Урок истории по теме "Борьба Руси с иноземными завоевателями в XIII веке". 10-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Цели:

  • Подвести к пониманию причин победы русского народа над западными захватчиками и поражения от восточных.
  • Развитие навыков работы с текстом (инсерт), с исторической картой, умений составлять концептуальную таблицу, рассуждать, анализировать, грамотно излагать своё мнение, обобщать, делать выводы.
  • Создание комфортных условий для работы, воспитание уважительного отношения к прошлому Родины, взаимоуважения, культуры речи.

Тип: урок изучения нового материала.

Оборудование: - А.Н.Сахаров, В.И.Буганов: учебник "История России с древнейших времён до конца XVII века" М. Просвещение 2006.

  • карта "Борьба Руси с иноземными завоевателями в XIII веке",
  • заготовка таблицы на доске.

Методические приёмы урока:

  • актуализационная беседа,
  • работа с исторической картой,
  • инсерт - работа с текстом,
  • составление концептуальной таблицы,
  • анализ,
  • составление акростиха.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя:

Продолжая говорить о проблемах, с которыми столкнулась наша Родина в XII-XIII веках, сегодня мы остановимся на следующей: Борьба Руси с иноземными завоевателями.

Мы поработаем с текстом, с исторической картой, составим концептуальную таблицу, поразмышляем, и обобщим знания составлением акростиха.

Желаю вам плодотворной полезной и приятной работы.

Постановка цели урока.

Цель формулируют сами учащиеся, отталкиваясь от темы урока.

Предполагаемые ответы: с кем пришлось бороться, каковы результаты этой борьбы, почему именно эти результаты?

ВЫЗОВ.

Актуализационная беседа по вопросам:

  • что нам уже известно о завоевателях? (монголо-татары)
  • что нам известно о монголах?
  • чем можно объяснить успех завоевательных походов монголо-татар?
  • могла ли битва на Калке закончиться иначе?
  • были ли монголы единственными захватчиками в XIII веке? (крестоносцы)
  • работа по карте у доски (один учащийся по желанию)
  • работа по карте на цветных вкладышах № 4 (все учащиеся)

ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

Слово учителя: а теперь наша задача - разобраться в этих событиях и выделить главные моменты, которые мы и сведём в концептуальную таблицу, самостоятельное чтение п. 1,2 стр.152

Составление концептуальной таблицы:

Кто (наступал) Где (битва) Когда (дата) Результат
       
       
       

Обсуждение, заполнение таблицы на доске (один учащийся по желанию, остальные проверяют правильность заполнения).

Промежуточная рефлексия: почему немцев и шведов победили, а монголо-татар не смогли?

Предполагаемый ответ:

  • раздробленность русских княжеств
  • численное преимущество монголов
  • передовая военная техника у монголов
  • полководческий талант Александра Невского
  • военный потенциал: монголы - воины, а крестоносцы - нет

Итак: на Руси было установлено ордынское владычество. В чём его суть?

Обратимся к тексту на стр. 157, и почитаем об этом, используя приём "инсерт":

"V" - уже знал

"+" - новое для меня

"?" - не понял

Обучающиеся карандашом делают данные пометки в тексте учебника.

Обсуждение

Другие точки зрения на проблему зависимости Руси от Золотой Орды вам известны?

Предполагаемый ответ:

Да. Существует мнение, что Русь не находилась в зависимости от Золотой Орды. Скорее это была конфедерация, где конфликты сменялись периодами мира и взаимопомощи.

Об этом более подробно мы поговорим на следующем уроке.

Вывод по теме и цели урока (формулируют сами учащиеся).

Заключительное слово учителя:

- Много тяжелых испытаний выпало на долю нашей Родины. Светлые, тёмные страницы истории - всё было. И несмотря ни на что мы любим её, потому что это наша Родина!

РЕФЛЕКСИЯ:

обобщим знания составлением акростиха - завоеватели

например:

Захватчики шли на Русь и с Востока и с Запада,
А русские князья не противостояли им сообща
В силу феодальной раздробленности.
Одни монголо-татары
Едва не все княжества захватили.
Военная техника у них была самая передовая,
А вот немцы и шведы были отброшены,
Так как не профессиональные они воины, но
Если бы не военный талант Александра Невского,
Легко ли было бы это сделать?!
Итогом всего стала зависимость Руси от Золотой Орды.

Заслушать один-два, тетради собрать.

Оценки за урок будут выставлены с учётом этой работы

Постановка домашнего задания:  20, вопросы, документы на страницах 161 и 162 - проработать один на выбор.

Итог урока беседа по вопросам:

  • достигнута ли цель?
  • что понравилось, получилось?
  • что нет, над чем надо работать?

Большое спасибо за урок, приятно было с вами работать!