Цель.
- Развитие познавательной активности.
- Обогащение, активизация и актуализация словаря по теме “Транспорт”
- Обучение выделению в речи родственных слов.
- Развитие слухового внимания детей, логического мышления.
- Обучение навыкам построения предложений из 3-5 слов.
- Формирование грамматического строя речи путем использования игр и упражнений
- Использование паралингвистических средств обучения при проведении словарной работы.
- Воспитание умения договариваться при выполнении совместной работы, интереса к предметам ближайшего окружения
Предшествующая работа: наблюдения на прогулках, беседы, рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, чтение художественной литературы
Оборудование: раздаточный материал (картинки с изображением транспорта), разрезные картинки, шапочка с автомобилем, картинка с изображением инспектора, конверт, демонстрационный материал “Транспорт”, картинки
Ход занятия
Дети приветствуют гостей, логоритмическое упражнение “Здравствуйте”
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй свежий ветерок,
Здравствуй маленький дубок.
Мы живем в одном краю,
Всех я вас приветствую!
Орг.момент. “Делай, как я скажу”
Сообщение цели занятия.
- К нам пришел капитан Светофоров. Он приготовил для вас загадки, отгадки на доске. (Самолет, поезд, корабль, автомобиль)
Быстро в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое?..Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далёк -
Лишь оставили дымок.Паровоз без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл?
Прямо по морю пошёл!Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?
Вопрос детям:
- О чем будем сегодня говорить? (о транспорте, о машинах)
Беседа с детьми по теме занятия.
- Какой транспорт называется грузовым? Пассажирским? Почему?
- Как называются грузовые машины? (Грузовики) Какой слово здесь прячется (Груз)
- Какие грузы перевозят эти машины. (Составление предложений типа:Этот грузовик перевозит игрушки. Этот грузовик перевозит песок.и т п)
- Сравнение автобуса, троллейбуса и трамвая. Назвать части автобуса, машины.
- Какой транспорт называет наземным? Подземным? Почему?
- Транспорт бывает воздушный, водный, железнодорожным. Какие слова здесь прячутся? Как передвигается этот транспорт? Назовите какой транспорт вы знаете?
Игра “Покажи правильно картинку”
Логопед дает задания-дети поднимают нужную картинку, например:
- Покажите водный транспорт
- Покажите воздушный транспорт
- Покажите грузовой транспорт и т.д.
ФКМ.
Игровое упражнение “Вездеход” (какие слова здесь прячутся?-везде ходит) Вам сегодня не везет?
Вас автобус не везет?
Вы возьмите вездеход-
Вездеход вас довезет!
Игра “Угадай настроение машины” (в кругу)
Игра “Назови профессию” (дети называют профессии людей)
Составление предложений типа: Пилот водит самолет. Машинист водит поезд. Вертолет водит вертолетчик. Капитан водит корабль и т п
Игра “Полетели”
Сравнение самолета и вертолета. Дети называют части машин и сравнивают их.
Игра “Назови машины-помощники”
Дети называют машины (экскаватор, бульдозер, поливальная машина, снегоуборочная машина, кран и т д) и рассказывают, как они помогают людям в их жизни и труде. Какие слова прячутся в слове “снегоуборочная”, дети уточняют - зачем нужна эта машина
Игра “Специальные машины” (дети рассказывают о специальных машинах: скорой помощи, пожарной, аварийной и полицейских машинах, в каких случаях они приезжают, и какой номер телефона надо набирать)
Работа в парах. Игра “Собери картинку”
Дети собирают разрезную картинку и говорят- что у них получилось.
Итог занятия.
- О чем говорили?
- Что запомнилось?
- В какие игры играли?
Капитан Светофоров угощает детей.