Конспект занятия по теме "Путешествие с девочкой Машей" для детей средней группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Образовательная: Побуждать детей запоминать целенаправленный материал в игровой форме, формировать у детей готовность к умственным усилиям.
  • Развивающие: Развивать способность к целенаправленному, намеренному запоминанию.
  • Воспитательные: Воспитывать интерес и желание запоминать.

Оборудование:

Кукла,песочница, 3 формочки, 1 совочек, 1 лейка, 1 грабельки, 2 ведерка, грузовая машина, медвежонок, платочки (по количеству детей) магнитофон, цветы, звери (в картинках): волк, лиса, медведь, слон, жираф, обезьянка, верблюд, лев, тигр, павлин; продукты (либо в картинках, либо предметы) хлеб, молоко, сок, яблоко, морковь, капуста и помидор; прилавок, касса.

Ход занятия

Организационный момент:

(Предыстория)

Жила- была девочка Маша. Ей было 4 года, и она была очень веселая! (показываю куклу, дети здороваются с Машей) Больше всего Маша любила играть на улице. И мы вместе с девочкой Машей отправимся в путешествие. (дети идут по дорожке и останавливаются возле песочницы) Там лежат игрушки, оставленные детьми. Ой, что вы видите в песочнице? Дети перечисляют игрушки: 3 формочки, 2 ведерка, 1 совочек, 1 лейка, 1 грабельки, грузовая машина и красивый плюшевый медвежонок, лежавший у песочницы. (песочница настоящая и игрушки тоже) Девочка Маша была очень довольна своими находками. Но вдруг! Что это? Налетел сильный ветер! (звукозапись - "музыка ветра"); (дети берут платочки в руки и начинают махать, создавая "ветер", а в это время воспитатель прячет одну из игрушек в песочнице) Когда ветер успокоился (дети убирают платочки), Машенька оглянулась по сторонам и увидела:ой! Ветер унес одну игрушку! Но какую игрушку унес ветер? Вы можете догадаться? Давайте вспомним, что было в песочнице? (ответы детей) (игра "Ветерок" запоминание всех игрушек визуально, ее можно продолжить, ветер может налетать, мешая девочке, и уносить какие-либо игрушки, а дети будут угадывать, какую игрушку ветер стащил на этот раз). Машеньку привлекла внимание яркая бабочка, и она помчалась опять по дорожке. Вдруг, слышит мамин голос. (звукозапись: "Маша, сходи в магазин".) Мама (ребенок) вышла к девочке и сказала: "Сходи в магазин и купи: хлеб, молоко, сок, яблоко, морковь, капусту и помидор". (игра "Супермаркет" запоминание 7 предметов) "Запомнила?"- вопросительно спросила мама. Давай, я еще раз повторю! (повторяет) Маша запоминает! И девочка отправляется в магазин. (игра "Супермаркет" продавец, продукты, прилавок, касса) Маша заходит в магазин, хочет купить продукты, а вспомнить не может. Помогите ребята Машеньке вспомнить (ответы детей). Наконец купили продукты. Девочку и ребят встречает мама и проверяет все купила, ничего не забыла? ( мама делает выводы, хвалит если все продукты куплены, либо вспоминают недостающие) "Сейчас, я отнесу продукты домой и мы с тобой пойдем в зоопарк!" Пока мама относила продукты, Маша решила подарить маме букет. Она сорвала ромашку, клевер, анютины глазки, василек, колокольчик, одуванчик и мак.

Получился красивый букет для мамы! (раздаются цветы или карточки, дети рассматривают и запоминают их). Дорога была длинная к зоопарку и мама предложила поиграть с Машей! (игра "Красивый букет" запоминание 7 предметов - полевые цветы) Мама, попеременно прячет цветок за спиной, а дети и Машенька угадывают, какого цветка нет. Ну, вот и зоопарк! В нем много животных. Звери сидят каждый в своей клетке. Дети вместе с девочкой Машей рассматривают зверей в зоопарке. Ой..ой..ой, кажется, дождик начинается! (звукозапись "музыка дождя") Мама зовет всех под зонтик! Дождик закончился, тучки рассеялись, но время уже поздно, пора возвращаться домой! По дороге домой девочка и дети вспоминают каких животных они видели. (игра "Зоопарк" перечисли всех животных; дополнительные вопросы: кто спал, кто лежал, кто ел, кто смотрел, а кто отвернулся и т.д.)

Итог занятия:

С кем мы сегодня путешествовали?

Что сначала нам встретилось на пути?

Кто с нами играл?

Кто нас встретил на дорожке?

Куда мы ходили?

Что купили?

Какие цветы в букете мы подарили маме?

Кто был в зоопарке?

Вам понравилось путешествовать с девочкой Машей?

Цели:

  • Образовательная: Побуждать детей к заучиванию стихотворения в игровой форме, формировать у детей готовность к умственным усилиям.
  • Развивающие: Развивать способность к целенаправленному, намеренному запоминанию с помощью картинок.
  • Воспитательные: Воспитывать интерес и желание запоминать.

Оборудование: кошка - мягкая игрушка, коробочка с художественными героями стихотворения, фланелеграф.

Ход занятия

(Дети заходят в групповую комнату, рассаживаются на стульчики)

- Мы сейчас с вами будем играть, присаживайтесь, нас там кто - то ждет! В гости пришла кошечка, она принесла нам подарок - вот эту волшебную коробочку!

- Посмотрим, что в ней! (предположения детей) (восп. открывает коробочку, а там герои стихотворения К. И. Чуковского "Котауси" и "Мауси")

- Посмотрите дети, какие чудесные, волшебные картинки! Кажется я догадалась - эти картинки живые и говорящие!

- Наверное, они нам хотят, что-то рассказать: послушаем? (восп. с помощью картинок, рассказывает стих и выкладывает картинки по тексту, обыгрывая сюжет)

"Котауси и "Мауси" К.И. Чуковский.

Жила-была мышка Мауси
И вдруг увидала Котауси.
У Котауси злые глазауси
И злые-презлые зубауси.
Подбежала Котауси к Мауси
И замахала хвостауси:
"Ах, Мауси, Мауси, Мауси,
Подойди ко мне, милая Мауси!
Я спою тебе песенку, Мауси,
Чудесную песенку, Мауси!"
Но ответила умная Мауси:
"Ты меня не обманешь, Котауси!
Вижу злые твои глазауси
И злые презлые зубауси!"
Так ответила умная Мауси-
И скорее бегом от Котауси.

(воспит. по прочитанному стихотворению задает вопросы детям)

- Про кого говорится в стихотворении? (ответы детей)

- Кто же это Котауси? А Мауси?

- Давайте вместе скажем: Котауси, Мауси (дети коллективно и индивидуально повторяют слова)

- Скажите, что такое глазауси? Зубауси? Хвостауси? (дети повторяют трудные по произношению слова индивидуально и коллективно)

- Давайте еще раз серенькой кошечке почитаем стихотворение с волшебными картинками, а кто уже запомнил, помогайте мне!

"Жила- была:" (воспит. разыгрывает сценку, дети читают стихотворение по картинкам, взрослый помогает наводящими вопросами вспомнить следующую строку) (зачитывается несколько раз стих наизусть, дети разыгрывают сюжет с "живыми" героями) Кошечка хвалит детей "Мяу! Мяу! Мяу!"

- Серенькая кошечка слушала ваши выступления и захотела молочка "Мур! Мур! Мур!"

- Напоим кошечку молочком? (ответы детей)

Исполняется песенка "Киска к деткам подошла :" (дети встают в круг к кошечке и поют песенку под музыкальное сопровождение, кошечка мурлыкает)

Воспитатель и дети прощаются с кошечкой!

Итог занятия.

Кто к нам приходил в гости?

Что интересного принесла кошечка?

Живые картинки нам рассказали какое стихотворение?

Расскажите его своим родителям и друзьям?

Давайте вспомним: Кто жила-была:

И вдруг:.

У Котауси :.и т.д. по тексту, начинает взрослый, заканчивают фразу дети.

Литература:

  1. Зинц Р. Обучение и память: Под ред. Б.А. Бенедиктова. - Мн.: 1989.
  2. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2, - М.: 1981
  3. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр Академия, 1997.
  4. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения/ Под. ред. Ю.М. Забродина. - М.: Прогресс, 1980.
  5. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М.: Просвещение, 1966.

Интернет-ресурсы:

  1. Официальный сайт факультета психологии МГУ: http://www.psy.msu.ru
  2. Неофициальный сайт факультета психологии МГУ: http://www.flogiston.ru
  3. Портал "Psychology.ru": http://www.psychology.ru
  4. Электронная библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru

Приложение.