневый, желтый;
Зеленый, голубой, белый;
Фиолетовый, малиновый, желтый;
Красный, черный, синий.

4. Изготовление модели радуги из пластилина (способ размазывания).

Учитель:

Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то
Но пройти в них не легко,
Те ворота высоко.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три –
Целых семь, ты посмотри
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать?

Учитель: А помогут нам в этом сказочные герои из сказки “Радуга”.

(Слайд 28. Рассказывает ученица. Действующие лица - дети, выходят к доске и прикрепляют “лучики”, сделанные из бумаги на уроках труда по шаблонам)

Ученица: Над дремучим лесом шел дождик. Летнее солнышко закрыли тучи, и стало хмуро, холодно. Спрятались зверята под старой разлапистой елью, загрустили. Ни в прятки поиграть, ни за бабочками побегать. А дождику конца – края не видно. Мудрый филин выглянул из дупла, вздохнул:

Филин: Надолго дождик. Закончится теперь только когда радуга появится. Все знают, что дождики льются, пока радуги нет.

Ученица: Встрепенулись зверята. Медвежонок предложил:

Медвежонок: Давайте сами радугу на полянке сделаем и дождику ее покажем. Тогда он уйдет и снова будет тепло и солнечно!

Ученица: Сказано – сделано. Побежал косолапый медвежонок по оврагам, собрал полное лукошко сладкой земляники, вернулся на полянку и выложил на земле ягодами красный луч радуги. Пушистый зайчик в огород наведался, хрустящих морковок надергал, положил рядом с земляникой – вот и оранжевый луч радуги готов. Ленивая лисичка далеко ходить не стала. Прямо на полянке нарвала нежных, только выросших одуванчиков и сплела из них желтый луч радуги. Быстрая сорока полетела высоко – высоко и собрала с верхушек деревьев самых ярких листиков, принесла их на полянку в клюве. Получился тогда у радуги зеленый лучик. Шустрая белка поскакала по веткам. Прыгала, прыгала, смотрит – под деревом голубые колокольчики растут. Принесла цветы друзьям, вот и голубой луч у радуги есть. Запасливый барсучок достал из своей норки синюю ленточку, которую прошлым летом потеряла в лесу девочка Маша. Появился у радуги синий луч. Неторопливый ежик нашел фиалки, собрал, сколько смог и к друзьям вернулся. Из фиалок ежик для радуги фиолетовый луч сделал. Раскинулась на поляне разноцветная радуга, красивая!

Закричали звери дождику:

Все звери: Дождик, хватит лить! Погляди, что у нас есть!

Ученица: Посмотрела тучка вниз - и впрямь радуга! Всеми своими красками переливается. Значит, кончилось дождливое время. Уплыла тучка с дождиком за лес. Снова засияло солнышко, бабочки стали летать. То-то зверям весело! Прыгают, смеются. А старый филин надел очки, высунулся из дупла и удивляется:

Филин: Смотрите, ваша радуга в небе отразилась. Вот чудеса!

5. Самостоятельная работа на фоне лирической мелодии “Одинокий пастух”

VII. Подведение итогов урока.

Учитель:

- Почему же радуга разноцветная?

- Какая фраза – подсказка помогает запомнить цвета радуги?

- Кто назовет цвета радуги по порядку?

Дети отвечают на вопросы, затем выходят со своими работами. Читают стихи.

1.

В небе дождь, гроза.
Закрывай глаза!
Дождь прошел. Трава блестит.
В небе радуга стоит.
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей,
По траве
Босиком,
Прямо в небо
Прыжком...
С. Маршак

2.

Теплым майским днем
Барабанщик-гром,
Словно молотом,
Бьет по туче:
“Бом!..”
Туча дождик льет,
Ветер краски трет,
И рисуют — РА,
И рисуют — ДУ,
И рисуют — ГУ —
РА-ДУ-ГУ!
В. Мусатов

3.

Приказало солнце – стой,
Семицветный мост крутой!
Туча скрыла солнца свет –
Рухнул мост, а щепок нет.
Загадка

4.

Солнце светит и смеется,
А на Землю дождик льется.
И выходит на луга
Семицветная дуга. Н. Михайлова

5.

Встречает нас приветливо
Она после дождя.
Свеченье разноцветное
Влечет к себе меня.
Хоть знаю я, что радуга –
Лишь отблески лучей,
А все равно я надеюсь
И подбегаю к ней.

6.

Стою и радуюсь:
Радуга, радуга!
Полоса – к полоске,
Линия – к линии:
Желтая, зеленая, красная, синяя...
Мне сказали, будто это –
Все из солнечного света.
Если вместе их смешать,
Будет просто свет опять.

Учитель: Впереди вас ждет множество таинственных явлений. Завершая разговор о тайне цветов радуги, мне бы хотелось тоже прочесть строки Вадима Шефнера:

Всего мне мало... Пусть в мгновение это
Все семь цветов я вижу без труда, — 
Но все ж невольно жду восьмого цвета,
Который в детстве снился иногда.

Рекомендации для занятий дома.

Учитель:

  • Расскажите дома папам и мамам, что новое вы сегодня узнали.
  • Нарисуйте мастеров, которые строят радугу (солнышко и дождик) и радугу.