Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; учить называть “соседей” названных чисел; познакомить со знаком “+”; упражнять в составе числа шесть.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям сундучок, в котором лежат цифры.

Воспитатель:

Дети, как вы думаете, что лежит в моем сундучке? (предположение детей).

Вы узнаете, если отгадаете загадку. Слушайте внимательно:

В сундуке моем “живут”
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры)

Правильно, это цифры.

Воспитатель раздает детям карточки с цифрами, уточняет 10 это цифра или число (это число).

Задание №1. Давайте поиграем с цифрами и числом 10. Пока звучит музыка, вы будете веселиться. Как только музыка смолкнет (перестанет играть), вы должны выстроиться по порядку от 1 до 10.

Дети играют в игру.

Воспитатель собирает у детей цифры 2, 4, 6, 8, 10, кладет их на стол и переворачивает рубашкой вверх, перемешивает цифры.

Задание №2. По моему сигналу, дети, у которых нет карточек, подходят к столу берут по одной карточке и находят “соседа” своей цифры.

Воспитатель собирает у детей цифры 1, 3, 5, 7, 9, кладет их на стол и переворачивает рубашкой вверх, перемешивает.

Задание №3. См. задание №2.

Молодцы! Проходите на свои места.

Дети садятся за парты.

Воспитатель:

Ноги на пол мы поставим,
Спинки дружно все расправим,
Локотки на стол поставим.
Руку левую на стол,
Сверху правую кладем (выполняют движения в соответствии с текстом).

Послушайте следующее задание.

Задание №4.

Выложите числовой ряд от 1 до 10.

Отсчитайте 5 квадратов, рядом положите цифру, которая покажет, сколько квадратов вы отсчитали.

Дети выполняют задание.

Какую цифру вы положили? Почему? (Я положила цифру 5, потому что у меня 5 квадратов).

Рядом положите еще 1 квадрат. Вы увеличили количество квадратов на единицу. Все то, что вы сейчас сделали, можно “записать” при помощи специального знака. Когда мы прибавляем, увеличиваем число, то ставим вот такой знак – это знак “ПЛЮС” (показывает).

Я плюс!
И этим я горжусь
Я добрый знак соединенья,
Лишь в том мое предназначенье!

Теперь посмотрите, как я это “запишу”.

Сколько было квадратов? (5)

Ставим цифру пять.

Я добавила еще один квадрат, их стало больше или меньше? (больше).

Если их стало больше, какой знак поставим? (“плюс”)

Сколько квадратов прибавили? (1 квадрат)

Ставим цифру один.

Послушайте, как это нужно прочитать: “пять плюс один” или “к пяти прибавить один”)

Воспитатель предлагает детям сделать такую “запись” на столе и прочитать ее.

Какое число получилось при увеличении пять на единицу? Покажите цифру.

Давайте закончим нашу “запись” и прочитаем ее:

5+1=6 (пять плюс один равно шести).

Физкультминутка.

Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Всем руками помахать,
И на место сесть опять.

Перед детьми цифры от 1 до 10.

Задание №5.

Мы сейчас поиграем в игру “Увеличь число”. Я вам буду показывать картинку, вы посчитаете количество предметов, и покажите мне цифру, которая на один больше количества предметов на картинке.

Дети играют в игру.

Задание №6.

“В какой руке сколько?”.

У меня в руке 6 кружков. Вы должны отгадать, сколько кружков у меня в одной руке, сколько в другой руке, сколько всего кружков. Давайте договоримся, что сначала будем говорить, сколько кружков в левой руке, а потом – сколько в правой. Например, три и три – вместе шесть.

Если дети не отгадали задуманный воспитателем вариант, можно сказать: “Так может быть, но у меня не так”. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не назовет задуманный им вариант. Игра повторяется.

Итог. Ребята, что сегодня нового вы узнали?

Ответы детей.

Воспитатель хвалит детей и они идут играть.