Логопедическое занятие по теме "Состав слова". 3-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 3


Цель: закреплять знания учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова.

Задачи:

I. Обучающие:

  • формировать умение выполнять морфологический анализ слов, обозначать части слова графически,
  • закреплять навыки словообразования при помощи приставок и суффиксов.

II. Развивающие:

  • тренировать правильное чёткое произношение звуков;
  • расширять словарь и формировать навыки грамотного письма;
  • развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;
  • формировать навык наблюдательности, самостоятельности учебной деятельности;
  • активизировать познавательную и эмоциональную деятельность.

III. Воспитательные:

  • воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность;
  • развивать навык слаженной работы;
  • развивать самостоятельность, самоконтроль.

Формы обучения: коллективная, работа в парах и самостоятельная работа.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, наглядный, практический.

Тип занятия: комбинированный.

Вид занятия: фронтальное групповое логопедическое занятие.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • проекционный экран;
  • индивидуальные зеркала.

Ход урока

Этапы занятия Ход урока и деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организа-ционный момент.

Психологический настрой.

Логопед предлагает учащимся прослушать и выполнить задание.

Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
Летчик, самолет, полет.
Ходит, выходка, ходы.
Трудовой, трудись, труды.
Бегать, беглец, беглый.
Озеленять, зелень, зеленый.

Дети находят корень слова.
2. Артикуля-ционная гимнастика Самомассаж языка.

Упражнение для нижней челюсти:

Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.

Упражнения для губ:

1. “Заборчик” - задание для непроизвольного удержания улыбки.

Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы,
Посчитаем наши зубы.

2. “Дудочка”

Губы тянем в трубочку
И играем в дудочку.

3. “Окошко”

Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
Губы мы чуть-чуть сдвигаем
И окошко получаем.

4. “Шарик”

Воздух в щеки набираем,
будто шарик надуваем.

5. “Чистим зубки”

Чищу зубы, посмотри,
Не болели чтоб они.

6. “Часики”

Тик-так, тик-так
ходит маятник вот – так.

Учащиеся выполняют артикуляционную гимнастику
3. Объявление темы занятия Сегодня мы с вами повторим, из чего состоит слово, то есть повторим состав слова.  
4. Актуализация знаний. Однажды части слов собрались вместе и стали спорить, кто из них важнее в словах. Корни говорили, что они самые важные, так как без них не может существовать ни одно слово. Приставки перебивали их и твердили, что они стоят впереди корня, значит заметнее и важнее. Суффиксы напоминали, что большинство новых слов образовано при помощи суффиксов, и если бы не они, то люди не узнали бы названия многих детенышей, маленьких предметов, названий профессий.

Ребята, а вы как считаете? Какая часть слова самая важная?

  • Какие части слова вы знаете?
  • Какая часть слова бывает во всех словах? (Корень)
  • Что называется корнем? ( Корень – общая часть родственных слов.)
  • Что такое приставка? (Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
  • Что такое суффикс? (Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

В чем отличие и сходство суффикса и приставки? (Суффикс и приставка – это части слова и при их помощи можно образовать новые слова. Суффикс находится после корня, приставка перед корнем.)

Обсуждение данного вопроса
5. Закрепление. Прочитайте части слов и составьте из них слова.

Проверьте правильность выполнения задания.

Учащиеся выполняют задание.

разведчик

беленький

прогулка

светлый

застёжка

пригорок

6. Развитие логического мышления Отгадайте загадки и подберите к отгадкам родственные слова.

Он вошел – никто не видел.
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез.
А на окнах вырос лес. (мороз)

Прозрачен, как стекло
А не вставишь в окно. (лед)

Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)

Я катаюсь на нем
До вечерней поры.
Но ленивый мой конь
Возит только с горы.
А на горку всегда
Сам пешком я хожу
И коня своего
За веревку вожу. (санки)

Учащиеся выполняют задание.
Давайте повторим алгоритм разбора слова по составу.

Алгоритм разбора слова по составу

  1. Изменяем слово, находим окончание
  2. Находим корень, подбирая однокоренные слова
  3. Выделяем приставку
  4. Выделяем суффиксы
  5. Выделяем основу слова
Ученики рассказывают правила разбора слова по составу с опорой на алгоритм.
7. Упражнение в разборе слов по составу - Разберите слова по составу, нарисуйте схемы в тетради.
  • заснеженная
  • пушистый
  • подарок
  • ёлочка
  • подснежники
  • коньки

Проверьте.

Учащиеся выполняют задание.

 

 

 

 

Ученики проверяют задание

Физминутка Гимнастика для мелкой моторики:

- Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить, чаще делать пальчиковую гимнастику и массаж.

Чтобы крепкой быть ладошке
Помассируем немножко.
Десять раз понажимаем
И ладошки поменяем.
Пальцы дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
Вот большой!
А это – средний.
Безымянный и последний –
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
Будем их соединять
И движенья выполнять...

Пальчиковые упражнения.

  • кулак,
  • ребро,
  • ладонь,
  • игра на пианино.

Массаж.

Чтоб здоров был пальчик наш,
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрём

И к другому перейдём.

Дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки внутренней стороной на указательный и средний пальцы правой. Затем растирают его тыльную сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.

Мы с обратной стороны
Пальчик растереть должны,
Чтобы он повеселел,
Был здоров и не болел.

Дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки тыльной стороной на указательный и средний пальцы правой. Потом растирают его внутреннюю сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки..

 
8. Развитие языкового анализа и закрепление знания норм орфографии Прочитай текст, вставляя пропущенные слова с корнем –снег(ж)-. Спишите рассказ.

Зима

Наступила зима. Выпал белый пушистый ....... Деревья укрылись ......... шапками. Дома стоят ..................... после ................ Вот во двор вышли дети. Они будут играть в ...... и лепить ............. Школьники приготовили для малышей ............ крепость. Родители помогли построить ледяную горку.

А вот во дворе появилась ........................ машина. Она медленно убирает пушистый белый .......... Рядом стоит грузовик. Он вывезет лишний ...... за город.

Слова для справок: снег, снежный, заснеженный, снегопад, снежки, снегоуборочный, снежок, снеговик.

Проверьте правильно ли вы выполнили задание.

Ученики выполняют задания в тетрадях письменно.
9. Рефлексия. - Нужны ли вам знания, полученные на уроке, и где они будут вами применены? Дети высказывают своё мнение о том, чему они научились.
10. Итог занятия - Что вам запомнилось на занятии?  

Список литературы.

1. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 136 с.

2. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда.— М.: Просвещение, 1991.

3. Бачина О.В.Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами.- Издательство: АРКТИ, 2006.