Новое в обучении поисковому чтению на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Цели

обучающие:

  • формирование умений практического применения знаний;
  • закрепление полученных знаний;
  • формирование коммуникативных знаний, умений и навыков культуры речи.

развивающие:

  • развивать критическое мышление;
  • развить умение участвовать в коллективных формах обучения;
  • обобщать полученные знания.

воспитательные:

  • расширить знания учащихся о стране изучаемого языка, о великих ученых-медиках;
  • реализовать личностно-ориентированный и индивидуальный подход в обучении поисковому чтению.

Оборудование:

  • мультимедийная техника, доска.

Приложение:

  • презентация, сообщения.

План

  1. Чтение - главный вид речевой деятельности.
  2. Виды чтения.
  3. Поисковое чтение и его этапы.
  4. Современные технологии, используемые при обучении поисковому чтению.
  5. Заключение.

Введение

Основное назначение иностранного языка состоит в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Иностранный язык является существенным элементом культуры народного носителя данного языка и средством передачи его другим.

Существует множество аспектов изучения иностранного языка, такие как: грамматика, разговорная практика, аудирование, письмо и чтение, а так же приемов его обучения.

Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как целью так и средством обучения.

С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным достижениям человечества, знакомится с искусством и жизнью других народов. Процесс чтения обогащается активный и пассивный словарный запас слов у учеников, формируются грамматические навыки.

В чтении существуют разные его виды, и все они направлены на достижение разных целей. Выделяются 4 вида чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение “ для себя”, без предварительной специальной установки при ознакомительном чтении основная коммуникативная задача извлечь содержащуюся в нем основную информацию. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.

Изучающее чтение предусматривает полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение. Его задачей является формирование у обучаемого умение самостоятельно преодолевать затруднение в понимании иностранного языка. Объектом изучения является информация, содержащаяся в тексте, но не языковый материал.

Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале, его целью является получение общего представления о теме и круге вопросов. Это беглое, выборочное чтение.

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель- быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов, вполне определенных данных (фактов, показателей, указаний) оно направленно на нахождении в тексте конкретной информации. Такое чтение предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам. В учебных условиях поисковое чтение выступает, как упражнение, и осуществляется по указанию преподавателя. Разработаны специальные упражнения для обучения поисковому чтению.

1. Определите тему/проблему текста;

2. Прочитайте текст, определите освещены ли в нем указанные вопросы;

3. Найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;

4. Прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании;

5. Найдите на указанной странице инструкцию, рецепт, рекомендации;

6. Найдите абзацы, посвященные указанной теме;

7. Найдите в тексте ответы на вопросы;

8. Просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует;

9. Найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным/отрицательным;

10. Разделите текст на части в соответствии с пунктами плана;

11. Выразите свое мнение о содержании текста.

Овладение технологий чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.

Предтекстовые задания направлены на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умения чтения.

Упражнения для предтекстового этапа:

  1. Установите, есть ли часть, в которой перечисляются основные темы статьи;
  2. Найдите в статье вопросы, которые в ней освещаются.

Текстовые задания предлагают коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения и необходимость решения познавательно-коммуникативных задач.

Упражнения для текстового этапа:

  1. Просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему;
  2. Скажите, какому из указанных вопросов уделяется особое внимание;
  3. Отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы.

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умения.

Упражнения для послетекстового этапа:

  1. Зачитайте из текста факты, которые относятся к теме;
  2. Подчеркните в тексте определения, вывод, термины.

При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута.

Для того чтобы ученики овладели навыками чтения учителя используют современные технологии при обучении чтению. Из них выделяют группу технологий, основанные на личностно-ориентированном подходе: современные информационные компьютерные технологии (интернет), технологии сотрудничества, метод проектов, проблемный метод, технология критического мышления.

Метод сотрудничества заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях (объединение учащихся в группе, где им дается одно общее дело, определяется роль каждого в совместной деятельности) учащиеся отвечают за результат не только своей части работы, но и всей группы.

Проблемный метод при обучении чтению привлекателен тем, что он формирует систему умственных действий. При проблемно-поисковой организации урока чтения создаются условия, которые побуждают учащихся самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и обобщать информацию из текста.

Еще одна технология, которая используется для обучения поисковому чтению- технология критического мышления.

Ее цель обеспечить развитие критического мышления по средствам интерактивного включения в образовательный процесс. С помощью этой технологии критического мышления студенты учатся извлекать информацию, анализировать ее.

Из всего перечисленного можно сделать вывод, что поисковая деятельность прививает вкус и интерес к чтению, а использование новых технологий способствует осуществлению самореализации личностных возможностей учащихся. В результате на уроках чтения удается активизировать учебный процесс и сформировать устойчивые и познавательные интересы. Кроме того, учащиеся научились читать, анализировать, систематизировать информацию, работать в команде, выдвигать и отстаивать свои идеи, овладевать навыками самостоятельной работы.

Вывод. Поисковое чтение используется в профессиональной сфере жизни, где специалисты должны успевать просматривать огромное число источников информации, чтобы быть в курсе новейших исследований в медицине.

Слайд №1. Презентация

Тема моего сообщения: Новое в обучении поисковому чтению на уроках английского языка.

Слайд №2

В нем будут рассматриваться следующие вопросы:

- что такое чтение;

- какие виды чтения существуют;

- этапы поискового чтения и современные технологии, используемые при поисковом чтении.

Слайд №3

Основное назначение иностранного языка состоит в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Существует много аспектов изучения иностранного языка: грамматика, разговорная практика, аудирование, письмо, чтение.

Мы рассмотрим подробно такой аспект, как чтение.

С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным знаниям человечества. Это один из главных видов речевой деятельности.

По цели выделяют 3 вида чтения:

- изучающее,

- ознакомительное,

- поисковое.

Слайд №4

Остановимся коротко на каждом виде чтения.

Ознакомительное – беглое, выборочное чтение для получения общего представления о теме.

Изучающее – полное и точное понимание содержания текстов.

Поисковое – быстрое нахождение в тексте определенных данных.

Слайд №5

Не секрет, что сегодняшние учащиеся не любят читать на руссом языке, нам нужно приобщить их к чтению текста на английском языке, давая так задание, чтобы не ослабел интерес, и информация запоминалась легко.

Раньше работа с текстом заключалась в том, что читать, переводить, отвечать на вопросы, пересказывать текст.

Сейчас при обучении поисковому чтению используются новые технологии и творческое отношение преподавателя.

Вся работа над текстом делится на 3 этапа:

Предтекстовый этап.

Текстовый этап.

Послетекстовый этап.

Слайд №6

Большое внимание уделяется предтекстовому этапу. Он приводит в действие систему проблемно-поисковых заданий.

Предтекстовый этап
1. Определите тему по заголовку.

Тексты о болезнях и их симптомы.

Ученые-медики и их вклад в медицину.

2. По рисункам схемам определите абзац, который он иллюстрирует 3. Выделите по заголовку ключевое слово

Его особенности в том, что мы начинаем работу не отрывая ,текст учебника.

Слайд №7

После этого мы приступаем к работе над самим текстом в соревновательной форме.

Текстовый этап
1. Определите для какой специальности этот текст. 2. Разбейте текст на абзацы 3. Поставьте даты в хронологическом порядке. 4. Найдите ответы на вопросы и задайте вопросы.

Слайд №8

Завершающая серия заданий послетекстового этапа.

Послетекстовой этап
1. Заполните таблицу

I knew it before

2. Найдите выводы метода лечения

The methods of treatment

3. Зачитайте факты, относящиеся к теме 4. Выразите свое мнение

To my mind

Слайд №9

При обучении поисковому чтению в англ. Языке выделяют группу технологий основных на лично-ориентированном подходе.

- технология в сотрудничестве;

- проблемный метод;

- технология критического мышления.

Метод сотрудничества заключается в создании условий для активной совместной деятельности (объединение учащихся в группы и дать им общее дело, определив роль каждого).

Проблемный подход при организации обучения поисковому чтению, побуждают учащихся самостоятельно искать, анализировать и обобщать информацию.

Слайд №10

Вывод. В результате на уроках поискового чтения учащиеся учатся:

- читать, анализировать, систематизировать информацию;

- работать в команде, выдвигать свои идеи;

- овладевать навыками самостоятельной работы.

Поисковое чтение используется в профессиональной сфере жизни, где специалисты должны просматривать огромное число источников информации. Чтобы быть в курсе новейших исследований в медицине.