Конспект урока профессионально-трудового обучения в 9-м классе для коррекционной школы VIII вида Тема урока: «Моделирование плечевого изделия»

Разделы: Технология


Цели урока:

  • Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности: выявлять особенности объектов и делать выводы на основе анализа.
  • Способствовать формированию умения применять на практике полученные знания.

Задачи урока:

  • Образовательная: систематизировать и расширить знания учащихся о моделировании, как способе создания новых фасонов и силуэтов швейных изделий;
  • Корреционно-развивающая: корригировать умения различать и подбирать силуэт в одежде; умения анализировать полученную информацию, использовать в практической работе алгоритм моделирования; развивать пространственно-образное мышление;
  • Воспитательная: воспитывать самостоятельность, творческий подход к решению задачи, положительной мотивации к учебе, предмету.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки-задания

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Психологический настрой

Приветствие. Проверка готовности учащихся.

Учитель: Я рада видеть вас в хорошем настроении.  Думаю, сегодняшний урок вас не разочарует!

2. Актуализация опорных знаний

Учитель: Скажите, на какие два вида по способу носки делится одежда?

Ученица: На плечевую и поясную.

Учитель:  Какое изделие в этом году мы изучаем?

Ученица: Плечевое.

Учитель: А конкретнее, цельнокроеное платье. Ну, а для того, чтобы вспомнить, что мы знаем по изготовлению плечевого изделия, я предлагаю отгадать кроссворд и тем самым угадать ключевое слово, которое и будет являться темой нашего урока.

Презентация. Слайд 1

Итак, первое слово по вертикали –

  1. Специалист, участвующий в изготовлении швейных изделий, который создает новые модели одежды и воплощает их в эскизах (рисунках) (МОДЕЛЬЕР)
  2. Специалист, который воплощает идеи художника-модельера в чертежах и выкройках (КОНСТРУКТОР)
  3. Что необходимо знать для построения чертежа любого изделия (МЕРКИ)
  4. Как в моде называется манера одеваться (СТИЛЬ)
  5. Внешняя форма изделия, которая определяется покроем отдельных деталей, тканью, цветом, отделкой (ФАСОН)
  6. Деталь плечевого изделия, может быть по крою втачным, цельнокроеным, реглан (РУКАВ)
  7. Контурное очертание фигуры (тень) (СИЛУЭТ)

Итак, у нас получилось ключевое слово – МОДЕЛИРОВАНИЕ

Учитель:  Что такое моделирование? (Моделирование – это творческий процесс создания новых моделей одежды).

3. Сообщение темы, постановка учебной цели

Слайд 2

Учитель: И тема нашего урока: «Моделирование цельнокроеного платья с рукавом»

Учитель: На предыдущих уроках мы с вами познакомились с элементами моделирования, научились вносить изменения в основу чертежа, чтобы получить новые фасоны платья и сегодня на уроке я предлагаю обобщить все наши знания и показать умения по данной теме.

Учитель:  А кто знает или догадывается, от какого слова произошло моделирование? (От слова – мода)

Слайд 3

Учитель:  А как вы понимаете, что такое мода? (Мода – это то, что в определенное время пользуется популярностью и признанием большинства людей).

4. Обобщение и систематизация знаний (подготовка уч-ся к обобщенной деятельности, воспроизведение на новом уровне, т.е. переформулированные вопросы)

Учитель: Но ведь над созданием новой модной одежды работают люди определенных профессий.

Слайд 4

Задание: Я предлагаю заполнить каталог профессий (на доске заполняется каталог: процесс – профессия). А для этого мы должны вспомнить этапы моделирования.

Процесс моделирования можно разделить на два этапа:

1. Создание эскиза (рисунка), а специалист какой профессии выполняет эскиз? (Художник-модельер)
2. Создание чертежей и выкроек. Кто занимается построением чертежей? (Специалист-конструктор)

Слайд 5

Учитель:  А как вы думаете, как называется место, где создаются новые модели одежды? (Дом моды)

Учитель: И сегодня я предлагаю вам поработать модельерами и конструкторами в таких домах мод. У нас сегодня открыты два дома мод: (названия вывешивает на доску)
Первый под названием «Твой стиль»
Второй «Сама элегантность».
Для этого мы разделимся на две группы.

Условия: В процессе работы двух домов мод выяснится, насколько грамотные специалисты в них работают. Для этого в процессе выполнения заданий за правильные ответы вы будете получать жетоны в виде смайликов.
А по окончании нашей работы подсчитаем количество жетонов и тем самым определим лучших специалистов.

Учитель: Итак, созданием новой модели, мы уже знаем, занимается, художник – модельер. И я предлагаю перевоплотиться в этих специалистов. Модельер должен знать стили в одежде, и хорошо разбираться в силуэтах.

(фронтальный опрос):

Учитель:  Что такое силуэт? (Это контурное очертание фигуры)

Учитель:  Посмотрите на экран. Какие силуэты различают в одежде? (Прилегающий, полуприлегающий, прямой, свободный)

Слайд 6

Задание (фронтальный опрос): у меня на экране модели одежды разных силуэтов, найдите соответствующие и соедините стрелками.
За активность команды могут заработать дополнительный смайлик. (результаты оцениваются жетонами).

Учитель: Кроме того, модельер должен разбираться и тонко чувствовать стиль в одежде. Какие стили вы знаете?

Спортивный – свободный, не стесняющий движений, молодежная, комфортна, удобная одежда.
Классический – строгий, деловой, без лишних деталей, сдержанные цвета, мало подвержена капризам моды.
Романтический – это нарядная одежда для торжественных случаев, подчеркивающая женственность, обаяние ее обладательницы. Этому стилю присущи: оборки, воланы, кружево, тонкие струящиеся ткани.
Фольклорный – стиль, который предполагает создание образа, ассоциирущегося с народным костюмом, с использованием в современной одежде элементов национального костюма – вышивка, тесьма, ленты.

Слайд 7

Задание (фронтальный опрос): на экране одежда в разных стилях. Определите стиль и соедините стрелками соответствующий. Ну а чтобы закрепить наши знания о стилях и силуэтах одежды

Слайд 8

Задание командам № 1: я предлагаю игру «Домино».
Каждой команде даны карточки с рисунками силуэтов и стилей, ваша задача заполнить ячейки таблицы с соответствующими названиями, приклеив их.

Проверка: выполним самопроверку и оцените себя.

Учитель: Ну и конечно, художник – модельер должен уметь по описанию фасона нарисовать модель одежды.

Слайд 9

Задание командам № 2: Рисовать мы не будем, я предлагаю, глядя на готовые эскизы на экране, найти каждому дому мод нужный эскиз по описанию фасона. Эта работа в команде. Чья команда определит правильно фасон и первая, получает жетон.

(Учитель вывешивает выбранные модели на доску).

Учитель: Итак, молодцы, обе команды справились с заданием и показали нам знания по художественному моделированию.

Учитель: Эскизы моделей у нас есть, а с помощью чего можно добиться такого фасона, ведь у нас только эскиз и основа чертежа платья? (С помощью технического моделирования).
А кто занимается техническим моделированием? (Конструктор).
И я предлагаю теперь попробовать себя в роли конструктора.

Учитель: Посмотрите на эскизы, которые вы выбрали и основу чертежа платья, и ответьте: какие изменения  внесли конструкторы в основу чертежа, чтобы добиться такого фасона? (Перенос нагрудной вытачки).

Слайд 10

Задание (фронтальный опрос):

Учитель:  А для чего служат вытачки?(С помощью вытачки можно придать объемную форму и добиться облегания).
Учитель:  В какие линии можно перенести нагрудную вытачку? (В линию бока, в линию плеча, в линию проймы, в линию горловины).
Учитель:  Посмотрите на эскиз и скажите, в какую контурную линию перенесена нагрудная вытачка в модели (синее платье)? (В линию проймы).
Как же выполнить перенос вытачки в линию проймы? (Нужно провести линию от линии проймы к центру груди, разрезать, закрыть вытачку и открыть по линии проймы).

Учитель: Ну а для того, чтобы понять насколько наши дома мод владеют техническим моделированием, я предлагаю по одному из специалистов от каждого дома выполнить задание:

Задание № 3 (индивидуальное): вам даны карточки с эскизом модели и схемой переноса вытачки, но они перепутаны, ваша задача: найти соответствующие и соединить стрелками и указать в какую линию нужно сделать перенос.

По окончании работы, обменяться карточками и выполнить взаимопроверку.

Слайд 11

Учитель: Ну а пока наши конструкторы работают, у остальных есть возможность заработать дополнительный жетон своей команде.

Учитель:  Мы знаем, что для построения чертежа основы любого изделия нужно снять что? (Мерки).
А для снятия мерок фигуру условно разделили на линии, которые так и называются условные.

Задание (фронтальный опрос): Подпишите эти линии.

Учитель:  На экране есть мерки, они записываются сокращенно.

Задание (фронтальный опрос): подставьте мерки к соответствующим линиям и расшифруйте их.

(На экране высвечивается карточка).

Учитель: Ну а мы проверяем наших конструкторов.

(Анализ работы).

Слайд 12

Учитель:  На экране находятся основные детали, из которых состоит платье. Назовите их. (Перед, спинка, рукав).

Слайд 13

Какие рукава по крою вы знаете? (Втачной, реглан, цельнокроеный).
Какой из этих видов мы изучаем в этом году? (Втачной).

Слайд 14

Какие рукава по крою вы видите на экране? (Втачные).
Посмотрите, какие они совершенно разные. Как добиться такого разнообразия? (С помощью технического моделирования).

Слайд 15

Учитель:  Прежде чем показать умения по моделированию рукава, давайте вспомним  конструктивные линии, которые нам нужны в процессе моделирования. (Линия оката, линия низа, линия бока, линия локтевого перегиба, линия переднего перегиба).

Учитель: На экране модель платья с втачным рукавом с расширенным окатом. Какие изменения нужно внести, чтобы получить такой рукав?

Задание:  Давайте попробуем смоделировать.

1. Втачной рукав «Расширенный по окату»

Учитель: Вы показали свои знания в техническом моделировании. И прежде чем продолжить нашу работу, я предлагаю немного расслабиться.

Слайд 16

Физминутка. Упражнения для осанки.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Учитель: А теперь я предлагаю поработать в команде и выполнить техническое моделирование для создания вашей модели.

Задание командам № 4: У вас на столах листы с эскизом модели и чертеж основы деталей платья.

Слайд 17

Ваша задача: выполнить перенос нагрудной вытачки и смоделировать втачной рукав в соответствии с эскизом. И оформить на листе.

Вводный инструктаж: для работы нам понадобятся линейки, клей, ножницы. Давайте вспомним правила Т/Б при работе с ножницами и клеем.

Учитель в процессе работы групп проводит текущий инструктаж.

Анализ работы: вывешивает на доску листы и учащиеся проводят самоанализ. Оценивание результатов работ.

Слайд 18

Учитель:  Ну и для закрепления наших знаний я предлагаю игру «Да или Нет». Я зачитываю утверждение, а вы отвечаете одним словом да или нет, в зависимости от того соглашаетесь с моим утверждением или нет. Действует правило поднятой руки.

Задание на закрепление:

  1. Модельер – это специалист, который создает  новые модели одежды и воплощает их в эскизах (рисунках) – ДА
  2. Классический, спортивный, романтический, фольклорный – все это фасоны одежды – НЕТ
  3. Силуэт – это контурное очертание фигуры (или тень) – ДА
  4. Мерки нужны модельеру для создания эскиза (рисунка) – НЕТ
  5. «Фонарик», «Крылышко», расширенный по окату – все это рукава цельнокроеные – НЕТ
  6. Вытачки нужны для предания объемной формы – ДА
  7. Сш, Сг, Ди, Сб, Шп – все эти мерки записываются в половинном размере – НЕТ
  8. Юбка, шорты, брюки – все эти изделия относятся к поясным по способу носки – ДА

Слайд 19

Учитель:  А теперь произведем подсчет жетонов. (Чья команда набрала больше жетонов, та команда выиграла и показала хорошие знания по данной теме).
Итак, подсчитайте количество жетонов, тем самым выявим, какая из команд работала слаженно, и продемонстрировала свои знания по данной теме.
Хочу отметить плодотворную работу каждого. Все молодцы.

6. Рефлексия

Слайд 20

Учитель:  А теперь попрошу вас, ответив на вопросы, выразить свое отношение к сегодняшнему уроку:

  • Сегодня я узнала…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполняла задания…
  • Теперь я могу…
  • Я приобрела…
  • Я научилась…
  • У меня получилось …
  • Урок дал мне для жизни…

Спасибо за урок!