Урок литературного чтения во 2-м классе. УМК «Школа 21 век». Тема урока: "Обобщение по разделу «Семья и я»"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • повторить и обобщить пройденный материал по теме “Семья и я”;
  • развивать память, внимание, логическое и образное мышление;
  • воспитывать дружеские отношения, взаимовыручку, соучастие, сопереживание.

Оборудование:

  • карточки для работы в группах;
  • презентация;
  • кепки для инсценировки стихотворения;
  • оценочные листы

План урока на доске:

  • постановка цели урока;
  • повторение и обобщение;
  • итог урока;
  • домашнее задание.

Ход урока

1. Постановка цели урока.

Презентация.

- Ребята, взгляните на слайд. (на слайде фотография газеты “Моя семья”)

- Что вы видите на слайде?

- Как вы думаете, почему я поместила эту фотографию на слайд?

- Мы закончили тему “Семья и я”

- Какую цель поставим на наш урок?

Цель: обобщить знания по теме “Семья и я”

- Проверим, как мы умеем составлять модели обложек книг.

- Продолжим различать жанры и определять авторов произведений.

2. Повторение и обобщение

- Что такое семья? Семья – это... (продолжите) (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и я)

Семья-это группа живущих вместе близких родственников (из словаря С.И.Ожегова)

- Я предлагаю вам, ребята, сегодня поработать в группах. (4 группы)

- Вспомните правила работы в группе и озвучьте.

План урока

1. Знатоки пословиц

2. Таблица произведений

3. “Книжкина мастерская”

4. Эрудиты. По страницам произведений

5. Классный театр

6. Подводим итог

7. Домашнее задание

1-е задание группам: Дополни пословицу. Дети получают карточку с началом пословицы.

  • Нет дороже дружка, ...
  • При солнышке тепло,...
  • Не будет добра, ...
  • Когда семья вместе, ...
  • Семья сильна, ...
  • Семья в куче-...

Слова для справок: а при матушке добро; чем родная матушка; то и душа на месте; когда над ней крыша одна; коли в семье вражда; не страшна и туча

Сверьте со слайдом и оцените свою работу. (Дети оценивают работу в листах самооценки:

  Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Задание№5
ученики          
учитель          

(+ )всё верно; ( -+)есть ошибки; (- )всё неверно

  • Нет дороже дружка, чем родная матушка.
  • При солнышке тепло, а при матушке добро.
  • Не будет добра, коли в семье вражда.
  • Когда семья вместе, то и душа на месте.
  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • Семья в куче - не страшна и туча.

- Каждая группа выбирает для объяснения любую из пословиц.

- Молодцы! Знаете смысл пословиц. Сейчас проверим, как вы знаете прочитанные произведения нашей рубрики.

Задание 2-е. Каждой группе нужно заполнить таблицу. “Проверь себя”

Название произведения жанр автор
Отец и сыновья   Л.Толстой
Спи, младенец мой прекрасный    
    С.Аксаков
    В.Осеева
Дедушка    
А что у вас?    
  сказка народ

(Если затрудняетесь, можно воспользоваться чем? –учебником и хрестоматией)

Проверьте по слайду. Оцените. (Если верно и сделали без учебника, то +; если верно, но с учебником, то - + -

Название произведения жанр автор
Отец и сыновья басня Л.Толстой
Спи, младенец мой прекрасный колыбельная М.Лермонтов
Моя сестра рассказ С.Аксаков
Сыновья рассказ В.Осеева
Дедушка стихотворение А.Плещеев
А что у вас? стихотворение С.Михалков
Три сестры сказка народ

Физкультурная минутка (Называю сказку -хлопки, рассказ - присядаем, стихотворение -прыжки)

3-е задание: Создаём обложку книжки

  • 1 группа - Пословицы о маме
  • 2 группа - Стихи о маме
  • 3 группа - Рассказы о семье
  • 4 группа - Колыбельные песни

Группы меняются обложками и оценивают друг друга.

4-е задание: Эрудиты. На слайде отрывки текста. Определить произведение и автора.

1) Мать посмотрела на бабушку, а бабушка на мать, обе улыбнулись и поцеловали Катю.

2) Игрушки у нас были самые простые: небольшие гладкие шарики или кусочки дерева.

3)

Ладно, ладно, детки,
Дайте только срок,
будет вам и белка,
будет и свисток.

4) - Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.

- А мой поёт, как соловей.

5)

Берёзонька скрип, скрип,
А доченька спит, спит....

6). А у нас в квартире газ,

А у вас?

Проверка. Группа читает текст, называет произведение и автора, учитель утверждает верно, неверно.

- Оцените свою работу.

5-е задание. Инсценировка стихотворения С.Михалкова “А что у вас?”

Подводим итог.

- Для чего мы выполняли сегодняшнюю работу на уроке?

- Чему нас учат произведения рубрики “Семья и я”?

- Прочитайте стихотворение на слайде.

Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!

- Послушайте песню “Дом родной” в исполнении Алексея Гоман

- Кто поделится чувствами, которые вызвала песня?

Вернемся к нашим целям. Какие цели мы ставили на урок? Достигли ли мы их?

Домашнее задание: Т.стр.52-53 для всех

По желанию:

  • Презентация-исследование “Семейная фотография, где есть я” (Твой возраст, место нахождения, когда это было, отношение к тебе...)
  • Какая моя мама? Написать на цветке.

Оцените свою работу в группе:

  • Доволен работой, всё получилось - зелёный кружок
  • Испытывал чувство неуверенности, сомневался - жёлтый кружок
  • Не было желания работать, не интересно-синий кружок

Спасибо за урок.