Внеклассное мероприятие по истории "Колесо истории"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • привитие интереса к истории;
  • максимальная актуализация имеющихся у студентов знаний по истории;
  • развитие навыков групповой работы;
  • расширение возможностей использования наглядности;
  • формирование способностей искать, оценивать, отбирать и организовать информацию;
  • воспитание чувства гражданственности, патриотизма, толерантности

Оборудование: ПК, экран, презентация.

Ход проведения внеклассного мероприятия

Ведущий: Добрый день дорогие друзья!

Ведущий: Здравствуйте! Сегодня в актовом зале проводится традиционный конкурс знатоков истории.

Ведущий: Древние греки считали историю не наукой, а искусством. У истории есть своя муза – покровительница Клио.
Образ музы покровительницы истории – Клио родился почти три тысячи лет назад. В правой руке она держала бронзовый стилос для письма, а в левой – пергаментный свиток, на который бесстрастно заносила все происходящее в мире. Ей поклонялись и ее ненавидели, ее называли «священной книгой народов» и самым опасным продуктом «интеллекта», ее слушали и ее отвергали лучшие человеческие умы, но она существует и продолжает свою бесстрастную летопись.

Ведущий: Послушайте обращение Клио к участникам конкурса.

На экране фото Клио.

Клио: 

Почесть большая на долю мою досталась,
Вечно иметь пребывание внутри обиталищ научных,
Чествовать Ареопаг и всех участников почтенно,
Мне Музе истории – Клио.
Слово привета своё я обращаю.
Вам пожелаю я, о сыновья Геродота,
Честно сражайтесь под сводами храма науки
И благородством блистайте не меньше,
Чем жаждою схватки.

Ведущий: В конкурсе принимают участие студенты первого курса. Представляем вам план проведения конкурса:

  1. Представление команд. Слово об истории.
  2. Исторический портрет
  3. Договоримся о терминах
  4. Конкурс болельщиков «Впервые в истории»
  5. Историческая викторина
  6. Поймай дату
  7. Конкурс капитанов. Капитаны представляют свои проекты на тему «Россия в будущем».
  8. Подведение итогов.

Ведущий: Состязания оцениваются по пятибалльной системе. Первая страничка конкурса «Слово об истории».

Представление команд.

Ведущий: Вторая страничка конкурса «Исторический портрет».

Ведущий: Приглашаем команды на сцену.

Биографии тех, кто оставил в истории страны заметный след, – это в какой-то мере ключ к пониманию самой истории. По отдельным фрагментам биографий различных исторических личностей попробуйте определить о ком идет речь.

Портрет 1

  • Из любимых его занятий среди прочих были рубка дров и расчистка снега;
  • он женился на женщине, которую звали Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса;
  • его родственник объявил ему войну;
  • все, что он имел, он хотел передать не своему сыну, а брату;
  • он хотел жениться на следующий день после смерти своего отца, и только решительные протесты родственников помешали ему осуществить намерение;
  • во время всеобщей переписи населения он, заполняя анкету, в графе «Профессия» написал: «Хозяин земли русской».
  • В.И. Ленин сказал о нем, что он пытался «влить новое вино в старые мехи»;
  • на жизнь его дважды покушались, и второе покушение оказалось роковым;
  • он завещал похоронить себя в том городе, где застигнет его смерть.

Портрет 2

  • Сын офицера, он окончил Киевское пехотное юнкерское училище;
  • подав рапорт о переводе его на Дальний Восток во время русско-японской войны, в документах на вопрос: «Знаете ли японский язык», он написал: «Не знаю, но драться буду не хуже знающих». Его просьбы была исполнена.
  • он окончил академию Генерального штаба, но из-за конфликта с самим военным министром полагающееся ему назначение получил лишь год спустя;
  • во время первой мировой войны он командовал дивизией, затем армией, корпусом, в 1917 году – фронтами;
  • он активно поддержал Л.Г. Корнилова во время попытки последнего совершить государственный переворот;
  • его имя связано неразрывно с историей белого движения. Один из создателей Добровольческой армии, он стал на некоторое время главой надеждой всех, кто противостоял Советской власти;
  • ярый противник советской власти, он все равно оставался русским патриотом, и в годы второй мировой войны выступил с обращением ко всем русским эмигрантам не поддерживать фашистскую Германию;
  • в эмиграции он стал историком и литератором, но его книги пришли к нам почти полвека спустя после их написания.

Ведущий: Выдающийся французский мыслитель Рене Декарт говорил: «Договоритесь о терминах и половина человеческих слов исчезнет» Для понимания истории это как нельзя кстати, усвоение хода исторического процесса немыслимо без знания основных исторический понятий. Мы предлагаем Вам проверить свои знания некоторых из них.

  • Абсолютизм
  • Гражданская война
  • Демократия
  • Судебник
  • Кормления
  • Боярская Дума
  • Опричнина
  • Земства
  • Интервенция

Ведущий:В мире все когда-нибудь происходит в первый раз. И это рождение обязательно отметит История. Возможно, потом в ряду схожих судеб, событий, дат будут более значительные и известные, но то, что было впервые, сохранит    свое особое, неповторимое очарование. Проверьте, знаете ли Вы, что где, когда в России произошло впервые или было первым.

  • Первое домашнее животное?
  • Первый транспорт, используемый людьми?
  • Первое жилище человека?

Ведущий: Следующая страничка «Историческая викторина».

Ведущий: Команды по очереди выбирают свой номер конверта и отвечают на три вопроса.

  1. Историческая викторина
  1. На чем писали в древнем Новгороде?
  2. Каким по счету Иваном был Грозный?
  3. Какой город оказался под пеплом во время извержения Везувия?
  4. Кто стал первым царем в России?
  5. Первая династия русских государей?
  6. Где был изобретен фарфор?
  7. Где были «висячие сады» Семирамиды?
  8. Где были изобретены шахматы?
  9. Какой полководец сказал: «Тяжело в учении, легко в бою»?
  10. Какой русский полководец не проиграл ни одного сражения?
  11. Кто командовал русскими войсками в Ледовом побоище?

Ведущий: По прошествии определенного времени человеку свойственно оглядываться назад и оценивать пройденное им в жизни. Заставляет его делать это естественный ход времени. В предлагаемых ниже четверостишьях Вам предстоит ответить не только «Что это было», но и когда это было.

1147 г.

Москва-река, тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты б рассказала нам о том,
Как люди начали селиться,
За тыном – тын, за домом – дом
Росло на берегу твоем
Начало будущей столицы.
Ты отражала в глади вод
Тот первый Кремль и город новый,
Что строил русский наш народ
По первою стеной сосновой...
Вот этот первый городок
На перекрестке всех дорог

Ведущий: Следующая страничка – «Конкурс капитанов».

Капитаны команд представляют свой проект «Россия в будущем».

Ведущий: На этом конкурс завершен. Просим жюри подвести итоги.

Список литературы:

  1. Артемов, В.В. История учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.В. Артемов ;  соавт. Ю.Н. Лубченков. – 5-е изд., испр. – М. : Академия, 2008. – 448 с.
  2. Антонова, Т.С. История России ХХ век [Электронный ресурс] / Т.С. Антонова. – Электрон. дан. – М.: ООО "Клио-Софт", 2005. – 1 электронный опт. диск (DVD-ROM)
  3. Кулагина Г.А. Сто игр по истории: пособие для учителя / Г.А. Кулагина. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1983. – 240 с.
  4. Кулюгин А.И. Правители России. – / А.И. Кулюгин. – Чебоксары: «Чувашия». Издание II, перераб, 2000 – 472 с.

Приложение 1