Организованная образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе "Проделки Бабы Яги в зимнем лесу"

Разделы: Логопедия


Цель: развитие основных психических функций, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы. Создание ситуации успеха и группового единства.

Задачи:

  • Образовательные:
    • уточнение и расширение представления о предметах и явлениях окружающей действительности и о взаимосвязях между ними;
    • закрепление навыка ориентировки в пространстве и на листе бумаги.
  • Развивающие:
    • развитие устойчивости зрительного и слухового внимания, памяти;
    • развитие образного и словесно-логическое мышления, воображения;
    • активизация словарного запаса;
    • развитие интонационной выразительности речи;
    • развитие чувства речи и координации движений;
    • развитие мелкой моторики.
  • Воспитательные:
    • воспитание дружеских взаимоотношений, умения слушать товарища;
    • воспитание доброжелательного отношения со сверстниками.

Методы и приемы:

  • словесный
  • наглядный
  • игровой
  • создание проблемной ситуации
  • фонетическая ритмика
  • сюрпризный момент

Демонстрационный материал:

  • план-схема занятия (на формате А3),
  • задание на развитие логического мышления: «У белочки в дупле» (задание выполнено на формате А3; образец вывешивается на доску; у каждого ребенка – индивидуальные листочки с таким же заданием);
  • фонетические ритмы;
  • «Найди банку с вареньем» план-схема (ориентировка в пространстве);
  • нарисованная избушка Бабы Яги.

Раздаточный материал: для развития логического мышления: «У белочки в дупле», листочки с заданием «Путь до медвежьей берлоги» (рисуем по клеточкам), задания на листочках «Горячий-холодный».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

В детский сад приходит письмо, в котором лесные жители просят детей о помощи. Баба Яга решила напроказничать и перепутала лето с зимой. И теперь еж и медведь не знают, что им делать: впадать в спячку или нет.

– Ребята, мы поможем лесным жителям? (Да!)
– Чтобы попасть в заколдованный лес, нам надо произнести волшебные слова.

Дети проговаривают вместе с педагогом

Топни, хлопни, повернись!
В лесу странном окажись!

– Ой, ребята, действительно, лес какой-то странный: посмотрите, под елками снег лежит, а рядом цветы растут. Ой, а кто это там прячется?

(На веточке елки сидит белка, но дети пока ее не видят)

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

– Правильно! Это белка.

Появляется белка.

– Знаю, знаю, зачем вы пришли! Но в этой беде вам помочь может только один зверек. Угадайте, кто?

Смотри: лежит под ёлками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да вдруг побежала.

– Это ежик!

– Правильно! Отправляйтесь к ежику и передайте ему мой подарок. Только вам сначала надо угадать, какой это подарок.

(Дети садятся за столы)

– Ребята, посмотрите, у белочки три дупла. В каждом она сделала по 4 запаса на зиму.

Картинка-схема

В первом дупле у нее три желудя и один гриб.
Во втором два желудя и два гриба.
– А что лежит у белочки в третьем дупле? (Один желудь и три гриба.)
– Молодцы!

Педагог вызывает одного ребенка нарисовать ответ на плакате. Остальные дети выполняют задание на листиках.

– Молодцы! Теперь мы можем отправляться к ежику. И в подарок мы ему понесем один желудь и три гриба.

(Дети «идут» пальчиками по столу)

– Вот мы и пришли к ежику.
– Здравствуй ежик! Давайте спросим его почему он такой грустный? Ежик, почему ты такой грустный?
– Посмотрите, снег в лесу почти растаял. Стали появляться цветы. А ведь сейчас – январь!Январь какой месяц? (Зимний.)
– А зимой на землю выпадает много чего? (Зимой много снега!)
– На чем можно кататься по снегу? (На санках и лыжах!)
– Вот и я хотел доехать до мишки на санках, чтобы он подсказал, что же нам делать с Бабой Ягой, но по траве это сделать невозможно. Но я знаю, что делать! В нашем лесу кое-где на ветках деревьев еще лежит снег. Давайте мы потопаем ногами, похлопаем в ладони, снег упадет с веток, и мы поедем к мишке на санках.

На доску вывешиваются плакаты, на которых схематически пиктограммами изображены ритмы. Дети прочитывают их разными способами:

а – прочитать, показать со слогом «та» – кисти рук, раскрываясь из кулачка, выбрасываются вперед;
б – протопать;
в – показать руками (на слог «ка» – удары ребром ладони по столу или в воздухе.

После проработки ритмов, дети выполняют пальчиковую гимнастику, садятся на санки и едут к медведю.

– Ребята, ежик еще осенью много трудился: носил грибы, яблоки и сейчас помогал нам топать и хлопать. И он очень устал. Давайте его пожалеем, погладим.

Ежик выбился из сил –
(гладим ежика, жалеем)
Яблоки, грибы носил
(показываем «яблоки», «грибы»)
Мы потрем ему бока –
Надо их размять слегка
(трем ладошкой по ладошке попеременно)
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко
(гладим ножки – указательный и средний палец сначала на одной руке, потом на другой)
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка
(чешем, щекочим ладошки)
Еж довольный очень стал
Нам "спасибо" пропищал
(«бежим» пальчиками по столу).

– Возьмите листочки в клеточку, на которых нарисована дорожка, по которой мы с ежиком на санках поедем к медведю. Проведите дорожку по клеточкам.

Дети выполняют задание.

– Ой, посмотрите, а здесь снега побольше! Давайте с вами выполним упражнение:

«Как на горке снег, снег»

Как на горке – снег, снег,
И под горкой – снег, снег
Как на елке – снег, снег,
И под елкой – снег, снег
А под снегом спит медведь
Тише, тише, Не шуметь!

Упражнение сначала показывается руками, потом с вопросительной интонацией (удивленно), Потом вместо слов дети произносят ритмы (например «та»)

Тата тата та та!
Тата тата та та! и т.д.

– Здравствуй мишка! Ты не спишь?
– Как же тут уснуть, когда Баба Яга бед натворила!
– Её можно задобрить только банкой варенья. Но я забыл, куда ее положил. Осталась только вот эта карта. Поможете?

На доску вывешивается плакат-схема, на которой условными обозначениями показывается дорога до места, где спрятана банка с вареньем. Дети сначала прочитывают ее, а потом выполняют задание.

– Ребята, давайте посмотрим, куда же нам идти, чтобы найти банку с вареньем. Сначала нам надо дойти до елки. Обойти ее справа. Сделать три шага вперед. И перепрыгнуть через сугроб.

Дети выполняют задание.

Рядом с банкой варенья в сугробе сидит лиса

– Ой, ребята, а кто тут сидит в сугробе?

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Как зовут её? лиса.

Появляется лиса и говорит, что проводит ребят, но сначала надо выполнить ее задание

Сравните лису и зайца.

Лиса – хищница, а заяц – травоядный,
У зайца длинные уши, а у лисы – короткие,
У лисы длинный хвост, а у зайца – короткий,
Заяц – трусливый, а лиса – смелая.
И заяц и лиса меняют зимой шерстку,
И заяц и лиса живут в лесу.
У зайца и у лисы по четыре лапы.

– Ребята, мне лисичка подсказала, что надо идти туда.

Педагог идет к избушке Бабы Яги.

– Вот мы и пришли к Бабе Яге.
– Баба Яга, ты дома?
– Да дома я, дома.
– А ну-ка возвращай зиму в лес! Давайте скажем это строго!

Дети проговаривают.
Баба Яга предлагает послушать ее стихотворение, найти в нем ошибки и все их назвать.

Спит зимой в берлоге зайка,
А медведь идет гулять,
Среди снега на лужайке
Хочет еж грибы собрать.

– Второе мое задание:
– Что на свете бывает горячим? (Солнце, батареи, вода, чай, чайник, утюг.)
– А что бывает холодным? (Вода, снег, лед, холодильник, снеговик, мороженое.)

– Теперь возьмите листочки, где нарисован огонь и снежинка. Соедините горячие предметы с огнем, а холодные – со снежинкой.

– И последнее – третье задание.
Слова в моих предложениях перемешались. Расставьте их на свои места, чтобы предложения получились правильными.

Медведь, зима, берлога, в, спит.
Снег, зима, падать, земля, на.
Зима, кататься, дети, санки, лыжи, на.

– Молодцы!
– Ну что же, будь по-вашему. Верну зиму в лес, но для этого нам надо произнести волшебные слова. Давайте скажем их грозно!

Дети сопряженно-отраженно проговаривают с педагогом

Возвращайтесь в лес снега
И морозы и пурга,
Ведь медведь и еж должны
Спать спокойно до весны!

– Ой, ребята, посмотрите, мы снова очутились в группе. А здесь лежит посылка и письмо. От кого же они? Так это же от ежика и медведя!

«Дорогие ребята, спасибо вам большое, что помогли нам и вернули зиму в лес. В подарок мы вам посылаем волшебные снежки, волшебные орешки, которые помогут вам быть всегда смелыми и отважными».