Семинар по теме "Кутузов и Наполеон – два нравственных полюса в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»"

Разделы: Литература


Цели урока:

Образовательные:

  • подвести итоги работы над ключевой проблемой романа: "В чем истинная красота человека?";
  • продолжить работу по формированию умения выявлять авторскую позицию в художественном произведении;
  • расширить представление обучающихся о своеобразии поэтики Л.Н. Толстого.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к художественному слову, личности писателя его творчеству.

Развивающие:

  • отрабатывать умения анализировать фрагменты, вычленять эпизоды и компоновать материал романа с целью построения связного высказывания по указанной проблематике;
  • развивать умение анализировать и рецензировать ответы товарищей.
  • отрабатывать умение построение опорных схем.

Методическая: показать методику проведения обобщающего урока - семинара.

Тип урока - урок - обобщение.

Вид урока - семинар.

Методы:

  • Словесные:
  • Вступительная лекция, доклады, сообщения;
  • Аналитическая беседа;
  • Выразительное чтение.

Практические:

  • Работа с текстом, со справочной литературой;
  • Составление опорных схем и работа с ними.

Наглядные:

  • Иллюстрирование произведения;
  • Работа с репродукциями картин художника В.В. Верещагина.
  • Проблемно - поисковые:
  • Составление ответов на проблемные вопросы, решение проблемной ситуации.

Средства:

  • текст романа Л.Н. Толстого "Война и мир";
  • учебник "Литература" под редакцией Ю.Лебедева;
  • толковый словарь под ред. С.И. Ожегова;
  • словарь литературоведческих терминов;
  • иллюстрации, репродукции картин;
  • фрагмент фильма "Война и мир".

Проектируемая система способностей:

Исследовательские:

  • исследование содержания текста, решение проблемных ситуаций

Исполнительские:

  • подготовка докладов, сообщений.

Коммуникативные:

  • осознание своей роли в обсуждении проблемных ситуаций;
  • осознание совместных коллективных усилий в решении проблемных вопросов.

Рефлективные:

  • осознание ключевой проблемы романа, осмысление авторской позиции и формирование собственного мнения "в чем истинная красота человека".

Межпредметные связи:

История России:

  • война 1805 - 1807 г, Отечественная война 1812 года.

Изобразительное искусство:

  • художник баталист В.В. Верещагин.

Внутрипредметные связи:

  • Образ Наполеона в лирике поэтов I п. XIX в. (А.С.Пушкин, М.Ю Лермонтов).
  • Ф.М. Достоевский роман "Преступление и наказание" теория сильной личности.
  • Крылов басня "Волк на псарне"

Теория литературы: литературоведческие термины.

Семантическое поле.

Обучающийся должен знать: значение понятий:

  • антитеза контраста;
  • образ - обобщение;
  • авторская позиция;
  • своеобразие поэтики писателя.

Обучающийся должен уметь:

  • анализировать текст;
  • выявлять авторскую позицию;
  • составлять опорные конспекты;
  • строить связное высказывание;
  • рецензировать ответы.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Вводная лекция преподавателя.

II. Вступительная часть. Актуализация ранее изученного.

Выступления обучающихся на темы:

Кутузов и Наполеон в русской истории (краткая историческая справка);

Традиция изображения Наполеона в русской классической литературе XIX в. (А.С. Пушкин, отрывок из романа "Евгений Онегин", стих. "Поэт", "Наполеон"; М.Ю. Лермонтов стихотворение "Два капитана"). Приложение №1

Выводное знание:

В произведениях А.С Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Наполеон - романтизированный герой-страдалец.

3. Народное представление о Кутузове и Наполеоне в басне И.Крылова "Волк на псарне".

4. Наполеон Родиона Раскольникова и Наполеон Андрея Болконского. Приложение №2

Выводное знание:

Родион Раскольников с его топором и А.Болконский с его знаменем, по существу, стремятся к одному и тому же - встать над людьми. Наполеон для Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского был воплощением индивидуалистической философии вседозволенности.

III. Основная часть.

Художественная задача, закрепленная Л.Н. Толстым за образами Кутузова и Наполеона.

Четкая авторская тенденция в оценке героев.

Работа с понятиями:

  • яркие литературные характеры
  • типические герои
  • герои, воплощающие определенные идеи, т.е. образы - обобщения.

Выводное знание:

Кутузов и Наполеон в романе "Война и мир" - герои, воплощающие определенные идеи, т.е. образы - символы.

Своеобразие поэтики Толстого:

(прямой авторский комментарий, роль пейзажа, суждение близких автору героев, неслучайное "сцепление" эпизодов, портретная характеристика).

Система героев романа полярно расколота. Толстой использует свой излюбленный прием - антитезу (противопоставление). Аналитическая беседа по вопросам:

  • Назовите героев романа, воплощающих в себе наполеоновское начало, и героев, близких Кутузову.
  • Как изменилось отношение к Наполеону князя Андрея и Пьера Безухова в процессе духовных испытаний?

Сообщение "Своеобразие портретных характеристик"

Выводное знание:

Натуралистические детали и физиологические подробности - общее в портретных характеристиках героев. Подчеркнутая телесность героев имеет разную художественную задачу: в портрете Кутузова подчеркивается мудрость, портретные подробности Наполеона выявляют его бездуховность.

Сообщения по образу Кутузова на материале эпизодов романа:

1) Смотр войск под Браунау, т. I часть II гл. II.

2) Военный совет перед Аустерлицким сражением, т. I часть III гл. XII.

3) Кутузов во время Аустерлицкого сражения, т. I часть III гл. XV.

4) Бородинское сражение, т. II часть II гл. XVI, XXV, XXXV.

5) Совет в Филях, т. III часть III гл. III, IV.

6) Итоговые главы, т. IV часть IV гл. IV, V, VI, XI. (вопросы к эпизодам - в приложении)

7) Работа с опорной схемой по образу Кутузова.

8) Просмотр фрагмента фильма "Война и мир"

Обсуждение проблемного вопроса: Почему режиссер, который так высоко ценит каждое толстовское слово, стремится к максимальному звучанию его в своей картине, в эпизоде Аустерлицкого сражения искажает авторский текст, который произносит Кутузов. Приложение №3, рисунок 1.

Выводное знание:

"Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла увлечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история".

Сообщения по образу Наполеона на материале эпизодов романа:

  • Салон Шерер, т I, часть I гл. I.
  • Аустерлицкое сражение т .I часть III гл. XV.
  • Тильзицкий мир, т. II часть II гл. XXI.
  • Переправа через Неман, т. III часть I гл. II.
  • Сцены оставления Москвы, т. III часть III.
  • Бородинское сражение, т. III часть II гл. XXVI, XXIX, XXXIII, XXXVIII.
  • На Поклонной горе, т. III часть III гл. XIX. Приложение №4, рисунок 2.

Выводное знание: Л.Н. Толстой не приемлет в Наполеоне его эгоизма, доведенного до экцентризма, фальши, убежденности собственной непогрешимости, жестокости.

Рефлексия.

Согласны ли вы с афоризмами из дневника Л.Н.Толстого, напрямую связанными с его авторской оценкой образов Кутузова и Наполеона:

"И нет величия там, где нет простоты, добра и правды".

"Чем мудрее люди, тем они слабее, чем глупее, тем тверже".

Добрый побеждает и только

Побеждает и не гордится

Побеждает и не торжествует

Побеждает и не возвеличивается

Побеждает и не может избежать

Побеждая, надо уметь остановиться

Кто умеет останавливаться, то этим избегает опасности.

(выскажите свое мнение)

IV. Дополнительная информация. Сообщение на тему "Отечественная война 1812 года в творчестве художника - баталиста В.В.Верещагина"

V. Подведение итогов семинара.

Рецензирование ответов, сообщений.

Выставление оценок.

VI. Задание для внеаудиторной работы:

Написать сочинение на одну из тем:

  • "Кутузов - народный полководец";
  • "Положительный герой в понимании Л.Н. Толстого";
  • "Толстовское представление о полководце";
  • "Отрицательные герои в романе "Война и мир";
  • "Патриотизм народа в войне 1812 года" и др.

Приложения.