Организация, планирование и проведение вечернего коррекционного часа

Разделы: Логопедия


В специализированных (коррекционных) дошкольных группах V вида решаются комплексные, социально значимые задачи, нацеленные на создание условий для полноценной коррекции речевых нарушений воспитанников, развития их эмоционального, социального и интеллектуального потенциала.

Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения. Вопросу взаимосвязи и преемственности педагогов, работающих с детьми, имеющими особенности речевого развития, уделяется особое внимание, так как только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов.

В логопедической группе коррекционно-воспитательная работа осуществляется на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду. В ней участвуют учитель-логопед, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.

Ведущая роль в этом сотрудничестве отводится учителю-логопеду, который координирует деятельность всех педагогов по коррекции речи детей. Его главным помощником и главным соратником являются воспитатели группы, так как они проводят с воспитанниками большую часть времени. Приложение 1.

В специфику работы воспитателя речевой группы входит проведение вечерних коррекционных часов по заданию логопеда. В этот промежуток времени воспитатель имеет возможность прицельно заниматься коррекционной работой. Недостаток специальной литературы по этому вопросу вызывает затруднения педагогов при организации, планировании и проведении такого вида деятельности.

Успешность логопедической работы во многом определяется возможностью многократного закрепления сформированных учителем – логопедом у воспитанников речевых умений, в тоже время предварительная работа воспитателя позволяет значительно сократить сроки логопедической коррекции. Как показывает практика, время после дневного сна может быть продуктивно использовано при правильной организации деятельности детей.

При этом воспитателем могут решаться следующие задачи:

Закрепление навыков звукопроизношения.

Расширение, уточнение и активизация словарного запаса по изучаемой лексической теме.

Закрепление навыков связной речи.

Коррекционные вечерние часы проводятся ежедневно во второй половине дня и не вносятся в сетку занятий, так как по сути своей являются формой организации свободной деятельности детей.

Структура занятия.

  1. Орг.момент.
  2. Совместная деятельность по развитию речи (со всей группой детей)
  3. Физпауза (развитие общей моторики, согласование речи идвижений)
  4. Работа по самокоррекции.
  5. Индивидуальная работа перед зеркалом (от 2 до 5)

Таким образом, коррекционный час состоит из двух частей: общей части по развитию речи и части самокоррекции. Между ними обязательно проводится динамическая пауза. Обозначенные части можно менять частями.

В общей части коррекционного часа по развитию речи осуществляется работа над лексико – грамматической стороной речи или связной речи в зависимости от дня недели и возраста. Приложение 2.

Вторая часть коррекционного часа используется для коррекции в моторном развитии и развитии графомоторных навыков. Приложение 3.

Для успешного проведения коррекционно-педагогической работы по заданию логопеда воспитатель должен быть обеспечен систематизированным речевым и дидактическим материалом. Наличие такого материала даёт возможность, не затрачивая много времени, подготовиться к занятиям, распределить информацию, не повторяясь, а дополняя друг друга.