Цель: закреплять знания учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова.
Задачи:
I. Обучающие:
- формировать умение выполнять морфологический анализ слов, обозначать части слова графически,
- закреплять навыки словообразования при помощи приставок и суффиксов.
II. Развивающие:
- тренировать правильное чёткое произношение звуков;
- расширять словарь и формировать навыки грамотного письма;
- развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;
- формировать навык наблюдательности, самостоятельности учебной деятельности;
- активизировать познавательную и эмоциональную деятельность.
III. Воспитательные:
- воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность;
- развивать навык слаженной работы;
- развивать самостоятельность, самоконтроль.
Формы обучения: коллективная, работа в парах и самостоятельная работа.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, наглядный, практический.
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: фронтальное групповое логопедическое занятие.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- проекционный экран;
- индивидуальные зеркала.
Ход урока
Этапы занятия | Ход урока и деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организа-ционный момент. Психологический настрой. |
Логопед предлагает учащимся прослушать
и выполнить задание. Будь внимателен к словам, |
Дети находят корень слова. |
2. Артикуля-ционная гимнастика | Самомассаж языка. Упражнение для нижней челюсти: Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами. Упражнения для губ: 1. “Заборчик” - задание для непроизвольного удержания улыбки. Зубы ровно мы смыкаем 2. “Дудочка” Губы тянем в трубочку 3. “Окошко” Зубы ровно мы смыкаем 4. “Шарик” Воздух в щеки набираем, 5. “Чистим зубки” Чищу зубы, посмотри, 6. “Часики” Тик-так, тик-так |
Учащиеся выполняют артикуляционную гимнастику |
3. Объявление темы занятия | Сегодня мы с вами повторим, из чего состоит слово, то есть повторим состав слова. | |
4. Актуализация знаний. | Однажды части слов собрались вместе и
стали спорить, кто из них важнее в словах. Корни
говорили, что они самые важные, так как без них не
может существовать ни одно слово. Приставки
перебивали их и твердили, что они стоят впереди
корня, значит заметнее и важнее. Суффиксы
напоминали, что большинство новых слов
образовано при помощи суффиксов, и если бы не они,
то люди не узнали бы названия многих детенышей,
маленьких предметов, названий профессий. Ребята, а вы как считаете? Какая часть слова самая важная?
В чем отличие и сходство суффикса и приставки? (Суффикс и приставка – это части слова и при их помощи можно образовать новые слова. Суффикс находится после корня, приставка перед корнем.) |
Обсуждение данного вопроса |
5. Закрепление. | Прочитайте части слов и составьте из
них слова.
Проверьте правильность выполнения задания. |
Учащиеся выполняют задание. разведчик беленький прогулка светлый застёжка пригорок |
6. Развитие логического мышления | Отгадайте загадки и подберите к
отгадкам родственные слова. Он вошел – никто
не видел. Прозрачен, как стекло Покружилась звездочка Я катаюсь на нем |
Учащиеся выполняют задание. |
Давайте повторим алгоритм разбора
слова по составу. Алгоритм разбора слова по составу
|
Ученики рассказывают правила разбора слова по составу с опорой на алгоритм. | |
7. Упражнение в разборе слов по составу | - Разберите слова по составу,
нарисуйте схемы в тетради.
Проверьте. |
Учащиеся выполняют задание.
Ученики проверяют задание |
Физминутка | Гимнастика для мелкой
моторики: - Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить, чаще делать пальчиковую гимнастику и массаж. Чтобы крепкой быть ладошке Пальчиковые упражнения.
Массаж. Чтоб здоров был пальчик наш,
И к другому перейдём. Дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки внутренней стороной на указательный и средний пальцы правой. Затем растирают его тыльную сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки. Мы с обратной стороны Дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки тыльной стороной на указательный и средний пальцы правой. Потом растирают его внутреннюю сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.. |
|
8. Развитие языкового анализа и закрепление знания норм орфографии | Прочитай текст, вставляя пропущенные
слова с корнем –снег(ж)-. Спишите рассказ. Зима Наступила зима. Выпал белый пушистый ....... Деревья укрылись ......... шапками. Дома стоят ..................... после ................ Вот во двор вышли дети. Они будут играть в ...... и лепить ............. Школьники приготовили для малышей ............ крепость. Родители помогли построить ледяную горку. А вот во дворе появилась ........................ машина. Она медленно убирает пушистый белый .......... Рядом стоит грузовик. Он вывезет лишний ...... за город. Слова для справок: снег, снежный, заснеженный, снегопад, снежки, снегоуборочный, снежок, снеговик. Проверьте правильно ли вы выполнили задание. |
Ученики выполняют задания в тетрадях письменно. |
9. Рефлексия. | - Нужны ли вам знания, полученные на уроке, и где они будут вами применены? | Дети высказывают своё мнение о том, чему они научились. |
10. Итог занятия | - Что вам запомнилось на занятии? |
Список литературы.
1. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 136 с.
2. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда.— М.: Просвещение, 1991.
3. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами.- Издательство: АРКТИ, 2006.